АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20820/2022
г. Казань Дело № А12-25721/2021
11 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей: Ананьева Р.В., Петрушкина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафроновой Т.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца – ФИО1 (доверенность),
ответчика –ФИО2 (доверенность),
третьего лица – акционерного общества «Волгоградоблэлектро» – ФИО3 (доверенность),
в отсутствие:
иных третьих лиц – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Волгоградэнергосбыт»
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022
по делу № А12-25721/2021
по исковому заявлению публичного акционерного общества «Волгоградэнергосбыт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) кадминистрации городского округа – город Камышин Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (ИНН<***>, ОГРН<***>), ФИО4, акционерное общество «Волгоградоблэлектро» (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недвижимого имущества бесхозяйным недвижимым имуществом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Волгоградэнергосбыт» (далее – ПАО «Волгоградэнергосбыт», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области (далее – Администрация, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества воздушной линии высокого напряжения 6кВ фидер № 27, фидер № 4-6399м, кабельной линии высокого напряжения 150м, кадастровый номер 34:36:000003:581, по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Камышин, Промзона, обязать Администрацию в течение месяца со дня вступления решения в законную силу осуществить постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества воздушной линии высокого напряжения 6кВ фидер № 27, фидер № 4-6399м, кабельной линии высокого напряжения 150м, кадастровый номер 34:36:000003:581, по адресу: Россия, Волгоградская область, г. Камышин, Промзона.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2022 отменено. В удовлетворении исковых требований ПАО «Волгоградэнергосбыт» отказано.
В кассационной жалобе ПАО «Волгоградэнергосбыт», просит постановление апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Волгоградской области по этому делу оставить без изменения, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, на территории городского округа – город Камышин Волгоградской области находится воздушная линия высокого напряжения 6кВ фидер № 27, фидер № 4-6399м, кабельная линия высокого напряжения 150м, кадастровый номер 34:36:000003:581, по адресу Россия, Волгоградская область, г. Камышин, Промзона.
ПАО «Волгоградэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Волгоградской области электрической энергии за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ».
Через спорную воздушную линию осуществляется передача электроэнергии для потребителей (покупателей) ПАО «Волгоградэнергосбыт», приобретающих электроэнергию для собственных бытовых или (и) производственных нужд или в целях ее продажи, а именно: ООО «КомТЭК», ООО «Русэнергосбыт», ФКУ УПРДОР Москва - Волгоград, ФИО5, ООО «СтройТех», ООО Страховая компания «Золотой колос», ООО «Гарантия», ООО «Стройгарант», ИП ФИО6, ОАО «Камышинводстрой», ИП ФИО7, ИП ФИО8, ИП ФИО9, ИП ФИО10, ИП ФИО11
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 11.05.2012 собственником воздушной линии высокого напряжения 6 кВ фидер № 27, фидер № 4-6399 м, кабельной линия высокого напряжения 150 м, кадастровый номер 34:36:000003:581, назначение – коммуникационное является ООО «Энергостандарт» (ИНН<***>, ОГРН <***>). Вместе с тем, ООО «Энергостандарт» исключено из ЕГРЮЛ 05.06.2020.
Таким образом, как указывает истец, поскольку собственник спорой воздушной линии фактически отсутствует, а также отсутствуют правопритязания на данный объект других лиц и фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом, следовательно, указанное имущество является бесхозяйным недвижимым имуществом.
Администрация не принимает необходимых мер, возложенных на нее законодательством в отношении бесхозяйного имущества, бездействие органа местного самоуправления является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества и потребителей ПАО «Волгоградэнергосбыт», чьи энергопринимающие устройства подключены к спорной воздушной линии.
Обосновывая свою заинтересованность в подаче иска в отношении спорных сетей истец ссылался на то, что в тариф не включены все потери связанные с эксплуатацией бесхозяйного имущества, а отсутствие контроля за состоянием спорного объекта, непринятие мер для поддержания их в безопасном состоянии может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в результате чего могут пострадать люди либо их собственность.
При этом, все потери, возникающие на бесхозяйных сетях, не переданных в эксплуатирующую организацию, являются прямыми и некомпенсируемыми убытками заявителя.
С целью сокращения потерь вынуждены обеспечивать аварийный ремонт бесхозяйных сетей, что также является убытками, поскольку действующим законодательством не предусмотрен учет затрат, понесенных на чужое имущество.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении и мотивировал судебный акт тем, что обращаясь с настоящим иском, истец, по сути, требует принудить ответчика использовать свое субъективное право, предусмотренное статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), что недопустимо в силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Пункт 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Однако указанная норма не может рассматриваться как устанавливающая обязанность муниципального образования в обязательном порядке принимать в муниципальную собственность бесхозяйные электросети, используемые в предпринимательских целях субъектами электросетевого хозяйства. Такое толкование противоречит конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления (статья 130 - 133 Конституции Российской Федерации).
Порядок реализации полномочий по вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения устанавливается муниципальным образованием самостоятельно в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.
Законодательство обязывает орган местного самоуправления заниматься судьбой бесхозяйных сетей инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что конечными потребителями электроэнергии являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Кроме того согласно пункту 4 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. При этом Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
Бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией посредством бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.
В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 №ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее эти объекты, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких объектов и получает выгоду от их эксплуатации.
Приведенные нормы права обеспечивают права потребителей электрической энергии иным способом, возлагая соответствующие обязанности по отношению к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства на сетевые организации, фактически использующие такие объекты, независимо от совершения местными органами или иными лицами (субъектами электроэнергетики) каких-либо действий, направленных на оформление прав на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или передачу их на обслуживание.
Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалованное постановление апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пунктов 4, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Муниципальные правовые акты по вопросам организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом могут приниматься органами местного самоуправления соответствующего уровня, имеющими полномочия, согласно статьям 14 - 16 Федерального закона № 131-ФЗ.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.
К организации в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в первую очередь следует относить обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению сетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей. При этом значимыми обстоятельствами являются статус сетей как бесхозяйных вещей, а также наличие непосредственного соединения с этими сетями сетей выбранной сетевой организации (или наличие у такой организации признаков единой снабжающей организации в системе снабжения, в которую входят указанные сети.
Вывод суда апелляционного суда о том что указанная обязанность по обеспечению электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведения касается только объектов жилого фонда и социальной сферы и не распространяется на индивидуальных предпринимателей и других юридических лиц, не основан на нормах права, поскольку закон о местном самоуправлении не имеет таких ограничений.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом. Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные вещи установлен статьей 225 ГК РФ.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике в силу статьи 2 Закона об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из ГК РФ, Закона об электроэнергетике и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах (не в ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законах), должны соответствовать ГК РФ.
Предметом регулирования Закона об электроэнергетике является установление правовых основ экономических отношений в сфере электроэнергетики, определение полномочий органов государственной власти на регулирование этих отношений, основных прав и обязанностей субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
При этом Закон об электроэнергетике устанавливает ограничения прав собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (статьи 7, 8), регулирует доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии (пункт 4 статьи 26), позволяет учитывать в полном объеме расходы, связанные с эксплуатацией бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей и (или) иных объектов электроэнергетики (абзац второй пункта 4 статьи 28), устанавливает ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к являющимся бесхозяйными объектам электросетевого хозяйства (абзац второй пункта 1 статьи 38).
Таким образом, Закон об электроэнергетике не предусматривает оснований и порядка приобретения права собственности, поскольку они устанавливаются ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Судьба бесхозяйной вещи решается в судебном порядке в соответствии со статьей 225 ГК РФ следующим образом: бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 (далее – Приказ № 931).
Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав). На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав) (пункт 2 Приказа № 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости (пункт 5 Приказа № 931).
В случае ненадлежащего использования элетросетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием могут возникать чрезвычайные ситуации. Органы местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность организуют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках предоставленных им полномочий.
Следует признать ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о применении и толковании статьи 225 ГК РФ не предусматривающий обязанность совершить действия по учету бесхозяйной недвижимой вещи, в том числе инженерных сетей.
Согласно правовому подходу, изложенному в определении Судебной коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2016 № 39-КГПР16-3 необращение с заявлением о принятии сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 ГК РФ.
Правила статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относят в том числе и организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В данном случае меры по безопасности использования кабельных линий высокого напряжения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности сооружения, включая и вопросы эксплуатационной ответственности по ее содержанию.
В связи с чем судом апелляционной инстанции допущены существенные ошибки в применении и толковании норм материального права.
Применительно к спорному случаю, поскольку спорные объекты расположены в административных границах муниципального образования г. Камышин необращение администрации с заявлением о принятии линий высокого напряжения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности вытекающие из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
Вопрос о субъектном составе участников и потребителей электроэнергии, расположенных в границах публичного образования, также не могут исключать применение пункта 3 статьи 225 ГК РФ и пункта 5 Порядка утвержденного Приказом № 931, направленных на вовлечение таких вещей в гражданский оборот и определение лиц, которые будут нести ответственность за обеспечение электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергией, а также учет при установлении тарифа.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно учтено, что бездействие органов местного самоуправления, выраженное в неисполнении обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйных сетей, лишает истца компенсации затрат путем включения их в тариф, при наличии убытков в виде не компенсируемых затрат на ремонт и обслуживание бесхозяйных сетей.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по делу № А12-25721/2021 отменить, оставить в силе принятое по этому делу решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2022.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.А. Карпова
Судьи Р.В. Ананьев
В.А. Петрушкин