ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-27121/2021 от 14.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19695/2022

г. Казань Дело № А12-27121/2021

21 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Мосунова С.В.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022

по делу № А12-27121/2021

по заявлению администрации Центрального района Волгограда (г. Волгоград, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация города Волгограда» (г. Волгоград, ОГРН <***>, ИНН <***>),

УСТАНОВИЛ:

Администрация Центрального района Волгограда (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее – Госжилнадзор, Инспекция) от 02.07.2021 № 984 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2021 по делу № А12-27121/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022, заявленные требования удовлетворены. Предписание Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 02.07.2021 № 984 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований признано незаконным.

В кассационной жалобе Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа Госжилнадзора от 31.05.2021 № 984 проведена внеплановая документарная проверка Администрации Центрального района Волгограда с целью рассмотрения поступившего обращения от 28.04.2021 № Ж-1649-002 гражданина по вопросу правомерности установления размера платы за содержание жилого помещения для собственников многоквартирного дома (далее – МКД) № 15 по ул. 13-й Гвардейской г. Волгограда, по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации, проведённого администрацией. Результаты проверки отражены в акте проверки от 02.07.2021 № 984.

Инспекция пришла к выводу, что Администрацией Центрального района Волгограда нарушены обязательные требования к установлению размера платы за содержание жилого помещения при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>. В состав такой платы в общем размере 25,18 руб./кв.м включены:

- «работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иным объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации дома» в размере 5,23 руб./кв.м, при этом земельный участок с кадастровым номером 34:34:040024:25, указанный в Приложении к договору управления МКД в составе общего имущества МКД, фактически с 14.08.2019 находится в постоянном бессрочном пользовании Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее – Главное Управление МЧС России по Волгоградской области);

- «прочие работы и услуги по управлению многоквартирным домом, в том числе взыскание задолженности» в размере 1,22 руб./кв.м, при этом расшифровка конкретных работ и услуг не указана, сама формулировка «прочие работы и услуги» в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), и Правилах оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2013 № 290 (далее – Правила № 290), отсутствует.

Кроме того, Администрацией не были представлены документы, подтверждающие расчёт и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учётом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ), а также по результатам осмотров состояния общего имущества такого дома.

По мнению Инспекции, данные обстоятельства свидетельствуют об установлении Администрацией в конкурсной документации и договоре управления вышеуказанным МКД размера платы за содержание общего имущества дома, вынуждающего собственников помещений данного МКД нести необоснованные расходы.

Администрации выдано предписание от 02.07.2021 № 984 о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований со сроком исполнения – до 30.09.2021.

Исходя из пункта 1 предписания Администрация должна произвести расчёт стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с экономическим обоснованием включения сумм по каждой работе и услуге, предусмотренной минимальным перечнем, с учётом состава общего имущества, уровня благоустроенности, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, в соответствии с законодательством РФ, с учётом мероприятий настоящего предписания; произвести расчёт работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 15, с периодичностью, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В пункте 2 предписания указано на обязанность Администрация должна провести мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения управляющей организацией, выбранной по итогам проведения открытого конкурса, обязательных требований в части изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений вышеназванного многоквартирного дома исходя из проведённых мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего предписания, с даты управления многоквартирным домом на основании конкурса.

Администрация оспорила предписание в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость является важным требованием к предписанию и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от контролирующего органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Срок в предписании для устранения выявленного нарушения устанавливается контролирующим органом самостоятельно с учётом степени и характера нарушения и возможности устранения такого нарушения хозяйствующим субъектом в обозначенный срок, а продление такого срока возможно лишь в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанное нарушение.

На основании пункта 2.1 Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утверждённого постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 № 478-П, Инспекция осуществляет государственный жилищный надзор за исключением случаев передачи отдельных государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора органам местного самоуправления городских округов Волгоградской области.

В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменён в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год, но не более чем три года.

В силу части 8.1. статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключённого по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.

Частями 1 и 3 статьи 39 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

На основании части 3 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на своём общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) установлено, что в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещении, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 (далее - Правила № 75).

Пунктом 2 Правил № 75 установлено, что предметом конкурса является право заключения договоров управления многоквартирным домом в отношении объекта конкурса; а организатором конкурса - орган местного самоуправления, уполномоченные проводить конкурс. Также определено, что «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» понимается как плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчёта 1 кв.м общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 80 Правил № 75 участник конкурса принимает обязательства выполнять обязательные и предложенные им дополнительные работы и услуги за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации, предоставлять коммунальные услуги, а также исполнять иные обязательства, указанные в проекте договора управления многоквартирным домом.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что они распространяются на случаи, когда собственниками помещений многоквартирного дома не выбрана управляющая компания, однако в них не содержится положений о том, что они также распространяются на случаи, когда управляющая компания была определена по результатам конкурса, и собственниками помещений с указанной компанией заключены договоры на обслуживание.

Судами установлено, что согласно пункту 2.3.6. Положения об Администрации Центрального района Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 24.12.2010 № 40/1252, Администрация организует и проводит открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством.

На основании распоряжения главы Администрации Центрального района Волгограда от 03.12.2019 № 513-Р в январе 2020 года Администрацией проведён открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Волгоград, Центральный район, ул. 13-й Гвардейской, д. 15.

Согласно протоколу конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом 15 по ул. 13-й Гвардейской от 14.01.2020 № 4 ООО «МУК» (в дальнейшем наименование изменено на ООО «Управляющая организация города Волгограда») признано единственным участником конкурса. Организатором конкурса в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола переданы проекты договоров управления многоквартирным домом, входящие в состав конкурсной документации.

По результатам конкурса между ООО «МУК» и собственниками помещений многоквартирного дома заключён договор управления от 16.01.2020 МКД № 15 по ул. 13-й Гвардейской, по цене договора установленной конкурсной документацией, сроком действия 3 года.

Суды учитывали вышеприведенные правовые нормы и заключили, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления выступал «посредником» между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией по определению способа управления таким домом, но не являлся прямым участником возникших правоотношений.

После подведения результатов конкурса полномочия администрации Центрального района Волгограда как организатора конкурса прекращены, в связи с этим законные основания для проведения расчёта стоимости работ и услуг по содержанию общего имущества спорного МКД у Администрации Центрального района Волгограда отсутствуют.

Учитывая изложенное, требования оспариваемого предписания Госжилнадзора являются неисполнимыми и нарушающими права и законные интересы Администрации.

Доводы Инспекции об исполнении иными районными администрациями Волгограда аналогичных предписаний отклонены как несостоятельные, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о законности рассматриваемого в настоящем деле предписания.

Также отклонены доводы Инспекции о том, что исполнение предписания возможно путём заключения дополнительного соглашения к договору управления МКД.

Судами отмечено, что в рассматриваемом случае размер платы за содержание и ремонт жилых помещений был установлен конкурсной документацией в связи с заключением договора по правилам части 4 статьи 161 ЖК РФ, то есть по причине отсутствия решения собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом и необходимости проведения конкурса.

В соответствии с пунктом 50 Правил № 75 возможность внесения организатором конкурса изменений в конкурсную документацию имеется не позднее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено право организатора торгов вносить изменения в конкурсную документацию, содержащую существенные условия договора, заключаемого по итогам проведённого конкурса, по окончании конкурсных процедур.

Таким образом, с учетом положений части 8 статьи 162 ЖК РФ, части 8 статьи 448 ГК РФ, пункта 34 Правил № 491, изменение существенных условий договора управления МКД (в данном случае – цены договора) иначе как в порядке, предусмотренном законодательством, не допускается.

Кроме того, подпунктом «з» пункта 1.7 Административного регламента осуществления Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области, утверждённого Приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12.10.2012 № 285, установлено, что должностные лица инспекции при проведении проверки не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесённых в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

С учетом изложенного, суды пришли к выводу о наличии установленной совокупности условий для признания оспариваемого предписания незаконным.

Судебная коллегия в кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 по делу № А12-27121/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи Э.Т. Сибгатуллин

С.В. Мосунов