ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-28676/2021
11 марта 2022 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А., рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр лазерной коррекции и микрохирургии» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2021 года (мотивированное решение от 13 декабря 2021 года) по делу №А12-28676/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Кострова Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр лазерной коррекции и микрохирургии» (403893, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Октябрьская, д. 4, пом. 1, ОГРН 1126453003478, ИНН 6453122720)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области (403874, Волгоградская обл., г. Камышин, ул. Короленко, д. 18, ОГРН 1043400645012, ИНН 3436014977)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Центр лазерной коррекции и микрохирургии» (далее – ООО «ЦЛК и М», общество, заявитель) с заявлением об изменении постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области, инспекция, налоговый орган) от 02.09.2021 № 34532120400017800005 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в части назначения наказания, заменив штраф на предупреждение.
Решением суда первой инстанции от 13 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО «ЦЛК и М» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 28 января 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что ООО «ЦЛК и М» (ИНН 6453122720) зарегистрировано и поставлено на учёт 20.08.2020 в Межрайонной ИФНС № 3 по Волгоградской области.
В целях осуществления своих полномочий по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, в пределах своей компетенции Межрайонной ИФНС России № 3 по Волгоградской области в адрес ООО «ЦЛК и М» направлено уведомление от 03.04.2021 № 3435 о вызове в налоговый орган и необходимости предоставления документов и информации в отношении работников - иностранных граждан.
В ответ на запрос обществом предоставлены документы: трудовой договор, заключённый с иностранным гражданином, работавшим в 2019-2020 годах, расходные кассовые ордера.
Из предоставленных по запросу налогового органа документов следует, что с 2019 года в ООО «ЦЛК и М» работает гражданка Республики Казахстан Усманова Алия на основании трудового договора от 02.04.2019.
Расчёты по заработной плате с указанным иностранным работником были произведены 20 января 2020 года в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 12 000 руб., что подтверждено расходным кассовым ордером от 20.01.2020 № 1 (т.1 л.д.100).
В связи с осуществлением мероприятий налогового контроля Межрайонная ИФНС России № 3 по Волгоградской области направила в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области запрос от 19.03.2021 № 15-24/4/01758дсп о предоставлении информации о выдаче физическим лицам согласно представленному перечню вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
Согласно ответу Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области от 06.04.2021 № 19/2505 на запрос налогового органа Усмановой Алие вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не выдавались (т.1 л.д.73-76).
При анализе предоставленных обществом документов налоговым органом установлено, что ООО «ЦЛК и М» осуществлена выплата заработной платы физическому лицу - нерезиденту, минуя банковские счета в уполномоченных банках (наличными денежными средствами).
Установленные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют об осуществлении обществом валютных операций - расчётов с физическими лицами - нерезидентами наличными денежными средствами без использования банковских счетов в уполномоченных банках, что является нарушением положений части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).
Административный орган квалифицировал указанное нарушение по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
23 июля 2021 года административным органом в отношении ООО «ЦЛК и М» составлен протокол № 34532120400017800005 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в отсутствие представителя общества (т.1 л.д.89-91).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещено надлежащим образом (т.1 л.д.63-68), направило ходатайство от 13.07.2021 исх. № 1 о признании правонарушения малозначительным и рассмотрении дела в отсутствие представителя общества (т.1 л.д.72, 86-87).
02 сентября 2021 года налоговым органом вынесено постановление № 34532120400017800005 о привлечении ООО «ЦЛК и М» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 9 000 руб. (т.1 л.д.92-96).
ООО «ЦЛК и М» с указанным постановлением не согласилось и оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности события административного правонарушения и вины общества, а также соблюдения налоговым органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, а также замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещённых валютным законодательством Российской Федерации или осуществлённых с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены за счёт средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Совершение любого из перечисленных деяний образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой.
Субъектами комментируемой статьи являются лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами Российской Федерации.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Указание на форму вины применительно к юридическим лицам не может расцениваться как несовместимое с их качественными характеристиками как субъектов права. Вместе с тем, использование широкого подхода к определению виновности юридического лица предполагает, что невозможность установления конкретной формы вины не исключает привлечение юридического лица к ответственности (Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 № 17-П, от 21.07.2021 № 39-П).
Согласно статье 2 Федерального закона № 173-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
В подпункте «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области, Усмановой Алие, получившей от ООО «ЦЛК и М» заработную плату наличными денежными средствами, вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации не выдавались, следовательно, по смыслу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ она является физическим лицом - нерезидентом.
В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа является валютной операцией.
На основании указанных норм суд апелляционной инстанции считает, что выдача заявителем заработной платы иностранному гражданину в валюте Российской Федерации является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьёй 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчёты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, перечень этих случаев является исчерпывающим.
Возможность осуществления такой валютной операции, как оплата труда резидентом физическим лицам - нерезидентам наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ООО «ЦЛК и М» указывает, что все выплаты заработной платы были официальными, за работника в бюджет были уплачены все необходимые отчисления. При этом работодатель не может самостоятельно открывать счета без заявлений самих работников. В данном случае такое заявление отсутствует, а реквизиты для безналичного перечисления заработной платы работником не предоставлены.
В статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учреждённых иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
В силу части первой статьи 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором (часть третья статьи 136 ТК РФ).
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ открытие банковского счёта (банковского вклада) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках является правом, а не обязанностью нерезидента.
Поскольку в рассматриваемом случае работник общества является гражданином иностранного государства (нерезидентом), реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства, и локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям Федерального закона № 173-ФЗ.
Отсутствие отдельного указания в Федеральном законе № 173-ФЗ на конкретную валютную операцию не отменяет действие общих норм, содержащих в себе специальные правила валютных операций.
В рассматриваемом случае обязательному соблюдению и применению подлежат нормы частей 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, устанавливающие особый порядок расчётов при осуществлении валютных операций.
Положения статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ не содержат противоречий и неясностей, не вызывают сомнений в их применении, которые могли бы быть квалифицированы как неустранимые и истолкованы в пользу заявителя.
Заключая с иностранным гражданином трудовые договоры и выплачивая ему заработную плату наличными денежными средствами, общество осознанно приняло на себя все риски, связанные с использованием труда наёмных работников-нерезидентов, не имеющих открытых счетов в банке. При этом с целью обеспечения выполнения требований валютного законодательства заявитель имел возможность самостоятельно с учётом согласия работников-нерезидентов открыть на их имена соответствующие банковские счета.
Нежелание иностранных работников открывать счёт в банке для получения заработной платы не изменяет обязанность общества соблюдать требования закона. D. 2.14.38 (Papinianus, 2 quaest.): Ius publicum privatorum pactis mutari non potest. Дигесты. 2.14.38 (Папиниан во 2-й книге «Вопросов»): Публичное право не может быть изменяемо соглашениями частных лиц.
Поскольку в рассматриваемом случае работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Федерального закона № 173-ФЗ, и локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного закона.
У общества имелась возможность избежать нарушения валютного законодательства ещё на стадии заключения с иностранным гражданином трудового договора, в частности, путём включения в него сведений о счёте работника, на который работодатель будет перечислять заработную плату, или условия о выплате заработной платы после предоставления таких сведений, либо путём их истребования до подписания договора. Включение сведений о банковском счёте в трудовой договор либо их истребование от поступающего на работу лица не противоречит нормам статей 64 и 65 ТК Ф.
Кроме того, работодатель мог приостановить выплату заработной платы нерезидентам до предоставления ими сведений о банковском счёте, что соответствовало бы установленному вышеуказанными правовыми нормами специальному режиму оплаты труда иностранных граждан.
Данные выводы подтверждаются сложившейся актуальной судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2020 № 310-ЭС20-17340 по делу № А62-6899/2019, от 05.10.2020 №302-ЭС20-13486 по делу № А58-10068/2019, от 21.07.2020 № 303-ЭС20-9484 по делу № А51-14056/2019, от 16.06.2020 № 307-ЭС20-8187 по делу №А66-13117/2019, от 02.09.2019 № 301-ЭС19-13691 по делу № А39-12825/2018, 02.12.2019 № 301-ЭС19-22618 по делу № А39-11439/2018).
Ссылка общества на совершение всех необходимых отчислений за иностранного работника отклонена судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
Так, в рамках мероприятий налогового контроля, в том числе камеральной налоговой проверки, предметом контроля является правильность исчисления и уплаты соответствующих налогов.
В свою очередь, нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации были установлены налоговым органом в рамках проведения соответствующих мероприятий по контролю за соблюдением требований валютного законодательства, предусмотренных Федеральным законом № 173-ФЗ и Административным регламентом.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-Ф3 резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку гражданину иностранного государства - нерезиденту, состоящему с обществом в трудовых отношениях, была произведена выплата заработной платы путём выдачи наличных денежных средств, тогда как такая выплата не отнесена к числу исключений, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, обществом осуществлена валютная операция, минуя счёт в уполномоченном банке, в нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о наличии в указанных действиях обществом объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В нарушение требований части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ ООО «ЦЛК и М» осуществило выплату заработной платы своему работнику, иностранному гражданину-нерезиденту, наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, что подтверждено предоставленными обществом документами и не оспорено заявителем апелляционной жалобы.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований валютного законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не предоставлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что вина ООО «ЦЛК и М» во вменённом правонарушении налоговым органом доказана. Доводы апелляционной жалобы об обратном отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии в действиях ООО «ЦЛК и М» события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Процедура привлечения общества к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений налоговым органом не допущено.
Оспоренное постановление вынесено в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
По мнению ООО «ЦЛК и М», имеются основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение: общество включено в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; административное правонарушение совершено впервые, отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства; отсутствует имущественный ущерб, непоправимый ущерб валютной системе Российской Федерации также не причинён.
С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае такая совокупность обстоятельств отсутствует.
Приведённые обществом обстоятельства не являются достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Отсутствие негативных последствий не свидетельствует об исключительности нарушения, поскольку состав правонарушения является формальным, то есть ответственность наступает лишь за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления вредных материальных последствий.
Учитывая конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об отсутствии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
При определении меры наказания налоговым органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, назначен налоговым органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (75% размера суммы незаконной валютной операции).
Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Учитывая изложенное, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2021 года по делу №А12-28676/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья М.А. Акимова