АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-8807/2023
г. Казань Дело № А12-28710/2022
27 октября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии представителей:
Индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО1(лично по паспорту),
Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области – ФИО2, доверенность от 21.04.2021,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023
по делу №А12-28710/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (403342, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса по Волгоградской области (400066, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), муниципальное бюджетное учреждение «Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова» (403343, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просит признать незаконными действия Администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (далее – Администрация, уполномоченный орган, ответчик) об отказе в удовлетворении заявлений о заключении договоров на проведение ярмарок: по заявлению от 03.10.2022 о заключении договора на проведение ёлочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на период проведения ярмарки с 15 декабря по 31 декабря 2022 года, по заявлению от 19.09.2022 о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 119 на период проведения ярмарки с 04 марта 09 марта 2023 года, по заявлению от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на период проведения ярмарки срок с 04 марта по 09 марта 2023 года, по заявлению от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной пасхальной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на период проведения ярмарки с 01 апреля по 16 апреля 2023 года.
Кроме того, предприниматель просил обязать Администрацию устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 решение Арбитражного суда Волгоградской области отменено, принят новый судебный акт, признан незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 № 05-07/7657 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 03.10.2022 о заключении договора на проведение ёлочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на срок проведения ярмарки с 15 декабря по 31 декабря 2022 года, признан незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 № 05-07/7660 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 19.09.2022 о заключении договора на проведение точной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 119 на срок проведения ярмарки с 04 марта до 09 марта 2023 года, признан незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 № 05-07/7658 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на срок проведения ярмарки с 04 марта до 09 марта 2023 года, признан незаконным выраженный в письме от 10.10.2022 № 05-07/7659 отказ администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 от 03.10.2022 о заключении договора на проведение цветочной пасхальной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на срок проведения ярмарки с 01 апреля по 16 апреля 2023 года.
Администрация, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Уполномоченный орган полагает, что отказы приняты в соответствии с действующим законодательством, в связи с наличием заявления, поступившего ранее от иного хозяйствующего субъекта, отсутствием необходимости, прямо предусмотренной нормативно-правовыми актами о проведении торгов по заключению договоров на проведение разовых ярмарок, возможностью проведения на территории городского округа город Михайловка только разовых ярмарок.
В отзыве на кассационную жалобу ИП ФИО1 просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса по Волгоградской области в отзыве на кассационную жалобу просит жалобу Администрации удовлетворить.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ИП ФИО1 в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
ИП ФИО1 19.09.2022 обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 119 на период проведения ярмарки с 04 марта по 09 марта 2023 года.
ИП ФИО1 03.10.2022 обратилась в Администрацию с заявлением о заключении договора на проведение ёлочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на период проведения ярмарки с 15 декабря по 31 декабря 2022 года.
ИП ФИО1 03.10.2022 обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на проведение цветочной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на период проведения ярмарки с 04 марта до 09 марта 2023 года.
ИП ФИО1 03.10.2022 обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на проведение цветочной пасхальной ярмарки на территории городского округа <...> в районе дома № 19 на период проведения ярмарки с 01 апреля по 16 апреля 2023 года.
Письмами от 10.10.2022 № 05-07/7657, № 05-07/7658, № 05-07/7659, № 05-07/7660 Администрация отказала ИП ФИО1 в заключении договоров на проведение ярмарок.
Основанием для отказа в заключении договоров на проведение специализированной разовой цветочной ярмарки в <...> в р-не жилого дома № 119 на период с 04.03.2023-09.03.2023, специализированной разовой цветочной ярмарки в <...> в р-не жилого дома № 19 на период с 04.03.2023-09.03.2023 и специализированной разовой пасхальной ярмарки по продаже искусственных цветов ярмарки в г. Михайловка по р. Республиканская в р-не жилого дома № 19 на период с 01.04.2023-16.04.2023 послужило заключение договоров на проведение данных ярмарок с иным хозяйствующим субъектом – индивидуальным предпринимателем ФИО3 (далее – ИП ФИО3).
Также Администрацией указано на отсутствие в заявлении ИП ФИО1 о заключении договора на проведение специализированной разовой пасхальной ярмарки по продаже искусственных цветов в г. Михайловка по р. Республиканская в р-не жилого дома № 19 на период с 01.04.2023-16.04.2023 срока, на который заключается договор (отсутствовала дата окончания срока договора).
В качестве обоснования отказа в заключении договора на проведение специализированной разовой ёлочной ярмарки в <...> в р-не жилого дома № 19 на период с 15.12.2022-31.12.2022 Администрация указала, что постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 21.10.2021 № 3176 принято решение об определении организатором указанной ярмарки МБУ «Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова».
Полагая, что данные отказы Администрации незаконные, ИП ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности оспариваемых отказов, поскольку основания для отказа ИП ФИО3 в заключении договоров на проведение соответствующих ярмарок отсутствовали. Положения пунктов 4.7 и 4.8 Порядка организации ярмарок на территории Волгоградской области, утверждённого приказом комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 14.09.2016 № 23-н (далее - Порядок), не распространяется на проведение разовых ярмарок, договоры на проведение которых заключаются без проведения торгов.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил в действиях Администрации признаки нарушений части 1 статьи 15 и статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которые подлежат проверке со стороны антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 198, статьям 200 и 201 АПК РФ, а также исходя разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 (ред. от 25.12.2018) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах государственного регулирования).
Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке (часть 2 статьи 11 Закона об основах государственного регулирования).
Частью 3 статьи 11 указанного закона определено, что организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своём сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней.
Деятельность по организации ярмарок на территории городского округа город Михайловка регулируется Порядком организации ярмарок на территории Волгоградской области, утверждённым приказом Комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 14.09.2016 № 23-н (далее – Порядок).
Согласно пункту 1.4 Порядка ярмарка – это мероприятие временного характера, организуемое вне пределов розничных рынков с целью продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В силу пункта 1.6 Порядка ярмарки, в зависимости от периодичности их проведения, могут быть следующих видов: еженедельные ярмарки, которые могут проводиться каждую неделю, но не более пяти дней в неделю; разовые ярмарки, которые проводятся на период времени, не превышающий десять календарных дней, но не более пяти раз в одном календарном году на одном и том же месте, включённом в Перечень мест проведения ярмарок на территории Волгоградской области (далее – Перечень).
Перечень мест проведения ярмарок на территории Волгоградской области – документ, утверждаемый правовым актом Уполномоченного органа и определяющий места, на которых возможно проведение ярмарок на территории Волгоградской области (пункт 1.4 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка перечень определяет места, на которых возможно проведение ярмарок на территории Волгоградской области (далее - места), содержащий сведения о типе и виде ярмарки и утверждаемый нормативным правовым актом уполномоченного органа.
Перечень формируется уполномоченным органом на основании ходатайств о внесении мест проведения ярмарок в Перечень, направляемых уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) (пункт 2.4 Порядка).
Перечень размещается на сайте Уполномоченного органа в составе портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.promtorg.volgograd.ru (пункт 2.15 Порядка).
В силу пункта 4.1 Порядка проведение ярмарок осуществляется на основании договора в местах, определённых Перечнем. Договор на проведение ярмарки является документом, подтверждающим право хозяйствующего субъекта на проведение ярмарки в определённом месте, включённом в Перечень (пункт 4.4 Порядка).
Пунктом 4.6 Порядка установлено, что с целью заключения договора хозяйствующий субъект подаёт в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о намерении заключить договор, в котором должны быть указаны, в том числе: место проведения ярмарки согласно Перечню; тип и вид ярмарки; срок, на который хозяйствующий субъект желает заключить договор. Заявление, не соответствующее требованиям настоящего пункта Порядка, или заявления, содержащие недостоверные сведения уполномоченный орган местного самоуправления возвращает заявителю в течение десяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причин возврата. Заявление о намерении заключить договор на проведение разовой ярмарки подаётся хозяйствующим субъектом не ранее месяца сентября года, предшествующего году проведения указанной ярмарки.
Согласно пункту 4.7 Порядка в течение десяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган местного самоуправления заявления хозяйствующего субъекта о намерении заключить Договор, соответствующий требованиям пункта 4.6 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает размещение на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информационного сообщения о поступлении заявления о намерении заключить Договор с указанием места и срока проведения ярмарки согласно Перечню и срока, в течение которого иные хозяйствующие субъекты могут подать заявления о намерении заключить такой Договор.
Если в течение десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения от других хозяйствующих субъектов не поступит заявлений о намерении заключить Договор в данном месте, уполномоченный орган местного самоуправления обязан заключить Договор с хозяйствующим субъектом, подавшим единственное заявление о намерении заключить Договор в течение десяти рабочих дней, по истечении десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка в случае, если в течение десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения от других хозяйствующих субъектов поступят заявления о намерении заключить Договор в данном месте, уполномоченный орган местного самоуправления обязан принять решение о проведении торгов на право заключения договора в данном месте в течение пяти рабочих дней, по истечении десяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения. Процедура проведения торгов должна быть начата не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня принятия решения о проведении торгов.
Торги проводятся уполномоченным органом местного самоуправления в форме открытого аукциона на право заключения договора на проведение ярмарки (далее - Аукцион), в порядке, установленном приложением 4 к настоящему Порядку, или в форме открытого конкурса на право заключения договора на проведение ярмарки (далее - конкурс), в порядке, установленном приложением 5 к настоящему Порядку. Случаи проведения торгов в форме конкурса устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления (пункт 4.9 Порядка).
Пунктом 4.10 Порядка установлены случаи заключения договора без проведения торгов, в том числе: в) в случае, предусмотренном пунктом 4.7 настоящего Порядка; г) при поступлении в уполномоченный орган местного самоуправления заявления о намерении заключить договор на проведение разовой ярмарки.
Постановлением Администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской обл. от 03.04.2020 № 879 утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение договора на проведение ярмарки на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области без проведения торгов» (далее – Административный регламент).
Согласно пункту 2.9.2 Административного регламента основаниями для отказа в заключении договора являются: несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 4.10 Порядка; поступление от других хозяйствующих субъектов заявлений о намерении заключить договор в соответствии с пунктом 4.7 Порядка.
Как следует из материалов дела и подтверждено судом апелляционной инстанции, в соответствии с Перечнем, утверждённым приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30.12.2016 № 191-од (в ред. приказа Облпромторга и ТЭК от 01.08.2022 № 214-од), на территории городского округа – город Михайловка определены, в том числе следующие ярмарки: в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 – специализированная цветочная разовая, специализированная пасхальная по продаже искусственных цветов разовая, специализированная ёлочная разовая; в районе жилого дома по ул. Комунны, д. 119 – специализированая цветочная разовая.
В Администрацию 01.09.2022 поступили заявления ИП ФИО3 о намерении заключить договоры на проведение ярмарок на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области: специализированной цветочной разовой по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Комунны, д. 119 сроком с 4 до 8 марта 2023 года; специализированной цветочной разовой по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 4 до 8 марта; специализированной пасхальной по продаже искусственных цветов разовой по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 1 до 23 апреля 2023 года.
Кроме того, ИП ФИО1 19.09. и 03.10.2022 поданы заявления о намерении заключить договоры на проведение ярмарок на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области: специализированной цветочной разовой по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Комунны, д. 119 сроком с 4 до 9 марта 2023 года; специализированной цветочной по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 4 до 9 марта; специализированной ёлочной по адресу г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканской, д. 19 сроком с15 до 31 декабря 2023 года; специализированной пасхальной по продаже искусственных цветов разовой по ул. Республиканской, д. 19 сроком с 1 до 16 апреля 2023 года.
С ИП ФИО3 05.10.2022 заключены договоры на проведение ярмарок на территории городского округа город Михайловка Волгоградской области: договор № 1 на проведение разовой специализированой цветочной ярмарки с 04.03.2023 по 08.03.2023 по адресу: г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Коммуны, д. 119; договор № 2 на проведение разовой специализированой цветочной ярмарки с 04.03.2023 по 08.03.2023 по адресу: г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19; договор № 4 на проведение разовых специализированных пасхальных ярмарок с 01.04.2023 по 10.04.2023, с 11.04.2023 по 20.04.2023, с 21.04.2023 по 23.04.2023 по адресу: г. Михайловка в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19.
ИП ФИО1 10.10.2022 Администрация отказала в заключении с ней договоров на проведение ярмарок, в связи с заключением договоров на указанные предпринимателем цветочные и пасхальную ярмарки с иным хозяйствующим субъектом – ИП ФИО3, организатором ёлочной ярмарки в 2022 году постановлением Администрации от 21.10.2021 № 3176 определено МБУ «Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова».
Настаивая на своей позиции, Администрация полагает, что с учётом разъяснений Облпромторга и ТЭК от 03.11.2022 № 03- 6.2-08-2/8543, действия пунктов 4.7 и 4.8 Порядка не распространяется на проведение разовых ярмарок, а в соответствии в подпунктом «г» пункта 4.10 Порядка договор на проведение разовой ярмарки заключается с хозяйствующим субъектом, подавшим заявление первым.
При этом Администрацией не оспорено, что информационное сообщение о поступлении заявлений ИП ФИО3 о намерении заключить договоры на проведение ярмарок с указанием места и срока их проведения на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уполномоченным органом не размещалось.
Признавая указанную позицию уполномоченного органа неверной ввиду неправильного толкования местного законодательства без учёта требований федерального законодательства, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Подпунктом «г» пункта 4.10 Порядка предусмотрено, что при поступлении в уполномоченный орган местного самоуправления заявления о намерении заключить договор на проведение разовой ярмарки такой договор заключается без проведения торгов.
Между тем пункты 4.7 и 4.8 Порядка не содержат исключения относительно заявлений, поданных на заключение договора на проведение разовых ярмарок.
Исходя из периода, указанного ИП ФИО3 в своём заявлении на проведение специализированной пасхальной по продаже искусственных цветов разовой по ул. Республиканской, д. 19 (с 1 до 23 апреля 2023 года), испрашиваемая им ярмарка не является разовой по смыслу пункта 1.6 Порядка, поскольку длится больше 10 календарных дней.
В плане-графике ярмарок на территории городского округа город Михайловка на 2023 год период проведения ИП ФИО3 такой ярмарки указан с 01.04.2023 по 23.04.2023. На представленной в материалы дела фотографии также указан период проведения ИП ФИО3 пасхальной ярмарки с 01.04.2023 по 23.04.2023.
Таким образом, у ИП ФИО3 при обращении в Администрацию с заявлением на проведение пасхальной ярмарки было намерение на долгосрочные договорные отношения.
Договор от 05.10.2022 № 4 заключён с ИП ФИО3 на проведение разовых специализированных пасхальных ярмарок с 01.04.2023 по 10.04.2023, с 11.04.2023 по 20.04.2023, с 21.04.2023 по 23.04.2023, перерывы между периодами ярмарок в указанном договоре отсутствуют.
При таких обстоятельствах спора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об искусственном дроблении срока долгосрочной ярмарки (длительностью 23 дня) на несколько периодов, соответствующих разовой ярмарке (не более 10 календарных дней) с целью имитации Администрацией и ИП ФИО3 договора на проведение разовой ярмарки, несмотря на намерение обеих сторон провести долгосрочную пасхальную ярмарку с 01.04.2023 по 23.04.2023.
Доводы Администрации о дроблении в договоре срока ярмарки по просьбе ИП ФИО3 не свидетельствуют о законности таких действий уполномоченного органа, а подтверждают наличия между сторонами согласованного намерения на совершение действий в обход закона.
Таким образом, при наличии заявлений от двух хозяйствующих субъектов, претендующих на проведение определённой ярмарки в один и тот же период времени (то есть при наличии конкуренции) уполномоченный орган сделал произвольный выбор в пользу одного из них, заключив с ним договоры на проведение ярмарок, лишив тем самым второго предпринимателя возможности бороться за право осуществлять аналогичную хозяйственную деятельность.
Кроме того, Постановлением Администрации от 21.10.2021 № 3176 (в ред. от 14.02.2022) в соответствии с пунктом 6.3 Порядка определено организовать на территории городского округа город Михайловка: специализированную разовую цветочную ярмарку на земельном участке площадью 400 кв. в г. Михайловка, в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 с 03.03.2022 по 08.03.2022; две специализированные разовые пасхальные ярмарки по продаже искусственных цветов на земельном участке площадью 400 кв. в г. Михайловка, в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 с 10.04.2022 по 19.04.2022, с 20.04.2022 по 29.04.2022; две специализированные ёлочные ярмарки на земельном участке площадью 400 кв.м в г. Михайловка, в районе жилого дома по ул. Республиканская, д. 19 с 11.12.2022 по 20.12.2022, с 21.12.2022 по 30.12.2022.
Указанным постановлением организатором ярмарок определено МБУ «Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова».
Согласно 6.3 Порядка в случае проведения ярмарки органами государственной власти Волгоградской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области организатором ярмарки может быть определено государственное или муниципальное предприятие (учреждение) или иное юридическое лицо, учредителем которого является орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области.
Как указал суд апелляционной инстанции, документы, послужившие основанием для издания указанного выше правового акта о предоставлении права организации ярмарок, (например, заявление МБУ «Городской парк культуры и отдыха им. М.М. Смехова» о намерении провести такие ярмарки) в материалы дела не предоставлены. Кроме того, в указанном постановлении Администрации от 21.10.2021 № 3176 также имеет место искусственное дробление срока долгосрочных ярмарок на несколько периодов без их перерыва, соответствующих разовой ярмарке (не более 10 календарных дней). При этом сведения о проведении торгов на право проведения таких ярмарок Администрацией не предоставлены.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, приняв во внимание, что Администрация ещё до принятия решения о заключении договора имела несколько заявлений на проведение ярмарки, и необходимость проведения конкурсных процедур была очевидна, суд апелляционной инстанции признал искусственное создание Администрацией условий для предоставления преимущественных условий для доступа к организации ярмарок предпринимателю ФИО4, имитируя проведение разовых ярмарок с целью обойти требования нормативных актов к процедуре организации ярмарок, в том числе, к извещению потенциальных претендентов и к обеспечению конкуренции между ними. При этом усматривается согласованность действий и намерений обеих сторон состоявшегося и реализованного соглашения, которые изначально предполагали длительный характер деятельности ярмарки, но при этом оформляли её как череду разовых в обход действующего порядка.
При таких обстоятельствах в вышеописанных действиях Администрации имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 и статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку их согласованные действия привели к ограничению либо устранению конкуренции.
В силу изложенного, судом апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции сделаны при правильном применении норм права, в связи с чем возражения Администрации не опровергают позицию суда и не свидетельствуют о неправильном применении им норм права или допущенной ошибке.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов суда апелляционной инстанции, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по делу № А12-28710/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи С.В. Мосунов
А.Д. Хлебников