ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А12-2932/07-С24-5/46
«11» сентября 2007 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
Председательствующего: Калугиной М.П.
Судей: Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.
с участием:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика – не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области
на решение от 15.03.2007 (судья: Ильинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 15.05.2007 (председательствующий: Загоруйко Т.А., судьи: Пятернина Е.С., Дашкова Н.В.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-2932/07 -С24-5/46
по заявлению предпринимателя ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области к Комитету государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области город Волгоград об обжаловании постановления от 05.02.2007 о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель – ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области с оспариванием законности постановления Госэкоконтроля Волгоградской области от 05.02.2007 о привлечении его к административной ответсвтенности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением арбитражного суда от 15.03.2007 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2007, решение суда от 15.03.2007 оставлено без изменений.
Как видно из материалов дела, при проведении совместной проверки по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды прокуратурой Иловлинского района и Комитетом государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области (наделенного полномочиями административного органа по осуществлению функций государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды) выявлено нарушение природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, не соблюдены требования при сборе, складировании, использовании, захоронении и ином обращении с отходами, выразившееся в отсутствии проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов, учета образования, размещения отходов у предпринимателя ФИО1, чем нарушены требования статей 11, 18 Федерального Закона «Об отходах производства и размещения», статьи 24 Федерального Закона «Об охране окружающей среды».
По факту указанного нарушения с участием предпринимателя, прокуратурой Иловлинского района Постановлением от 31.01.2007 возбуждено производство об административном правонарушении.
Постановлением от 05.02.2007 Госэкоконтроля Волгоградской области, индивидуальный предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в результате осуществления Индивидуальным предпринимателем – ФИО1 торгово-закупочной деятельности в рабочем поселке Иловля, на улице Кирова на территории, прилегающей к рынку РАЙПО Иловлинского района, образуются твердые отходы: бумага, отходы от упаковочной тары, целлофан, сметная пыль, бытовой мусор, лампы, накаливания, отходы от поврежденной картонной тары, пришедшие в негодность продовольственные товары, стоки от мытья полов и так далее, чем оказывается негативное воздействие на окружающую природную среду.
Факт осуществления торгово-закупочной деятельности в рабочем поселке Иловля, на улице Кирова на территории, прилегающей к рынку РАЙПО Иловлинского района и реализация продовольственных товаров на территории рынка предпринимателем не оспаривается.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
В соответствии со статьей 11 названного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 названного Закона установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно статьям 22, 24, 51 Закона «Об охране окружающей природной среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с, отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение.
Согласно статье 28 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку предпринимателем проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение не разработаны, образуется состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель - ФИО1 на момент проверки не имел разрешения на размещение твердых отходов, не вел учета их количества и качества, не разработал в установленном порядке проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же не осуществлял платежей за размещение твердых отходов и негативное воздействие на окружающую среду. Отсутствие проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимита на их размещение подтверждается материалами дела и заявителем не опровергается.
Неисполнение требований Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 о разработке проектов нормативов образования отходов лимитов на их размещение при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" разъяснено понятие «отходы производства и потребления», к которым относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Образование опасных отходов подтверждается, как действующими ГОСТами, так и Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года №786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (с изм. и доп. от 30 июля 2003 года) где отходам только от уборки помещений присвоен классификационный код - 912 011 00 01 00-5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, класс опасности - 912 012 00 01 00 5. При осуществлении предпринимателем торгово-закупочной деятельности, а также жизнедеятельности работников, образуются отходы упаковки товаров, хозяйственно-бытовые стоки.
Согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 №786, отходы, образующиеся в ходе производства и потребления, имеют определенный класс опасности.
Исходя из определений понятий отходов, обращения с отходами, приведенных в статье Федерального закона "Об отходах производства и потребления", указанный Закон регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Поскольку доказательств разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявителем не представлены, суд вынес правильное решение об отказе заявленных требований.
При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение от 15.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 15.05.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-2932/07-С24-5/46 оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий М.ФИО2
Судьи Л.ФИО3
Л.Ф.Хабибуллин