ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 543-99-41
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело №А12-2934/07-С24
«11» сентября 2007 года
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
Председательствующего: Калугиной М.П.
Судей: Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.
с участием:
от заявителя – не явился, извещен;
от ответчика – не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области
на решение от 15.03.2007 (судья: Ильинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от 15.05.2007 (председательствующий: Загоруйко Т.А., судьи: Пятернина Е.С., Дашкова Н.В.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-2934/07 -С24
по заявлению предпринимателя - ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области о признании недействительным постановления от 05.02.2007 №7-18/1 Комитета государственного контроля в сфере природопользования Волгоградской области
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель - ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области с оспариванием постановления Госэкоконтроля Волгоградской области от 05.02.2007 о привлечении его к административной ответственности и наложении штрафа в размере 3000 рублей по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением суда от 15.03.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.05.2007 решение суда оставлено без изменений.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и заявленные требования удовлетворить.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, при проведении совместной проверки по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды прокуратурой Иловлинского района и Комитетом государственного контроля в сфере природопользования администрации Волгоградской области (наделенного полномочиями административного органа по осуществлению функций государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды) выявлено нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в невнесении предпринимателем ФИО1 в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. По факту указанного нарушения с участием предпринимателя и его представителя прокуратурой Иловлинского района возбуждено производство об административном правонарушении (постановление от 05.02.2007).
Материалами дела установлено, что в результате осуществления Индивидуальным предпринимателем - Полянским торгово-закупочной деятельности в р.п. Иловля, на улице Кирова на территории, прилегающей к рынку РАЙПО Иловлинского района, образуются твердые отходы: бумага, отходы от упаковочной тары, целлофан, сметная пыль, бытовой мусор, лампы накаливания, отходы от поврежденной картонной тары, пришедшие в негодность продовольственные товары, стоки от мытья полов и так далее, чем оказывается негативное воздействие на окружающую природную среду.
Предприниматель считает, что его вины в установленных проверкой фактах нет, поскольку согласно заключенного с администрацией Иловлинского района договора на оказание услуг, администрация несет ответственность за образовавшийся мусор.
Между тем судом установлено, что из представленного договора не следует, что Администрация Иловлинского района оказывает услуги по уборке и утилизации собранного мусора в отношении Индивидуального предпринимателя – Полянского по месту проведения проверки.
Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" установлено, что плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. В законе разъяснено понятие «отходы производства и потребления», к которым относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. При этом под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Образование опасных отходов подтверждается, как действующими ГОСТами, так и Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года N786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (с изм. и доп. от 30 июля 2003 года) где отходам только от уборки помещений присвоен классификационный код - 912 О11 00 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, класс опасности - 912 012 00 01 00 5. При осуществлении предпринимателем торгово-закупочной деятельности, а также жизнедеятельности работников предприятия, образуются отходы упаковки товаров, хозяйственно- бытовые стоки.
Согласно «Федеральному, классификационному каталогу отходов», утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 №786, отходы, образующиеся в ходе производства и потребления, имеют определенный класс опасности.
Статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные документы у предпринимателя отсутствуют. Доказательств разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявитель суду не представил.
Следовательно, судом правильно установлен факт осуществления предпринимателем деятельности, связанной с размещением в окружающую среду отходов производства и потребления и негативным воздействием на окружающую природную среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «О отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу названного закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия и граждан, которым предоставлено право ведения производственно - хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.
Предусмотренное статьей 8.41 Кодекса правонарушение состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является самостоятельным основанием для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В приложении №1 к постановлению №344 определены нормативы платы за размещение отходов производства и потребления и коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям экономических районов Российской Федерации.
К документам, регулирующим порядок исчисления и взимания платы за загрязнение окружающей среды, относятся также Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий нанего", Приказ-Ростехнадзора от 23.05.2006 №459 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы...".
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. (Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2002 №632 с изменениями от 14.06.2001) распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за различные виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия и тому подобное.
Приказом от 08.06.2006 №557 Ростехнадзора установлен срок платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Его следует производить по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам четвертого квартала 2005 года - 30.01.2006, по итогам первого квартала 2006 года - 20.04.2006, по итогам второго квартала 2006 года - 20.07.2006, по итогам третьего квартала 2006 года - 20.10.2006, по итогам четвертого квартала 2006 года - 20.01.2007.
Расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632, и Инструктивно - методическими указаниями, утв. 26.01.1993 Минприродресурсов Российской Федерации.
Природопользователи самостоятельно определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды. Размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов.
Сроки внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом от 08.06.2006 №557 Ростехнадзора, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006. Приказом установлен срок оплаты - до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Оплата за 3 квартал должна быть произведена до 20.10.2006, за 4 квартал - до 20.01.2007.
В отношении природопользователей Волгоградской области, Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду доведены информационным сообщением, опубликованным в газете «Волгоградская правда» №21 от 07.02.2006.
Поскольку заявитель, осуществляющий в ходе своей деятельности загрязнение окружающей среды, в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду не внес, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса, в связи с чем предприниматель правильно подвергнут штрафу по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При сложившихся обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 15.05.2007 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-2934/07-С24 оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя ФИО1 рабочий поселок Иловля Иловлинского района Волгоградской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий М.ФИО2
Судьи Л.ФИО3
Л.Ф.Хабибуллин