ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-29761/2021 от 08.06.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-19395/2022

г. Казань                                                 Дело № А12-29761/2021

16 июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,

при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 02.06.2022 № 4),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 20.12.2021 № 15-56-Д),

в отсутствие:

третьего лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022

по делу № А12-29761/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющей компании «Городское управление» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Волгоградская область, г. Волжский) о признании недействительными предписаний Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, Волгоградская область, г. Волжский), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Волгоград),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Городское управление» (далее – ООО УК «Городское управление», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее – КЖД, Комитет, административный орган) от 20.09.2021 № 653-л/2021 об устранении выявленных нарушений. Определением суда первой инстанции от 08.10.2021 заявление ООО УК «Городское управление» принято, возбуждено производство по делу № А12-29761/2021.

ООО УК «Городское управление» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания КЖД от 06.09.2021 № 523-л/2021 об устранении выявленных нарушений. Определением суда первой инстанции от 08.10.2021 заявление ООО УК «Городское управление» принято, возбуждено производство по делу № А12-29762/2021.

ООО УК «Городское управление» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания КЖД от 17.09.2021 № 554-л/2021 об устранении выявленных нарушений. Определением суда первой инстанции от 08.10.2021 заявление ООО УК «Городское управление» принято, возбуждено производство по делу № А12-29765/2021.

ООО УК «Городское управление» обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания КЖД от 27.09.2021 № 562-л/2021 об устранении выявленных нарушений. Определением суда первой инстанции от 15.10.2021 заявление ООО УК «Городское управление» принято, возбуждено производство по делу № А12-30339/2021.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.11.2021 дела № А12-29761/2021, № А12-29762/2021, № А12-29765/2021, № А12-30339/2021 объединены в одно производство, объединённому делу присвоен номер А12-29761/2021.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2021 по делу № А12-29761/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными предписания Комитета от 20.09.2021 № 653-л/2021, от 06.09.2021 № 523-л/2021, от 17.09.2021 № 554-л/2021, от 27.09.2021 № 562-л/2021.

В кассационной жалобе Комитет по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области просит отменить принятые по делу судебные акты, на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.

Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещено.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 10.08.2021 № 523-л/2021 в целях рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за коммунальные ресурсы по электрической энергии при содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...>, Комитетом проведена внеплановая документарная проверка ООО УК «Городское управление», по результатам которой составлен акт от 06.09.2021 № 523-л/2021.

Аналогичным образом проведены проверки по многоквартирным домам в г. Волжский Волгоградской области по ул. Свердлова, <...>, ул. Карбышева, д. 8,  по результатам которых составлены акты от 17.09.2021 № 554-л/2021, от 20.09.2021 № 653-л/2021, акт от 27.09.2021 № 562-л/2021.

Административным органом установлено, что в нарушение пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила содержания общего имущества, Правила №491), части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) ООО УК «Городское управление» за июнь 2021 года производило начисление платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, потребляемый при содержании общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Комитетом выданы предписания от 06.09.2021 № 523-л/2021, от 17.09.2021 № 554-л/2021, от 20.09.2021 № 653-л/2021, от 27.09.2021 № 562-л/2021, согласно которым ООО УК «Городское управление» надлежит произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества собственникам вышеуказанным многоквартирным домам исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством; предоставить подтверждающие документы.

ООО УК «Городское управление» оспорило данные предписания в  судебном порядке.

Суды пришли к выводу об обоснованности заявленных требований, при этом руководствовались следующим.

В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что МКД №47 по ул. Свердлова, №42 по пр.Им. Ленина, №25 по ул. Свердлова, №8 по ул. Карбышева находятся в управлении управляющей организации ООО УК «Городское управление»» на основании протоколов общего собрания собственников от 27.01.2020 №01/2020, от 20.02.2020 №01/2020, от 10.02.2020 №01/2020, от 12.02.2020 №01/2020  и договоров управления от 01.03.2020 №8-У, от 01.04.2020 №47-У, от 01.03.2020 №41-У, от 01.03.2020 №16-У соответственно.

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110, лицензионными требованиями являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.

Согласно положениям частей 11, 12 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, заключение управляющей организацией договора на поставку коммунального ресурса обусловлено наличием у нее цели оказывать собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

С 10.08.2017 пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ действует в новой редакции, в соответствии с которой структура платы включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Из части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей до 10.08.2017, следует, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 9.1 статьи 156 ЖК РФ в редакции, действующей с 10.08.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) определено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 29 Правил № 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29.05.2017 № 16 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области» внесены изменения в Постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 30.07.2012 № 5 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» установлены, и с июня 2017 года применяются новые нормативы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества.

Как следует из материалов дела и установлено судом, спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов электроснабжения; согласно условиям договоров управления многоквартирным домом размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний ОДПУ (пункт 4.3).

В рассматриваемом случае в указанных МКД собственниками принято решение об определении размера расходов собственников жилых и нежилых помещении в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме исходя из объема фактического потребления ресурсов, определяемого ежемесячно но показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади жилого и нежилого помещения в том числе в размере превышения объема коммунального ресурса потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (пункт 8 протоколов).

Поскольку собственниками помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса при наличии решения собрании собственников, управляющая организация в конкретном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета.

Применение приборов учета признается в качестве приоритетного способа определения фактически принятого количества коммунальных ресурсов, поскольку расчетные способы определения объема ресурсов не позволяют достигать степени точности, доступной для способов, определенных по приборам учета.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.09.2012 № АПЛ12-522, в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22) по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

В пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 разъяснено, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорные многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов; согласно условиям договоров управления многоквартирным домом размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний общедомового прибора учета; на общем собрании собственники помещений в многоквартирных домах приняли решения об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.

В рассматриваемом случае спор возник не в результате отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов, а в связи с различным толкованием действующего протокола общего собрания собственников помещений этого дома органом жилищного контроля и управляющей компанией.

Вопреки доводам жалобы, формулировки «по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета», содержащейся в протоколах общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, достаточно для констатации волеизъявления собственников домов о согласии на начисление платы за холодное водоснабжение и электроснабжение на общедомовые нужды по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а не по нормативу.

Довод административного органа о непредставлении обществом утвержденного решением собрания собственников перечня работ и услуг по содержанию общего имущества, превышающих минимальный перечень, был предметом рассмотрения в судах и правомерно отклонен, поскольку право собственников помещений в многоквартирном доме принимать решение о начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества по показаниями ОДПУ, действующим жилищным законодательством (частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017) не ставится в зависимость от превышения, либо непревышения перечня работ по содержанию имущества минимальному перечню работ и услуг, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

Как верно отмечено судами, часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ, действующей с 10.08.2017, не предусматривает согласия собственников на «сверхнормативное потребление на общедомовые нужды», а лишь определяет принцип распределения общедомовых нужд даже при наличии коллективного общедомового прибора учета: с учетом норматива на общедомовые нужды, но с перерасчетом по коллективным приборам учета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а также в случае выражения волеизъявления собственниками о расчетах на  общедомовые нужды по среднемесячному потреблению или фактическим показаниям прибора учета в каждом месяце без использования в расчетах норматива на общедомовые нужды.

В рассматриваемом случае собственники помещений в спорных многоквартирных домах избрали способ оплаты общедомовых нужд именно по фактическим показателям коллективного прибора учета в полном соответствии с пунктом 2 части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, действующим с 10.08.2017.

Обстоятельства, свидетельствующие о принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения об определении размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний общедомового прибора учета, не опровергнуты и положения условий договоров управления, в установленном законом порядке недействительными не признаны.

С учетом изложенного суды пришли к выводу о правомерном  применении обществом размера платы за коммунальный ресурс по электроснабжению, используемого в целях содержания общего имущества спорного многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета, и удовлетворили заявленные требования.

         Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных в дело доказательств и не противоречат им.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили соответствующую оценку.

         Несогласие кассатора с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для отмены принятых судебных актов.

         Арбитражный суд округа не установил нарушения судами норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу № А12-29761/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            А.Н. Ольховиков

Судьи                                                                                  Э.Т. Сибгатуллин

                                                                                             Л.Ф. Хабибуллин