ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-29816/20 от 25.05.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-4185/2021

г. Казань                                                 Дело №А12-29816/2020

25 мая 2021 года

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,

протокол судебного заседания ведет помощник судьи Удякова Ю.А., (протоколирование ведется с использованием систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)

при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:

от общества с ограниченной ответственностью «Родниковая Долина» - Акарашев Р.С. доверенность от 18.01.2021,

от Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области  -  Краснянский М.В. доверенность от 23.12.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Родниковая Долина»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021

по делу № А12-29816/2020

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Родниковая Долина» о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области  от 10.11.2020 № 87-Д по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Родниковая Долина» (далее - заявитель, общество, ООО «Родниковая Долина») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 10.11.2020 № 87-Д по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2020  в удовлетворении заявленных требований ООО «Родниковая Долина» отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено  без изменения.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению заявителя, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438) предусмотрен закрытый перечень видов государственного строительного надзора, которые мог проводить административный орган в 2020 году и «мероприятия без взаимодействия» в данном перечне отсутствуют.

В соответствии со статьей 153¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

ООО «Родниковая Долина» является застройщиком многоквартирного дома № 24 в квартале «Приозерный» жилого микрорайона «Родниковая долина-1» в Советском районе г. Волгограда (далее - жилой дом, объект) - проектная декларация № 34-000060.

По результатам проведенного мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) в виде наблюдения за соблюдением ООО «Родниковая долина» обязательных требований к раскрытию информации, установлено, что размещенная обществом проектная декларация № 34-000060 содержит неполную информацию в виде не размещения изменений  внесенных в проектную декларацию в установленном порядке и сроки.

По данному факту административным органом 27.10.2020 составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ, на основании которого 10.11.2020 вынесено постановление № 87-Д/2020 о привлечении общества  к административной ответственности, в виде  штрафа в размере 201 000 рублей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании вынесенного постановления от 10.11.2020 незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из неисполнения обществом обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве), наличия состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности. Оснований для снижения размера административного штрафа и замены его на предупреждение судом не установлено.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами Арбитражного суда Волгоградской области.

Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

Закон об участии в долевом строительстве регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Согласно части 2 статьи 23 вышеупомянутого Закона контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Пунктом 1.1 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 № 211-п, органом, уполномоченным осуществлять на территории Волгоградской области, в частности, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, является Инспекция госстройнадзора Волгоградской области.

Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) введена обязанность застройщиков, осуществляющих строительство объектов с привлечением денежных средств участников долевого строительства, по размещению информации, в том числе проектной декларации в Единой информационной системе жилищного строительства (статья 3.1. Закона об участии в долевом строительстве).

Из части 1 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве следует, что проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации.

Застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 19 Закона.

Кроме того, согласно части 5 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 указанного Закона (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату).

Согласно части 6 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве проектная декларация с внесенными в нее изменениями в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) и направлению через личный кабинет застройщика в ЕИСЖС в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 Закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.

Кроме того, согласно положениям статьи 21  Закона об участии в долевом строительстве информация о проекте строительства должна содержать сведения о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к сетям инженерно-технического обеспечения и размере платы за такое подключение; в проектной декларации должна быть указана информация о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенным с застройщиком,  информация о предельных параметрах разрешенного строительства, информация о наличии и площади частей жилого и нежилого помещения, а также  информация о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

31.03.2020 администрацией Волгограда ООО «Родниковая Долина» выданы разрешение № 34-Ru 34301000-61126-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 114, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии полковника Добрушина, д. 5а и разрешение № 34-Ru 34301000-61125-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 112, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии майора Степанищева, д. 18а. Изменения в проектную декларацию, касающиеся информации о проектах строительства, должны быть внесены в проектную декларацию не позднее 03.04.2020 (третий рабочий день после 31.03.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 10.04.2020 (пятый рабочий день после 03.04.2020).

09.04.2020 администрацией Волгограда ООО «Родниковая долина» выдано разрешение № 34-Ru 34301000-61124-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома N 113, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. гвардии полковника Добрушина, д. 76.

Изменение в проектную декларацию, касающееся информации о проектах строительства, должно быть внесено в проектную декларацию не позднее 14.04.2020 (третий рабочий день после 09.04.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 21.04.2020 (пятый рабочий день после 14.04.2020).

17.04.2020 администрацией Волгограда ООО «Родниковая Долина» выданы разрешение № 34-Ru 34301000-6130-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 103, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. гвардии майора Степанищева, д. 12а и разрешение № 34-Ru 34301000-61122-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 111, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии майора Степанищева, д. 16а.

Изменения в проектную декларацию, касающиеся информации о проектах строительства, должны быть внесены в проектную декларацию не позднее 22.04.2020 (третий рабочий день после 17.04.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 29.04.2020 (пятый рабочий день после 22.04.2020).

17.06.2020 администрацией Волгограда ООО «Родниковая Долина» выданы разрешение N 34-Ru 34301000-61150-2017 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 23 в квартале «Приозерный», расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. гвардии сержанта Шумского, з/у 5а, разрешение № 34-Ru 34301000-61110-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 65, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии капитана Курсекова, д. 10, разрешение № 34-Ru 34301000-61111-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 66, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии капитана Курсекова, д. 6 и разрешение № 34-Ru 34301000-61108-2018 на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома № 68, расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, ул. им. Гвардии капитана Курсекова, д. 8.

Изменения в проектную декларацию, касающиеся информации о проектах строительства, должны быть внесены в проектную декларацию не позднее 22.06.2020 (третий рабочий день после 17.06.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 30.06.2020 (пятый рабочий день после 22.06.2020).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 07.10.2020 при посещении старшим консультантом отдела контроля и надзора в области долевого строительства Инспекции Ларионовой О.В., в рамках задания начальника отдела контроля и надзора в области долевого строительства Инспекции Шлыковой О.В. от 24.09.2020 № 10, сайта ЕИСЖС http://наш.дом.рф, установлено, что застройщик ООО «Родниковая долина» не разместило в установленные сроки проектную декларацию, в том числе с внесенными в нее изменениями.

Также, согласно отчету о проведении мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) от 07.10.2020 обществом, на основании части 5 статьи 19 Закона № 214-ФЗ, в ЕИСЖС размещены бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за 4 квартал 2019 года, составленные 30.03.2020.

Изменения в проектную декларацию о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 4 квартал 2019 года застройщиком должны быть внесены не позднее 02.04.2020 (третий рабочий день после 30.03.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 09.04.2020 (пятый рабочий день после 02.04.2020).

ООО «Родниковая Долина» в ЕИСЖС размещены бухгалтерский баланс и финансовых результатах за 1 квартал 2020 года, составленные 29.05.2020.

Изменения в проектную декларацию о финансовом результате, размерах кредиторской и дебиторской задолженности за 1 квартал 2020 года застройщиком должны быть внесены не позднее 03.06.2020 (третий рабочий день после 29.05.2020), и размещены в ЕИСЖС не позднее 10.06.2020 (пятый рабочий день после 03.06.2020).

В тоже время приведенные изменения в проектную декларацию № 34-000060 застройщиком по состоянию на 07.10.2020 в ЕИСЖС не размещены.

20.12.2019 ПАО «Волгоградские межрайонные электрические сети» на жилой дом № 24 застройщику ООО «Родниковая Долина» выданы технические условия для присоединения к электрическим сетям № 1670/ТП-15 (данная информация поступила в инспекцию в мае 2020 года - письмо ООО «Рент-Сервис» от 22.05.2020 № 14-РС).

Изменение в проектную декларацию, касающееся информации о планируемом подключении (технологическом присоединении) объекта к электрическим сетям, должно быть внесено в проектную декларацию не позднее 25.12.2019 (третий рабочий день после 20.12.2019), и размещены в ЕИСЖС не позднее 09.01.2020 (пятый рабочий день после 25.12.2019), однако указанное изменение в проектную декларацию № 34-000060 застройщиком по состоянию на 07.10.2020 в ЕИСЖС не размещено.

Кроме того, в нарушение пункта 1, 4, 7, 9.1 части 1 статьи 21 Закона № 214-ФЗ в проектной декларации отсутствует информация о генеральном подрядчике, выполняющем работы в соответствии с договором строительного подряда, заключенным с застройщиком, информация о предельных параметрах разрешенного строительства, информация о наличии и площади частей жилого и нежилого помещения, а также информация о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Вместе с тем, как верно указали суды,  техническая возможность указания таких сведений в проектной декларации имеется путем указания в разделе 8 «иная информация о застройщике».

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций пришли к выводу, что факт размещения в ЕИСЖС проектной декларации № 34-000060 с неполными и недостоверными сведениями, а также размещении изменений в проектную декларацию сведений с нарушением установленного срока, подтверждён материалами дела, в том числе, отчетом, протоколом об административном правонарушении от 27.10.2020, и обществом не оспорен.

Суды не установили нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении. Данное обстоятельство обществом не оспаривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек. Оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, также не установлено. Административный штраф назначен обществу в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Проанализировав положения пункта 1 статьи 2, статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 1 Постановления № 438, суды правомерно отклонили доводы общества об отсутствии у Инспекции правовых оснований для проведения проверки без взаимодействия, поскольку в данном случае факт совершения обществом вменяемого правонарушения выявлен путем непосредственного обнаружения должностным лицом в ходе проведения систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований в области долевого строительства при осмотре Интернет-сайта ЕИСЖС. Привлечения представителей общества либо иных лиц не требовалось, в связи с чем, положения постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 в рассматриваемом случае неприменимы.

При таких обстоятельствах суд округа приходит к выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.12.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу № А12-29816/2020 оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                            И.Ш. Закирова

Судьи                                                                                    С.В. Мосунов

                                                                                              М.А. Савкина