АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-7246/2023
г. Казань Дело № А12-29857/2022
12 сентября 2023 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хлебникова А.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гарифуллиной Л.Р. (протоколирование ведется с использованием системы видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу)
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» – ФИО1, доверенность от 01.01.2023,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – ФИО2, доверенность от 09.01.2023,
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью «Волгаэнергосеть-СНТ», извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023
по делу № А12-29857/2022
по заявлению публичного акционерного общества «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью «Волгаэнергосеть-СНТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Россети Юг» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее – ПАО «Россети Юг», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 25.10.2022 № 034/04/9.21-55/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Волгаэнергосеть-СНТ» (далее – ООО «Волгаэнергосеть-СНТ»).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023, в удовлетворении заявления ПАО «Россети Юг» отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами,
ПАО «Россети Юг» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнения к ней), в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права. По мнению подателя жалобы, суды не дали надлежащую оценку содержанию письма ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» № 991/21 от 11.11.2021, посчитав его повторным обращением за согласованием проектной документации, в то время как в указанном письме только выражалось несогласие с замечаниями ПАО «Россети Юг» без приложения проектной документации и каких-либо дополнений или изменений к проекту. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание 05.09.2023 проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным
судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и
286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в Управление поступила жалоба ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» (вх. № 14336 от 28.12.2021) о нарушении заявителем антимонопольного законодательства.
28.01.2022 Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 034/04/9.21-55/2022 и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования антимонопольный орган пришел к выводу о том, что ПАО «Россети Юг» нарушены требования пункта 18(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861), в части срока рассмотрения проектной документации.
Усмотрев в действиях ПАО «Россети Юг» признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП, Управление составило в отношении ПАО «Россети Юг» протокол об административном правонарушении от 29.09.2022 № 034/04/9.21-55/2022 и вынесло постановление о привлечении ПАО «Россети Юг» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «Россети Юг» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В части 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Порядок и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, правила заключения, исполнения договора об осуществлении технологического присоединения предусмотрены Правилами № 861.
В силу пункта 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12 (1), 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными правилами.
Согласно пункту 18(5) Правил № 861 заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт включительно, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом «в» пункта 18 настоящих Правил проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям. Сетевая организация, а также соответствующий субъект оперативно-диспетчерского управления, в случае если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления, подтверждают соответствие представленной документации требованиям технических условий или предоставляют заявителю информацию о несоответствии представленной документации требованиям технических условий. Срок подтверждения соответствия документации требованиям технических условий не должен превышать 10 дней со дня получения сетевой организацией документации от заявителя, а в случае если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления, указанный срок не должен превышать 25 дней. При этом действия сетевой организации, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления, связанные с подтверждением и (или) предоставлением заявителю информации о соответствии (несоответствии) представленной документации требованиям технических условий, совершаются ими без взимания платы.
Как установлено судами из материалов дела, 10.08.2021 между ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» и ПАО «Россети Юг» заключен договор № 34-1-21-00573255 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ВЛ-10 кВ от Л-24 оп. 103 до ТП-А1059, ЛР на ВЛ-10 кВ до ТП-А1059 (РЛНД 1-10/400) ТП-А1059 с трансформатором 160 кВА и оборудованием в комплекте, проектируемой КТП-10/0,4 кВ с трансформатором 630 кВА, расположенных по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Ерзовка, НСТ «Волго-Дон».
В соответствии с мероприятиями, установленными пунктом 11 технических условий от 10.08.2021 № 1400-300/152, являющихся неотъемлемой частью договора, ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» разработана рабочая документация № 385-ТКР.ЭС по титулу: «Строительство КТП-10/0,4 кВ (с трансформатором 630 кВА), ЛЭП-ЮкВ от участка отпайки к ТП-А1051 ВЛ-10 кВ Л-24 ПС 110 Ерзовка (ориентировочной протяженностью ВЛ-10 кВ - 730 м) до проектируемой КТП-10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ проектируемой КТП-10/0,4 кВ до участков заявителей, расположенных по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, НСТ «Волго-Дон» ориентировочной протяженностью ВЛИ-0,4 кВ - 3000 м».
ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» письмом от 09.09.2021 № 738/21 направило в адрес ПАО «Россети Юг» (вх. № Влг1/В01/937) на согласование рабочую документацию № 385-ТКР.ЭС.
Письмом от 30.09.2021 № ВлгЭ/1400/12810 ПАО «Россетти Юг» отказало в согласовании рабочей документации, ссылаясь на невыполнение ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» пункта 11.2.1 технических условий (вместо устройств РЗА с функцией регистрации аварийных событий в проекте применен предохранитель).
В нарушение срока, предусмотренного пунктом 18(5) Правил № 861, ПАО «Россети Юг» сообщило ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» об отказе в согласовании рабочей документации только 30.09.2021.
ООО «Волгаэнергосеть-СНТ», полагая, что им выполнены требования пункта 11.2.1 технических условий, письмом от 11.11.2021 № 991/21 направило рабочую документацию на повторное согласование в ПАО «Россети Юг» (вх. № ВлгЭ/1400/11278).
Повторно в нарушение требований пункта 18(5) Правил № 861 ПАО «Россети Юг» только 03.12.2021 письмом № ВлгЭ/1400/14666 сообщило ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» об отказе в согласовании рабочей документации, ссылаясь на невыполнение заявителем пункта 11.2.1 технических условий.
В оспариваемом постановлении антимонопольным органом сделан вывод о нарушении ПАО «Россети Юг» 10-ти дневного срока согласования проектной документации, поступившей в его адрес, совершенном дважды: 20.09.2021 и 22.11.2021.
При этом антимонопольный орган установил, что на момент вынесения оспариваемого постановления по первому нарушению, совершенному 20.09.2021, истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в связи с чем привлек ПАО «Россети Юг» к административной ответственности только за второе нарушение с датой совершения 22.11.2021.
Отклоняя довод ПАО «Россети Юг» о том, что ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» письмом от 11.11.2021 № 991/21 не направляло в адрес ПАО «Россети Юг» рабочую документацию № 385-ТКР.ЭС, а направило лишь письмо о согласовании рабочей документации № 385-ТКР.ЭС., суды правомерно указали, что рабочая документация на 53 листах в 1 экземпляре была направлена письмом от 09.09.2021 № 738/21, а в ответном письме от 30.09.2021 № ВлгЭ/1400/12810 ПАО «Россети Юг» направило в адрес ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» только замечания к рабочей документации, при этом приложения, а именно рабочая документация, в данном письме отсутствовали, то есть рабочая документация не была возвращена в адрес ООО «Волгаэнергосеть-СНТ», следовательно, имелась в распоряжении ПАО «Россети Юг» на момент поступления письма от 11.11.2021 № 991/21.
В последнем абзаце письма от 11.11.2021 № 991/21 ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» просило повторно согласовать направленную ранее рабочую документацию № 385-ТКР.ЭС. В то же время 03.12.2021 ПАО «Россети Юг» направило письмо № ВлгЭ/1400/14666 с отказом в согласовании рабочей документации и в первом абзаце указанного письма ПАО «Россети Юг» указало, что филиалом ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» повторно рассмотрена рабочая документация № 385-ТКР.ЭС...". Последний абзац данного письма содержит указание, что филиалом ПАО «Россети Юг» - «Волгоградэнерго» не согласовывается рабочая документация.
В этой связи суды сделали верный вывод о том, что в письме от 03.12.2021 № ВлгЭ/1400/14666 ПАО «Россети Юг» однозначно указало на отказ в согласовании рабочей документации № 385-ТКР.ЭС, следовательно, в действиях ПАО «Россети Юг» имеется нарушение предусмотренного пунктом 18(5) Правил № 861 срока рассмотрения проектной документации № 385-ТКР.ЭС, представленной ООО «Волгаэнергосеть-СНТ», допущенное 22.11.2021.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как посчитали суды, ПАО «Россети Юг», обладая информацией о законодательно установленных сроках, должно было и могло принять своевременные меры по подтверждению или неподтверждению соответствия документации требованиям технических условий в установленный срок, однако заявителем в данном случае доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства, наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что факт нарушения заявителем предусмотренного пунктом 18(5) Правил № 861 срока рассмотрения проектной документации подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, приняв во внимание, что ПАО «Россети Юг» ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суды обоснованно пришли к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Также судами установлено, что оспариваемое постановление вынесено антимонопольным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, а наказание назначено заявителю по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения. Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, нарушений не установлено.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суды не усмотрели оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления ПАО «Россети Юг».
Доводы, изложенные в кассационной жалобе (с учетом дополнения к ней), судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.03.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2023 по делу № А12-29857/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Э.Т. Сибгатуллин
Судьи Р.Р. Мухаметшин
А.Д. Хлебников