236/2024-6383(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-13008/2023
г. Казань Дело № А12-3000/2023
13 февраля 2024 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе: председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Махмутовой Г.Н., Бубновой Е.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023
по делу № А12-3000/2023
по заявлению Управления «Жилищная инспекция Волгограда» Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, г. Волгоград, к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения (ОГРН <***>, ИНН <***>, г. Волгоград, о понуждении к исполнению требований предписаний произвести перерасчет платы за
коммунальную услугу по отоплению, заинтересованные лица: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (ОГРН <***>, ИНН <***>, ФИО1, г. Волгоград, ФИО2, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Управление «Жилищная инспекция Волгограда» Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда (далее – Управление «Жилищная инспекция Волгограда», Управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» (далее – ООО «Концессии теплоснабжения», общество) об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить в полном объем предписание Управления от 10.03.2022 № 128-р, а именно во исполнение пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям многоквартирного дома (МКД), расположенного в Красноармейском районе г. Волгограда по адресу: ул. 50 Лет Октября, д. 17 (далее – МКД 17), за октябрь 2020 года, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.
В рамках дела № А12-4098/2023 рассматривалось заявление Управления «Жилищная инспекция Волгограда» к ООО «Концессии теплоснабжения» об обязании в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить в полном объем предписание Управления от 18.01.2022 № 3380-р, а именно во исполнение пункта 42(1) Правил № 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по
отоплению потребителям МКД № 17 с ноября 2020 года по 16.03.2021, с 17.03.2021 по 16.04.2021, исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2023 дела № А12-3000/2023 и № А12-4098/2023 объединены в одно производство с присвоением единого номера № А12-3000/2023.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2023 (с учетом определения от 31.07.2023), оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023, суд обязал ООО «Концессии теплоснабжения» в течение месяца с момента вступления в законную силу решения по настоящему делу исполнить в полном объеме предписания Управления «Жилищная инспекция Волгограда» о соблюдении обязательных требований от 10.03.2022 № 128-р, от 18.01.2022 № 3380-р, а именно: во исполнение пункта 42 (1) Правил № 354 произвести потребителям МКД № 17 перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года, с ноября 2020 года по 16.03.2021, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, с 17.03.2021 по 16.04.2021, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО «Концессии теплоснабжения» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что в спорном жилом доме имеются встроенные нежилые помещения, оборудованные и не оборудованные приборами учета тепловой энергии и имеющие ввод системы отопления до ОДПУ тепловой энергии, в связи с чем используемая данными помещениями тепловая энергия не учитывается ОДПУ.
Считает, что требования Управления в части перерасчета платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД № 17 незаконными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд округа считает принятые судебные акты подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в связи с обращением жителя МКД 17 по вопросам нарушения ООО «Концессии теплоснабжения» порядка расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, на основании решения от 10.02.2023 № 20-р, Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества, предоставляющего коммунальную услугу по отоплению МКД 17.
В ходе проверки должностным лицом Управления были выявлены нарушения обществом Правил № 354, а именно, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению с ноября 2020 года по декабрь 2020 года произведено исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, что является нарушением пунктов 42(1) и 43 Правил № 354 (формула 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354) при наличии ОДПУ ТЭ и отсутствии сведений о выходе ОДПУ ТЭ и ИПУ ТЭ из строя.
По итогам проведенной проверки в отношении общества выдано предписание от 26.07.2021 № 2460-р о необходимости устранить нарушения до 13.12.2021 с требованием:
ноября 2020 года по 16.03.2021, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
С целью надзора за исполнением требований предписания от 26.07.2021 № 2460-р Управлением 17.12.2021 была проведена повторная проверка.
По итогам проведенной проверки было выявлено, что предписание от 26.07.2021 № 2460-р не было исполнено.
- во исполнение пункта 42(1) Правил № 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД № 17 с ноября 2020 года по 16.03.2021, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
- во исполнение пункта 42(1) Правил № 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД № 17 с 17.03.2021 по 16.04.2021, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии МКД № 17.
В связи с обращением жителя МКД № 17 Управлением была проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества, предоставляющего коммунальную услугу по отоплению МКД № 17.
В ходе проверки должностным лицом Управления были выявлены нарушения обществом Правил № 354, а именно, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2020 года произведено исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, что является нарушением пунктов 42(1) и 43 Правил № 354 (формула 3(1) Приложения № 2 к Правилам № 354) при наличии ОДПУ ТЭ и отсутствии сведений о выходе ОДПУ ТЭ и ИПУ ТЭ из строя.
- во исполнение пункта 42(1) Правил № 354 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД № 17 за октябрь 2020 года, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. В дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД № 17 в соответствии с пунктами 42(1) и 43 Правил № 354, со сроком исполнения до 08.11.2021.
С целью надзора за исполнением требований предписания № 354-р Управлением проведена повторная проверка, по итогам которой было выявлено, что предписание от 05.03.2021 № 354-р не исполнено.
По итогам повторной проверки, проведенной с целью надзора за исполнением требований предписания от 06.12.2021 № 3170-р, было выявлено, что указанное предписание не было исполнено.
Поскольку предписания от 10.03.2022 № 128-р, от 18.01.2022 № 3380-р обществом в добровольном порядке не исполнены, Управление «Жилищная инспекция Волгограда» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что предписания Управления соответствуют закону, доказательства исполнения предписаний в деле отсутствуют.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, о понуждении к исполнению предписания.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 № 12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности но управлению многоквартирными домами» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по проведению в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании лицензии при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД проверок выполняемых лицензиатом работ, оказываемых услуг на предмет исполнения обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении «Жилищная инспекция Волгограда», утвержденного распоряжением Департамента
ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда от 01.08.2022 № 125-р (далее – Положение об Управлении), Управление является функциональным структурным подразделением департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции но государственному жилищному надзору, лицензионному контролю и муниципальному жилищному контролю в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, в водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами № 354.
Согласно пункту 42(1) Правил № 354 в МКД, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
В МКД, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой
энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Административным органом в ходе проверок установлено, что спорный МКД № 17 оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (ОДПУ).
Следовательно, при наличии в доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии расчет платы за коммунальную услугу по отоплению без учета его показаний нельзя признать правомерным.
Довод подателя жалобы о том, что в жилом доме имеются встроенные нежилые помещения, оборудованные и не оборудованные приборами учета тепловой энергии и имеющие ввод системы отопления до ОДПУ тепловой энергии, в связи с чем используемая данными помещениями тепловая энергия не учитывается ОДПУ, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, как не подтвержденный надлежащими доказательствами.
Судами также учтено, что обществом предписания административного органа в судебном порядке не оспорены, ООО «Концессии теплоснабжения» трижды привлекалось мировым судом к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за неисполнение предписаний.
Доводы общества о том, что исполнение предписаний является для общества экономически невыгодным, обоснованно отклонены, поскольку предписания соответствуют нормам действующего законодательства, обществом не оспорены в установленном порядке, необходимость их исполнения так же подтверждена судебными актами суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» требования, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.06.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу № А12-3000/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Х. Хисамов
Судьи Г.Н. Махмутова
Е.Н. Бубнова