ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-32477/2021 от 22.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-15691/2022

г. Казань Дело № А12-32477/2021

26 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,

при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:

Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – Савинковой О.Л. (доверенность от 10.01.2022 № 01-03-33-26),

в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022

по делу №А12-32477/2021

по заявлению Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (Волгоградская область, г. Волжский, ОГРН 1153435005789, ИНН 3435122592) об оспаривании ненормативного акта Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1023403460596, ИНН 3444051210), заинтересованные лица: простое товарищество «Вираж» в лице товарища Асриян К.Р. (Волгоградская область, г. Волжский), индивидуальный предприниматель Востриков Александр Викторович, общество с ограниченной ответственностью «АК 1526» (Волгоградская область, г. Волжский, ОГРН 1213400001440, ИНН 3435140489), общество с ограниченной ответственностью «ФСВ–Бизнес» (г. Москва, ОГРН 1147746956170, ИНН 7721843465), индивидуальный предприниматель Горячева Любовь Ивановна, индивидуальный предприниматель Власкин Александр Николаевич, индивидуальный предприниматель Абрамян Валентина Валентиновна, индивидуальный предприниматель Тюрин Владимир Юрьевич, простое товарищество «Азимут», простое товарищество Гуполова А.А.,

УСТАНОВИЛ:

Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее – Комитет, заявитель, Организатор торгов) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – УФАС России по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 21.10.2021 № 034/01/18.1- 1087/2021 и предписания от 21.10.2021.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Простое товарищество «Вираж» в лице товарища Асриян К.Р., индивидуальный предприниматель Востриков Александр Викторович, общество с ограниченной ответственностью «АК 1526», общество с ограниченной ответственностью «ФСВ–Бизнес», индивидуальный предприниматель Горячева Любовь Ивановна, индивидуальный предприниматель Власкин Александр Николаевич, индивидуальный предприниматель Абрамян Валентина Валентиновна, индивидуальный предприниматель Тюрин Владимир Юрьевич, Простое товарищество «Азимут», Простое товарищество Гуполова А.А.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.04.2022 по делу №А12-32477/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской областипросит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области.

Заявитель, заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области провел открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городском округе - город Волжский Волгоградской области.

Проведение конкурса осуществлялось на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 08.07.2016 № 4011 «Об утверждении положения о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в городском округе - город Волжский Волгоградской области», Устава городского округа - город Волжский Волгоградской области, конкурсной документацией к открытому конкурсу на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, утвержденной председателем Комитета 26.08.2021 (далее – Конкурсная документация).

Извещение о проведении конкурса (далее - извещение) размещено 27.08.2021 на официальном сайте Администрации городского округа - город Волжский Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее – официальный сайт). Начало приёма заявок 30 августа 2021 года с 08 часов 30 минут. Окончание приема заявок 29 сентября 2021 года до 09 часов 50 минут. Рассмотрение заявок с 30 сентября 2021 года по 05 октября 2021 года. Оценка и сопоставление заявок с 06.10.2021 по 19.10.2021.

Простое товарищество «Вираж» в лице уполномоченного товарища Асрияна К.Р. подало заявку на участие в конкурсе по лоту № 11.

В протоколе рассмотрения заявок от 05.10.2021 в части 3.4.1 указано, что по лоту № 11 поступило 10 заявок, из них соответствуют требованиям 2, отклонено 8 заявок, в том числе заявка простого товарищества «Вираж».

Простое товарищество «Вираж» в лице уполномоченного товарища Асриян К.Р обжаловало действия организатора открытого конкурса в УФАС России по Волгоградской области.

В ходе рассмотрения жалобы УФАС России по Волгоградской области установлено, что основанием недопуска к участию в конкурсе простого товарищества «Вираж» послужило то, что в конкурсном предложении (приложение № 5) не указан опыт осуществления регулярных перевозок участника конкурса. При этом документы, подтверждающие опыт осуществления регулярных перевозок, представлены товариществом в составе заявки (страницы заявки 139-216).

Решением Волгоградского УФАС России по жалобе от 21.10.2022 № 034/01/18.1-1087/2021 жалоба простого товарищества «Вираж» признана обоснованной, Комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области» - нарушившим часть 2 статьи 24 Федерального закона № 220–ФЗ.

При вынесении решения антимонопольный орган исходил из того, что обязанностью претендента является представление претендентом сведений об опыте осуществления перевозок, что и было сделано простым товариществом.

Комитету предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений при организации открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № 3Б «ул. 87-й Гвардейской – ГМ «Магнит», № 5Б «ул. 87-й Гвардейской – «ЖДВ», № 6Б «32 мкр. – о. Зеленый (СНТ «Химик»)», 8Б «ул. 87-й Гвардейской – АО «Сибур - Волжский», № 11Б «37 мкр. – ГМ «Магнит» - о. Зеленый (городской пляж)», № 14Б «37 мкр. – о Зеленый «Ассоциация транспортников», № 15Б «ул. 87-й Гвардейской – ЖДВ», № 16Б «ул. 87-й Гвардейской – ЖДВ», № 17Б «37 мкр. – ГМ «Магнит», № 33Б «п. Металлург-2 – СНТ «Строитель», № 105 Б «ул. 87-й Гвардейской – ЛПК»:

- аннулировать протокол рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № 3Б «ул. 87-й Гвардейской – ГМ «Магнит», № 5Б «ул. 87-й Гвардейской – «ЖДВ», № 6Б «32 мкр. – о. Зеленый (СНТ «Химик»)», 8Б «ул. 87-й Гвардейской – АО «Сибур - Волжский», № 11Б «37 мкр. – ГМ «Магнит» - о. Зеленый (городской пляж)», № 14Б «37 мкр. – о Зеленый «Ассоциация транспортников», № 15Б «ул. 87-й Гвардейской – ЖДВ», № 16Б «ул. 87-й Гвардейской – ЖДВ», № 17Б «37 мкр. – ГМ «Магнит», № 33Б «п. Металлург-2 – СНТ «Строитель», № 105 Б «ул. 87-й Гвардейской – ЛПК» в части лота 11, № 105 Б «ул. 87-й Гвардейской – ЛПК»;

- внести изменения в конкурсную документацию к открытому конкурсу на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, утвержденную председателем Комитета благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский 26.08.2021, в связи с выявленными нарушениями части 2 статьи 24 Федерального закона № 220–ФЗ;

- назначить новую дату рассмотрения заявок открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам № 3Б «ул. 87-й Гвардейской – ГМ «Магнит», № 5Б «ул. 87-й Гвардейской – «ЖДВ», № 6Б «32 мкр. – о. Зеленый (СНТ «Химик»)», 8Б «ул. 87-й Гвардейской – АО «Сибур - Волжский», № 11Б «37 мкр. – ГМ «Магнит» - о. Зеленый (городской пляж)», № 14Б «37 мкр. – о Зеленый «Ассоциация транспортников», № 15Б «ул. 87-й Гвардейской – ЖДВ», № 16Б «ул. 87-й Гвардейской – ЖДВ», № 17Б «37 мкр. – ГМ «Магнит», № 33Б «п. Металлург-2 – СНТ «Строитель», № 105 Б «ул. 87-й Гвардейской – ЛПК» по лоту 11, маршрут № 105 Б «ул. 87-й Гвардейской – ЛПК» (Предписание УФАС России по Волгоградской области от 21.10.2021 № 034/01/18.1-1087/2021).

Комитет оспорил решение и предписание в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что документы, представленные для участия в спорном конкурсе простым товариществом «Вираж» соответствовали требованиям конкурсной документации, в этой связи у Комитета отсутствовали основания для недопуска простого товарищества «Вираж» к участию в конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При этом согласно положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.

Согласно статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Статьей 21 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества.

Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются.

Пунктом 2 части 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе, по критерию - опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником.

Комитетом благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области 26.02.2021 утверждена Конкурсная документация к открытому конкурсу на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городском округе - город Волжский Волгоградской области.

Как следует из части 3.1 конкурсной документации, заявка на участие заполняется в одном экземпляре (приложение № 1 конкурсной документации) в соответствии с инструкцией (приложение № 2 Конкурсной документации).

В приложении № 2 конкурсной документации «Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе» не содержится информации о порядке заполнения строки «опыт осуществления регулярных перевозок участником конкурса (годы)».

К заявке в соответствии с частью 3.2 конкурсной документации прилагаются документы, в том числе согласно пункту 3.2.11 конкурсное предложение (приложение № 5 конкурсной документации). В приложении № 5 конкурсной документации содержится строка для заполнения «опыт осуществления регулярных перевозок участником конкурса (годы)».

Кроме того, к конкурсному предложению прикладываются сведения об опыте осуществления регулярных перевозок заявителем (пункт 3.2.13 Конкурсной документации).

В пункте 3.2.21 Пояснения указано, что опыт осуществления регулярных перевозок подтверждается сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действующими на момент начала осуществления деятельности (паспорт маршрута).

В случае участия в конкурсе простого товарищества - сведения об опыте осуществления регулярных перевозок представляются по каждому участнику договора простого товарищества. Опыт осуществления регулярных перевозок участниками договора простого товарищества оценивается исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником товарищества.

Суды учитывали вышеизложенное и признали, что обязанностью претендента является предоставление сведений об опыте осуществления перевозок.

Доводы Комитета о том, что конкурсной документацией предусмотрено указание в конкурсном предложении опыта осуществления регулярных перевозок участником конкурса, при этом данная графа должна быть заполнена претендентом, являлись предметом исследования судов.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.

В силу части 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ шкала для оценки указанных критериев устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

В пункте 9.7 конкурсной документации приведена шкала оценки критериев, из которой следует, что одним из критериев для оценки заявки является опыт осуществления регулярных перевозок. Также установлено количество баллов, начисляемых за определенный временной промежуток осуществления перевозок. Количество баллов определяется конкурсной комиссией.

В соответствии с пунктом 10.1 конкурсной документации победителем открытого конкурса признается участник, набравший наибольшее количество баллов в соответствии со шкалой оценки критериев.

Комитетом не оспаривается факт представления документов, подтверждающих опыт осуществления перевозок каждым участником товарищества, отсутствует указание на пороки в данных документах.

Суды учитывали изложенное и пришли к выводу, что документы, представленные простым товариществом «Вираж», соответствовали требованиям конкурсной документации, в этой связи у Комитета отсутствовали основания для недопуска данного лица к участию в конкурсе. Отсутствие среднеарифметического расчета не создавало для конкурсной комиссии препятствий для определения количества баллов по заявке простого товарищества «Вираж».

При таких обстоятельствах суды признали выводы антимонопольного органа обоснованными и отказали в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2022 по делу №А12-32477/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи С.В. Мосунов

А.Д. Хлебников