АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20267/2022
г. Казань Дело № А12-32487/2021
08 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьиМосунова С.В.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сагировой О.В. (протоколирование ведется с использованием систем видеоконференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – ФИО1, доверенность от 29.12.2021,
Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области – ФИО2, доверенность от 28.12.2021,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022
по делу № А12-32487/2021
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), заинтересованные лица: Комитет строительства Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - УФССП России по Волгоградской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - УФК по Волгоградской области) о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, выразившегося в неисполнении требований статей 242.3- 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации по приостановлению до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, согласно письма УФССП России по Волгоградской области № 34901/21/95605ГК от 06.07.2021, по постановлениям по делам об административных правонарушениях: от 11.06.2019 № 8562/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 17333/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8563/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 16738/17/34044-ИП от 11.06.2019 № 8569/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 1830/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8572/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 1501/17/34044-ИП; и в рамках дела № А12-32488/2021 согласно письма УФССП России по Волгоградской № 34901/21/95024ГК от 01.07.2021 по постановлениям по делам об административных правонарушениях от 11.06.2019 № 8575/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 16913/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8563/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 16738/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8567/19/34044- АП, в рамках исполнительного производства № 12076/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8554/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 11074/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8555/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 9728/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8574/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 9720/17/34044-ИП от 11.06.2019 № 8559/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 9673/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8560/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 8546/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8557/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 6714/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8558/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 6539/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8568/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 2367/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8570/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 2154/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8569/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 1830/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8572/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 1501/17/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8577/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 11050/19/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8578/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 11464/19/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8581/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 11866/19/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8580/19/34044- АП, в рамках исполнительного производства № 11867/19/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8579/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 11895/19/34044-ИП; от 11.06.2019 № 8582/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 12694/19/34044-ИП; от 01.10.2019 № 9346/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 32901/19/34044-ИП; от 01.10.2019 № 9350/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 32202/19/34044-ИП; от 01.10.2019 № 9354/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 29095/19/34044-ИП; от 30.08.2019 № 9160/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 21702/19/34044-ИП; от 30.08.2019 № 9158/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 21356/19/34044-ИП; от 05.04.2019 № 8230/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 4648/19/34044-ИП; от 05.04.2019 № 8229/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 4647/19/34044-ИП; от 22.07.2019 № 8942/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 27081/17/34044-ИП; от 22.07.2019 № 8937/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 26946/17/34044-ИП; от 22.07.2019 № 8955/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 18491/17/34044-ИП; от 22.07.2019 № 8961/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 16531/17/34044-ИП; от 22.07.2019 № 8950/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 16416/17/34044-ИП; от 22.07.2019 № 8949/19/34044- АП, в рамках исполнительного производства № 15511/17/34044-ИП; от 22.07.2019 № 8920/19/34044-АП, в рамках исполнительного производства № 15324/17/34044-ИП; об обязании выполнить требования статей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.12.2021 дела № А12-32487/2021, А12-32488/2021 объединены в одно производство с присвоением единого номера А12-32487/2021.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022, признано незаконным бездействие УФК по Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований статьей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации о взыскании исполнительского сбора, согласно писем УФССП России по Волгоградской области № 34901/21/95605ГК от 06.07.2021 и № 34901/21/95024ГК от 01.07.2021.
УФК России по Волгоградской области Волгоградской области, не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в указанной части.
Отзывы на кассационные жалобы в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», однако явку своих представителей Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП Волгоградской области, Комитет строительства Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов, в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, письмами № 34901/21/95605ГК от 06.07.2021 и № 34901/21/95024ГК от 01.07.2021 УФССП России по Волгоградской области направило в адрес УФК по Волгоградской области для исполнения постановления о привлечении Комитета строительства Волгоградской области к административной ответственности в виде штрафов по статье 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, в рамках исполнительных производств № 17333/17/34044-ИП, № 16738/17/34044-ИП, № 1830/17/34044-ИП, № 1501/17/34044- ИП, № 16913/17/34044-ИП, №16738/17/34044-ИП, № 12076/17/34044-ИП, № 11074/17/34044- ИП, № 9728/17/34044-ИП, № 9720/17/34044-ИП, № 9673/17/34044-ИП, № 8546/17/34044- ИП, № 6714/17/34044-ИП, № 6539/17/34044-ИП, № 2367/17/34044-ИП, № 1830/17/34044- ИП, № 1501/17/34044-ИП, № 11050/19/34044-ИП, № 11464/19/34044-ИП, № 11866/19/34044-ИП, № 11867/19/34044-ИП, № 11895/19/34044-ИП, № 12694/19/34044-ИП, № 32901/19/34044- ИП, № 32202/19/34044-ИП, № 29095/19/34044-ИП, № 21702/19/34044-ИП, № 21356/19/34044- ИП,№ 4648/19/34044-ИП, № 4647/19/34044-ИП, № 27081/17/34044-ИП, № 26946/17/34044- ИП, № 18491/17/34044-ИП, № 16531/17/34044-ИП, № 16416/17/34044-ИП, № 15511/17/34044-ИП, № 15324/17/34044-ИП.
Данные постановления вынесены в ходе исполнения исполнительных производств, возбужденных на основании решений Центрального районного суда г. Волгограда, обязывающих Комитет строительства Волгоградской области предоставить физическим лицам жилые помещения.
Постановления не исполнены, суммы денежных средств по указанным исполнительным документам на депозитный счет межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам не поступили. УФССП России по Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 7 Федерального закона № 229‑ФЗ).
Статьей 12 Федерального закона № 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами, выдаваемые судами, и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ).
В силу пунктов 5 - 7 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъектов Российской Федерации (за исключением операций по исполнению исполнительных доку-ментов, решений налоговых органов, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Письмами от 13.07.2021 №29-11-67/07-8683 и от 15.07.2021 №29-11-67/07-8809 УФК по Волгоградской области сообщило должнику о поступлении Постановлений, направило в его адрес ксерокопии Постановлений и сопроводительного письма УФССП по Волгоградской области, а также указало на необходимость предоставления в установленном порядке в УФК по Волгоградской области платежного документа.
Федеральным законом № 229-ФЗ предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе, постановлений судебного пристава о взыскании с должника расходов на совершение исполнительных действий. Судебный порядок их взыскания с бюджетных учреждений указанным законом не предусмотрен.
Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые согласно Федеральному закону № 229-ФЗ подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.
Также не предусмотрен судебный порядок взыскания административных штрафов, наложенных на должника за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ.
При неисполнении казенными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора, постановлений по делу об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь изложенными нормами права и разъяснениями, учитывая факт финансирования деятельности Комитета исключительно за счет бюджетных средств и отсутствия у последнего открытых расчетных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, пришел к обоснованному выводу, что постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению Управлением, являющимся органом Федерального казначейства, в порядке статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах, УФК по Волгоградской области обязано было принять меры для надлежащего исполнения исполнительных документов в порядке главы 24.1. БК РФ.
Однако, УФК по Волгоградской области, получив исполнительные документы службы судебных приставов, ограничилось направлений их копий должнику, указав о необходимости представить платежные документы.
До настоящего времени постановления не исполнены, предусмотренных статьей 242.4 БК РФ мер, в случае неисполнения исполнительных документов УФК по Волгоградской области, не принято.
Следовательно, оспариваемое бездействие УФК по Волгоградской области, выразившееся в неисполнении требований статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ, является незаконным, нарушает принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя, в нарушение действующего правового регулирования способствует освобождению должника по исполнительному производству от мер принудительного воздействия и, в конечном счете, к игнорированию требований исполнительных документов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое бездействие УФК по Волгоградской области не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, а также усмотрел основания для обязания УФК по Волгоградской области исполнить требования статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе УФК России по Волгоградской области, оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным обстоятельствам и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства по настоящему делу, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы не доказывают нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.02.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2022 по делу № А12-32487/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.В. Мосунов
Судьи Р.Р. Мухаметшин
А.Н. Ольховиков