ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-32516/20 от 02.08.2023 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-32516/2020

04 августа 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2023 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.Н. Силаковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ястребовым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области,

на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2023 года о процессуальном правопреемстве по делу № А12-32516/2020

по иску Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Городищенского района», р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, (ИНН <***>, ОГРН <***>),

к Администрации Городищенского городского поселения, р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, (ИНН <***>, ОГРН <***>),

о взыскании 16623 руб. 46 коп.,

без участия сторон,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Городищенского района» (далее- истец, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Городищенского района») обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Городищенского городского поселения (далее- ответчик, Администрация) о взыскании 16623 руб. 46 коп. основного долга по договору № 55 за октябрь 2019 года.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.02.2021 по делу № А12-32516/2020 с Администрации Городищенского городского поселения взыскан в пользу МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Городищенского района» основной долг в сумме 16623 руб. 46 коп., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2000 руб.

На основании указанного решения суда от 08.11.2022 был выдан исполнительный лист серии ФС № 038526769 на принудительное исполнение судебного акта.

27.02.2023 в суд первой инстанции поступило заявление МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Городищенского района» о процессуальном правопреемстве в рамках дела № А12-32516/2020, согласно которому заявитель просил произвести процессуальную замену должника - ответчика по делу Администрации Городищенского городского поселения на правопреемника Администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2023 года по делу № А12-32516/2020 суд первой инстанции произвел замену ответчика (должника) -Администрации Городищенского городского поселения по делу № А12-32516/2020 на правопреемника Администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.

Заявитель апелляционной жалобы, полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что Администрация Городищенского городского поселения была ликвидирована и Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области не является правопреемником ответчика.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, части 1 статьи 122, части 1 статьи 123, части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов от 06.07.2023.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Апелляционная жалоба рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично (абзац второй части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзац второй пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Арбитражный апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства и доводы, приведенные ответчиком, считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В пункте 2 статьи 125 названного Кодекса установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.

Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципального казенного учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В силу пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Как следует из материалов дела, Городищенской городской Думой принято решение о ликвидации Администрации Городищенского городского поселения от 29.10.2020 № 1/ 4.

30.10.2020 в ЕГРЮЛ зарегистрировано уведомление о принятии решения о ликвидации Администрации Городищенского городского поселения.

09.11.2020 в ЕГРЮЛ внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии.

Информация о ликвидации опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» 02.12.2020 Размещена информация о предстоящей ликвидации Администрации Городищенского городского поселения и сообщено, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования.

06.08.2021 составлен промежуточный ликвидационный баланс юридического лица, впоследствии составлен ликвидационный баланс.

03.09.2021 Администрация Городищенского городского поселения ликвидирована, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

Между тем применительно к ликвидации казенных учреждений, являющихся Администрациями муниципальных образований, действующим законодательством предусмотрен специальный порядок правопреемства по обязательствам такого лица.

Исходя из взаимосвязанных положений статьи 35 и подпункта 12 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования, осуществляющего руководство местной администрацией, прекращаются досрочно в случае упразднения муниципального образования.

В силу части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 131-ФЗ упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации (часть 2 той же статьи).

В силу части 7 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В силу частей 2, 4 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Согласно части 10 статьи 85 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 данного Закона.

В соответствии с частью 3.2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов полномочий исполнительно-распорядительных органов городских, сельских поселений, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительные органы городских, сельских поселений не образуются, устанавливаются органами местного самоуправления муниципального района и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия исполнительно-распорядительного органа городского, сельского поселения, являющегося административным центром муниципального района, могут осуществляться местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального района, в состав которого входит указанное городское, сельское поселение, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнительно-распорядительный орган городского, сельского поселения не образуется.

В соответствии со статьей 23 Устава Городищенского городского поселения полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Городищенского муниципального района Волгоградской области и настоящим Уставом осуществляются Администрацией Городищенского муниципального района.

Полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения осуществляются Администрацией Городищенского муниципального района и определяются Уставом Городищенского городского поселения и принятыми в соответствии с ними решениями Городищенской городской Думы.

Решение вопросов местного значения Городищенского городского поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городищенского городского поселения федеральными законами и законами Волгоградской области, организуются и обеспечиваются Администрацией Городищенского муниципального района в пределах своей компетенции.

Реализация полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, являющегося административным центром Городищенского муниципального района осуществляется Администрацией Городищенского муниципального района за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Городищенского муниципального района.

Финансирование расходных обязательств, возникающих у Администрации Городищенского муниципального района в связи с исполнением полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Городищенского муниципального района.

Согласно статье 33 Устава исполнение бюджета Городищенского городского поселения обеспечивается Администрацией Городищенского муниципального района.

Статьей 21.1 Устава Городищенского муниципального района Волгоградской области предусмотрено, что администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Городищенского муниципального района Волгоградской области и Уставом Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения.

Администрация Городищенского муниципального района в пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Городищенского городского поселения, а также осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Городищенского городского поселения федеральными законами и законами Волгоградской области.

Администрация Городищенского муниципального района от имени Городищенского городского поселения осуществляет функции и полномочия учредителя муниципальных предприятий, муниципальных учреждений Городищенского городского поселения, в связи с чем, принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, об изменении типа существующего муниципального учреждения, учредителем которых являлась администрация Городищенского городского поселения.

Администрация Городищенского муниципального района осуществляет полномочия исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, являющегося административным центром Городищенского муниципального района, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Городищенского городского поселения на решение вопросов местного значения.

Финансирование расходных обязательств, возникающих у Администрации Городищенского муниципального района в связи с исполнением полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения, осуществляется за счет средств, перечисляемых в бюджет Городищенского муниципального района из бюджета Городищенского городского поселения.

Согласно пункту 15 статьи 22 Устава Городищенского муниципального района Волгоградской области к компетенции администрации Городищенского муниципального района относится осуществление полномочий администрации поселения, являющегося административным центром района в соответствии с Уставом Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 26 Устава Городищенского муниципального района Волгоградской области по вопросам реализации полномочий администрации Городищенского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, переданных администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, принимаются постановления и распоряжения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Таким образом, частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Городищенского городского поселения и Уставом Городищенского муниципального района исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа Городищенского городского поселения возложено на Администрацию Городищенского муниципального района.

Предметом настоящего дела являлось взыскание с местной администрации - Администрации Городищенского городского поселения задолженности в размере 16623 руб. 46 коп. основного долга по договору № 55 на отпуск воды и приём сточных вод и осуществление поставки коммунального ресурса по водоснабжению и водоотведению за расчетный период октябрь 2019 года, оказанных МУП «ЖКХ Городищенского района». В октябре 2019 года МУП «ЖКХ Городищенского района» оказало услуги водоснабжения и водоотведения на общую сумму 16623 руб. 46 коп., оплата не произведена.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.02.2021 по делу А12-32516/2020 исковые требования МУП «ЖКХ Городищенского района» удовлетворены, с ответчика администрации Городищенского городского поселения взыскана задолженность по оплате услуг водоснабжения и водоотведения за октябрь 2019 года в размере 16623 руб. 46 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

В отношениях по снабжению коммунальными ресурсами многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилого фонда, в отношении которого не выбрана управляющая организация или не реализован иной предусмотренный действующим законодательством способ управления, ответственным лицом по оплате названных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией является соответствующее публично-правовое образование независимо от того, на каком основании (по договору аренды, найма или социального найма) граждане проживают или пользуются жилыми помещениями, расположенными в этих жилых домах. Здание общежития находится в муниципальной собственности.

Таким образом, оплата указанной задолженности относится к вопросам местного значения поселения.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), расходы которых осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Упразднение (ликвидация) Администрации Городищенского городского поселения как одного из уполномоченных органов не свидетельствует о прекращении обязательства муниципального образования, приобретенного через данный компетентный орган местного самоуправления.

Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти.

Администрация городского поселения с 03.09.2021 фактически не действует, ее функции переданы администрации муниципального района.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 12826/11 от 14.02.2012 сформулирована позиция, согласно которой, возложение на взыскателя бремени принудительного исполнения судебного акта против государства посредством повторного предъявления исполнительных документов, в том числе в ликвидационную комиссию исполнительно-распорядительного органа противоречит как правовой природе права на судебную защиту, так и законодательству Российской Федерации. Право на судебную защиту (а, следовательно, и его элемент - право на исполнение судебного решения) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2008 № 734-О-П). Лицо, в пользу которого вынесено решение суда против государства, не обязано возбуждать процедуру принудительного исполнения.

В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, согласно которым, в случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.

Суд первой инстанции пришел к верному вводу о том, что поскольку ответчиком по настоящему делу является администрация городского поселения, передача администрацией поселения своих функций администрации муниципального района влечет за собой правопреемство, которое является основанием для замены стороны по делу в порядке статьи 48 АПК РФ.

Срок давности предъявления исполнительного листа к исполнению не пропущен.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом правомерно произведена процессуальная замена ответчика (должника) на его правопреемника администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области.

Аналогичные споры рассмотрены в рамках судебных дел №№ А57-21330/2012, А57-15865/2012, А57-3124/08, А57-5374/2013.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворено заявление истца, доводы апелляционной основаны на ином толковании норм права, что не является основанием для отмены судебного акта.

Доводы заявителя жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, получили правовую оценку в соответствии с установленным по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, они подлежат отклонению как направленные на переоценку исследованных судом доказательств.

Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение о процессуальном правопреемстве не предусмотрена пункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 мая 2023 года о процессуальном правопреемстве по делу № А12-32516/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Судья О.Н. Силакова