ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-32911/2020
24 мая 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Никольского С.В., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравцовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2021 года по делу № А12-32911/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 400001, <...>)
к публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 640007, <...>, литер 1Ж)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения» (далее - истец, ООО «Концессии водоснабжения») обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к публичному акционерному обществу «Курганский машиностроительный завод» (далее - ответчик, ПАО «КурганМашЗавод») о взыскании задолженности по договору № 011252 от 27.07.2017 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период февраль, апрель, май 2020 года в размере 1 603 646,98 руб., а также расходов на оплату государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2021 года по делу № А12-32911/2020 иск удовлетворен. Суд взыскал с ответчика в пользу истца плату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ и за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период февраль, апрель, май 2020 года в размере 1 603 646,98 руб.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
Заявитель указывает, ПАО «Курганмашзавод» осуществляет водоотведение в соответствии с нормами Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», через централизованную систему. Сбросы непосредственно в водный объект не осуществляет. В связи с чем, условия Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13 апреля 2009 года № 87, в отношении водоотведения ПАО «Курганмашзавод» не применимы. Кроме того, по мнению заявителя, ООО «Концессии водоснабжения» не относится к перечню уполномоченных организаций, которые вправе обратиться с требованиями о возмещении вреда окружающей среде.
ООО «Концессии водоснабжения» письменный отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
Представители истца и ответчика в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтовых извещений в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 23.04 2021.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчика.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между истцом (организация РСО) и ответчиком (исполнитель) заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения от № 011252 от 27.07.2017 (далее - договор), по условиям которого организация РСО приняла на себя обязательства подавать абоненту через присоединенную сеть холодную питьевую воду и осуществлять прием сточных вод в объеме определенном договором, а ответчик принимать и своевременно оплачивать.
Согласно пункту 1 договора, абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, лимиты водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод с последующим отведением в водные объекты, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения и негативного воздействия на окружающую природную среду.
Пунктом 8 договора установлено, что расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5 -го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
По условиям пункта 11 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативное воздействие на окружающую природную среду, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
09 декабря 2019 года, 13 марта 2020 года представителем истца в присутствии представителя ответчика проведены отборы сточной воды в контрольных канализационных колодцах ответчика, что подтверждается актами отбора проб сточных вод № 1021-19 от 09.12.2019 г., № 1022-19 от 09.12.2019г., № 1023-19 от 09.12.2019г., № 45 от 13.03.2020.
Анализ контрольных проб сточных вод произведен химической лабораторией Инспекции водных ресурсов общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения».
По результатам произведенного химического анализа сточных вод обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, что зафиксировано в протоколах испытаний проб № 733-19, № 734-19 от 25.12.2019 г., № 175-20, № 176-20 от 27.03.2020г.
Ответчиком представлены протоколы испытаний сточной воды параллельного отбора проб.
На основании результатов испытаний истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за февраль, апрель, май 2020, которая составила 1 603 646 руб. 98 коп., в т.ч. за сверхнормативный сброс года загрязняющих веществ за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 - 884 650,38 руб., за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 - 319 459,08 руб., за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 - 356 368,70 руб., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 - 20 405,60 руб., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 - 22 763,22 руб.
Документы по оплате счетов за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ получены ответчиком, однако оплата в установленный срок в полном объеме не произведена.
Задолженность составляет 1 603 646 руб. 98 коп.
Поскольку принятые обязательства по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с условиями договора ответчиком не исполнены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в параграфах 1, 4, 6 главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее - Правила № 167), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) установлено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29.07.2013 № 644.
Указанные правила регулируют отношения между абонентами и организациями водопро-водно-канализационного хозяйства, в сфере водоснабжения и водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу.
В силу пункта 111 указанных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 названных Правил абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил № 644 установлено, что организация водопровод-но-канализационного хозяйства вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункты 118 и 119 Правил № 644).
Частью 1 статьи 30 Закона о водоснабжении определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В данном случае такой организацией является ООО «Концессии водоснабжения».
В связи с чем, доводы апеллянта об отсутствии у истца полномочий на сбор платы, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, при этом исходит из того, что пунктом 13 подпунктом «д» договора предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В силу пункта 64 Правил № 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Правил № 167 определено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Согласно пунктам 69, 70 Правил № 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 71 Правил № 167 расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
С 01 января 2014 года вступил в силу раздел VII «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (далее - Правила № 644). Данный раздел вводит в действие и устанавливает «Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно - канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения».
Требованиями пункта 119 Правил № 644 предусмотрено следующее:
абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в п. 123 настоящих Правил. Плата вносится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров;
в случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 № 257 (в редакции, действовавшей в спорный период) утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлен постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.
Пределы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения предусмотрены приложением № 5 постановления Правительства РФ № 644.
Таким образом, обязанность произвести оплату услуг по водоснабжению и водоотведению, оказанных истцом, в том числе повышенную оплату за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации, и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения возложена на ответчика действующим законодательством, а также условиями договора.
Основанием для определения и взимания платы за превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации населенных пунктов, и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком, 09.12.2019г., 13.03.2020г. ООО «Концессии водоснабжения» с участием представителя ответчика проведены отборы сточной воды в контрольных канализационных колодцах ответчика, что подтверждается актами обора проб сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения № 1021-19 от 09.12.2019г., № 1022-19 от 09.12.2019г., № 1023-19 от 09.12.2019г., № 45 от 13.03.2020 (т. 1 л.д. 41-46, 78-74).
Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (пункт 5 статьи 30 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Анализ контрольных проб сточных вод произведен химической лабораторией Инспекции водных ресурсов общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения».
Из протоколов испытаний проб №733-19, №734-19 от 25.12.2019 г., № 175-20, № 176-20 от 27.03.2020г., следует, что по результатам произведенного химического анализа сточных вод обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Ответчик не представил надлежащих доказательств нарушения истцом требований ГОСТ Р 51592-2000 «Вода. Общие требования к отбору проб».
Доказательств того, что при отборе проб допущены нарушения, повлекшие недостоверность их результатов, а равно исключающие возможность их передачи для проведения химического анализа, судами первой и апелляционной инстанций не установлено, апеллянтом не представлено.
На основании результатов испытаний истец произвел расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за февраль, апрель, май 2020, которая составила 1 603 646 руб. 98 коп., в т.ч. за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.02.2020 по 29.02.2020 - 884 650,38 руб., за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.04.2020 по 30.04.2020 - 319 459,08 руб., за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 - 356 368,70руб., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.04.2020 по 30.04.2020года - 20 405,60 руб., за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с 01.05.2020 по 31.05.2020 года - 22 763,22 руб.
Расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ произведен истцом на основании п. 5 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области, утвержденного Постановление Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 года № 257, согласно которому при нарушении нормативов водоотведения (сброса) по составу и свойствам сточных вод, которые устанавливаются абоненту органом местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области или уполномоченной им организацией водопроводно-канализационного хозяйства, абонент дополнительно вносит плату, которая рассчитывается следующим образом:
- при сбросе абонентом загрязняющих веществ, для которых установлены ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913, расчет платы производится по формуле: Пi = (ФК - ДК) x С x 10-6 x 5 x О, где:
Пi - размер платы, подлежащий уплате абонентом, по i-му загрязняющему веществу;
ФК - фактическая концентрация загрязняющего вещества;
ДК - допустимая концентрация загрязняющего вещества;
С - ставка платы;
10-6 - коэффициент перевода из метрической системы;
5 - пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды;
О - объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
- при сбросе абонентом загрязняющих веществ, для которых не установлены ставки платы, расчет платы производится по формуле: Пi = Иix Т x О, где
Ч
Пi - размер платы, подлежащий уплате абонентом, по i-му загрязняющему веществу;
Иi - отношение разности между фактической и допустимой концентрациями i-го загрязняющего вещества к допустимой концентрации того же вещества;
Ч - число загрязняющих веществ (по которым не установлены ставки платы), по которым зафиксировано нарушение;
Т - действующая цена (тариф) на водоотведение;
О - объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Отношение разности между фактической и допустимой концентрациями загрязняющего вещества к допустимой концентрации того же вещества определяется по формуле: ФК – ДК
ДК , где
ФК - фактическая концентрация загрязняющего вещества;
ДК - допустимая концентрация загрязняющего вещества.
Проверив произведенные истцом за исковой период расчеты платы за сверхнормативный сбор загрязняющих веществ по договору, и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на сумму 1 603 646 руб. 98 коп. суд первой инстанции признал их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела. Ответчиком расчеты не оспорены, доказательств их порочности не представлено.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
На основании пункта 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Поскольку на основании части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, то непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года № 12505/11).
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела истцом доказан факт сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, которые ответчиком допустимыми доказательствами не опровергнут.
Доводы ответчика, что он не осуществлял сброс непосредственно в водный объект, в связи с чем Методика, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов РФ от 13.04.2009 № 87, не применима, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонен.
Как правильно указал суд первой инстанции, расчет произведен истцом на основании нормативно-правовых актов, регулирующих положения сброса загрязняющих веществ, принятых от абонента в централизованную систему водоотведения, пользователем которой является ПАО «Курганмашзавод».
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2021 года по делу № А12-32911/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества «Курганский машиностроительный завод» в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Т.С. Борисова
Судьи С.В. Никольский
М.Г. Цуцкова