ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-32968/2022 от 07.11.2023 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-9499/2023

г. Казань Дело № А12-32968/2022

14 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мосунова С.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области – ФИО1, доверенность от 09.01.2023,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО2

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023

по делу №А12-32968/2022

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области (403003, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) заинтересованное лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (358000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании недействительным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - налогоплательщик, ИП ФИО2, заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области (далее – МРИ ФНС № 5 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган) от 19.09.2022 № 1684 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее УФНС России по Волгоградской области) от 07.11.2022 № 1111.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее – УФНС России по Волгоградской области, Управление), Управление Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023 решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.

ИП ФИО2, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что в проверяемом периоде соответствовал требованиям, установленным как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Волгоградской области, регламентирующим возможность применения при расчете в 2021 году на территории Волгоградской области специальной ставки налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 4 %.

Представитель Инспекции в судебном заседании просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.

Иные лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

ИП ФИО2 19.04.2022 представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, за 2021 год, в соответствии с которой сумма полученных доходов за налоговый период составляет 47 253 486 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 1 890 139 рублей.

При этом, предпринимателем применена пониженная налоговая ставка 4%, установленная Законом Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения».

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации, составлен акт налоговой проверки от 02.08.2022 № 1970 и вынесено решение от 19.09.2022 № 1684, в соответствии с которым предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 2 394,50 рублей. Кроме того, указанным решением предпринимателю доначислен налог по упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) в сумме 652 699 рублей, соответствующие суммы пени в размере 61 954,99 рублей.

Основанием для доначисления оспариваемых сумм налога, пени и штрафа послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения», принятым Волгоградской областной Думой 29.01.2009 (далее - Закон Волгоградской области № 1845-ОД), в редакции Закона Волгоградской области от 26.12.2020 № 135-ОД.

Решением УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 № 1111 решение Инспекции от 19.09.2022 № 1684 отменено в части привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ на сумму штрафных санкций в размере 1 799,63 рублей, штрафные санкции снижены в четыре раза с учётом смягчающих вину обстоятельств, в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Решением УФНС России по Волгоградской области от 29.06.2023 № 18- 2023/37ск выявлено неправомерное начисление пени в период моратория с01.04.2022 по 01.10.2022, в связи с чем, в целях актуализации данных проведена техническая корректировка ОКНО в рамках письма ФНС России от 07.02.2023 № КЧ-5-8/159ДСП@ «О проведении технических корректировок пени», согласно которой налогоплательщику ФИО2 уменьшены пени в общей сумме на 36 342 рублей 56 копеек.

Заявитель, полагая, что решение Инспекции от 19.09.2022 № 1684, а также Управления от 07.11.2022 № 1111, являются незаконными, обратился в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о неправомерном применении налогоплательщиком ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2021 год в размере 4%, установленной Законом Волгоградской области № 1845-ОД. В отношении решения УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 №1111 суды исходили из того, что решение Управления не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде, поскольку оно не является новым решением и не дополняет решение Инспекции.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 346.15 НК РФ определено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьёй 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьёй 250 НК РФ.

Согласно части 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Волгоградской области № 1845- ОД (в ред. Закона Волгоградской области от 26.12.2020 № 135-ОД) ставки налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, устанавливаются на 2021 год в следующих размерах: 4 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы; 10 % - в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Указанные в настоящей части ставки налога применяются для налогоплательщиков, соответствующих одновременно следующим требованиям:

1) среднесписочная численность работников за 2021 год составляет: для организаций, зарегистрированных до 31 декабря 2020 года включительно, - не менее двух человек и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой организацией в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для организаций, зарегистрированных с 01.01.2021, - не менее двух человек; для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 31.12.2020 включительно, - не менее одного человека и не менее 80 % от среднесписочной численности работников, отражённой индивидуальным предпринимателем в сведениях о среднесписочной численности за 2020 год, предоставляемых в налоговый орган, а для индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных с 1 января 2021 года, - не менее одного человека;

2) средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц составляет не ниже размера минимальной заработной платы в Волгоградской области для внебюджетного сектора экономики на 2021 год, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области.

Расчёт среднего размера начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц (Ср) производится по следующей формуле: aСр в / К / П, где: = вa - сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами в соответствии со статьёй 420 НК РФ, с которых в 2021 году исчислены страховые взносы; К - количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы; П - 12 месяцев, а для налогоплательщиков, зарегистрированных после 1.01.2021, - количество полных месяцев осуществления деятельности, начиная с даты государственной регистрации налогоплательщиков.

Таким образом, в показателе К указывается количество физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральным законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования, с выплат и вознаграждений которым в 2021 году исчислены страховые взносы и не предусматривается расчет количества физических лиц иным способом. Следовательно, в расчете участвуют все физические лица, по которым исчислены страховые взносы, независимо от количества отработанного времени.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области (заключено 26.06.2019 № РС-71/19) минимальная заработная плата в Волгоградской области устанавливается для внебюджетного сектора экономики - в размере 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области за второй квартал предыдущего года.

Законом Волгоградской области от 25.07.2005 № 1091-ОД «О прожиточном минимуме в Волгоградской области» (ред. от 09.10.2019), а также постановлением Администрации Волгоградской области от 14.08.2020 № 480-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Волгоградской области за второй квартал 2020 года», величина прожиточного минимума на второй квартал 2020 года установлена в размере 10 892 рублей.

Таким образом, минимальная заработная плата в Волгоградской области в 2021 году составляла 14 160 рублей (10 892 * 1,3).

В соответствии с данными расчётов по страховым взносам среднесписочная численность работников ИП ФИО2 в 2020 году составляла 27 человек, в 2021 году 27 человек, что составляет 100 % от среднесписочной численности работников в 2020 году. Следовательно, налогоплательщик соответствовал требованиям пункта 1 части 7 статьи 1 Закона Волгоградской области № 1845-ОД.

С учетом имеющихся данных и в соответствии с установленной формулой расчета налоговым органом средний размер ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц ИП ФИО2 определен в размере 10 191 рублей (4 035 816/33/12), что на 3968, 60 рублей меньше минимальной заработной платы в Волгоградской области на 2021 год (14 159,60 рублей).

Суды отметили, что расчёт должен быть произведён исходя из фактического количества работавших у предпринимателя физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, - 33 человека.

Исходя из данных показателей, средний размер начисленных в 2021 году ежемесячных выплат и вознаграждений в пользу физических лиц предпринимателя произведён налоговым органом верно и составил 10 191 рублей.

Совокупность установленных в ходе налоговой проверки и подтвержденных в ходе судебного разбирательства обстоятельств свидетельствует о том, что предпринимателем не соблюдены требования подпункта 2 пункта 7 статьи 1 Закона № 1845-ОД и за 2021 год налогоплательщиком неправомерно применена пониженная ставка налога, уплачиваемого в связи с применением УСН в размере 4%.

Кроме того, заявителем также обжалуется решение УФНС России по Волгоградской области от 07.11.2022 № 1111.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы, УФНС России по Волгоградской области вынесено решение от 07.11.2022 № 1111, которым оспариваемое решением отменено в части размера штрафных санкций, учтены смягчающие вину обстоятельства, в связи с чем, размер штрафных санкций, примененных к ИП ФИО2 на основании статьи 122 НК РФ, снижен в четыре раза. В остальной части решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 19.09.2022 № 1684 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

С учетом пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суды пришли к выводу о том, что решение Управления не представляет собой новое решение и не дополняет решение Инспекции, процедура принятия решения Управлением не нарушена, решение принято в пределах предоставленных Управлению полномочий, а соответственно, решение Управления в рассматриваемом случае не может являться самостоятельным предметом оспаривания.

На основании изложенного, суды пришли к выводу о том, что решение Инспекции от 19.09.2022 № 1684, а также Управления от 07.11.2022 № 1111 соответствуют налоговому законодательству, не ущемляют прав и законных интересов заявителя.

Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты отвечают требованиям законности, обоснованности и мотивированности, поскольку основаны на правильном применении норм процессуального права, содержат обоснование сделанных судом выводов применительно к конкретным обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023 по делу № А12-32968/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.Ш. Закирова

Судьи С.В. Мосунов

Р.Р. Мухаметшин