ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-33159/2021 от 29.09.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru   e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-23642/2022

г. Казань                                                 Дело № А12-33159/2021

05 октября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен  05 октября 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,

судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Харьковой Л.И. (протоколирование ведется с использованием системы видео-конференц-связи)

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в  Арбитражном суде Волгоградской области представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Импульс» ‑ ФИО1, доверенность от 10.01.2022,

Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области – ФИО2, по доверенности от 20.12.2021 ,

 в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц‑связи кассационную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 

по делу № А12-33159/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Импульс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к отделу муниципального жилищного контроля комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о признании недействительным предписания, заинтересованное лицо: Администрация города Волжский Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «Импульс» (далее – ООО УК «Импульс», общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания отдела муниципального жилищного контроля Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее – КЖД, Комитет администрации г.о. – г. Волжский, административный орган) от 24.09.2021 № 547-Л/2021, от 06.08.2021 № 490-Л/2021, от 15.09.2021 № 546-Л/2021.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.02.2022 дела №А12-33159/2021, №А12-33162/2021, №А12-33161/2021 объединены в одно производство с присвоением единого номера №А12-33159/2021.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2022 заявленные ООО «УК «Импульс» требования удовлетворены. Предписания Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 24.09.2021 № 547-Л/2021, от 06.08.2021 № 490- Л/2021, от 15.09.2021 № 546-Л/2021 признаны недействительными

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2022, оставленным без изменения  постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными предписания административного органа от 24.09.2021 № 547-Л/2021, от 06.08.2021 № 490- Л/2021, от 15.09.2021 № 546-Л/2021.

Комитет администрации г.о. – г. Волжский обратился с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты  отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

ООО УК «Импульс» в отзыве, полагая вынесенные судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Комитета администрации г.о. – г. Волжский, заявителя, проверив законность обжалуемых  судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ,  не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 19.08.2021 № 547-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за электроснабжение, потребляемое на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, Комитетом администрации г.о. – г. Волжский проведена внеплановая документарная проверка ООО УК «Импульс», по результатам которой составлен акт от 24.09.2021 №547-л/2021.

В ходе проверки административный орган пришел к выводу о  нарушении обществом требований части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее  – ЖК РФ), пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), ООО «УК «Импульс» производило начисление платы за коммунальные ресурсы по электрической энергии (июль 2021 года), потребляемые при содержании общего имущества, предъявленные потребителям многоквартирного дома №11а по ул. Кирова в г. Волжский, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Комитетом администрации г.о. – г. Волжский 24.09.2021 обществу выдано предписание № 547-л/2021 об устранении выявленных нарушений, а именно, обязал в срок до 22.11.2021 произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы по электрической энергии, потребляемые при содержании общего имущества собственникам многоквартирного дома №11а по ул. Кирова за июль 2021 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, согласно материалам дела, на основании приказа от 30.07.2021 № 490-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за электроснабжение,  и по горячему водоснабжению потребляемые на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, Комитетом администрации г.о. – г. Волжский проведена внеплановая документарная проверка ООО УК «Импульс», по результатам которой составлен акт от 27.08.2021 №490-л/2021.

В ходе проведенной проверки Комитет пришел к выводу о том, что в нарушение требований части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пункта 29 Правил № 491, пункта 44 № 354 ООО «УК «Импульс» производило начисление платы за коммунальные ресурсы по электрической энергии, по горячему водоснабжению (май-июль 2021 года), потребляемые при содержании общего имущества, предъявленные потребителям многоквартирного дома № 69а по ул. Карбышева в г. Волжский, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.

06.08.2021 Комитет администрации г.о. – г. Волжский выдал Обществу предписание №490-л/2021 об устранении выявленных нарушений, а именно обязал в срок до 15.11.2021 произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению, по электрической энергии, потребляемые при содержании общего имущества собственникам многоквартирного дома № 69а по ул. Карбышева исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством. Представить подтверждающие документы.

Комитетом администрации г.о. – г. Волжский на основании приказа от 19.08.2021 № 546-л/2021 с целью рассмотрения обращения гражданина по вопросу нарушения порядка начисления платы за электроснабжение потребляемые на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, проведена внеплановая документарная проверка ООО УК «Импульс», по результатам которой составлен акт от 15.09.2021 № 546-л/2021.

В ходе проведенной проверки Комитет администрации г.о. – г. Волжский пришел к выводу о том, что в нарушение требований пункта 29 Правил № 491, пункта 44 № 354 ООО «УК «Импульс» производило начисление платы за коммунальный ресурс по электрической энергии в январе и феврале 2021 года, потребляемые при содержании общего имущества, предъявленные потребителям многоквартирного дома № 68 по проспекту им. Ленина в г. Волжский, исходя из показаний общедомового прибора учета с превышением над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса на содержание общего имущества многоквартирного дома.

15.09.2021 Комитет администрации г.о. – г. Волжский выдал обществу предписание № 546-л/2021 об устранении выявленных нарушений, а именно обязал в срок до 15.11.2021 произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по электрической энергии, потребляемый при содержании общего имущества собственникам многоквартирного дома № 68 по проспекту им. Ленина за январь 2021 года и февраль 2021 года исходя из норматива потребления коммунального ресурса, в соответствии с действующим законодательством. Представить подтверждающие документы

ООО «УК «Импульс», полагая, что предписания от 24.09.2021 №547-л/2021, от 06.08.2021 № 490-л/2021, от 15.09.2021 № 546-л/2021 являются незаконными, нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, обратилось с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 154,частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действующей с 10.08.2017) определено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 29 Правил содержания общего имущества (в редакции, действующей с 10.08.2017) предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.

При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29.05.2017 №16 «О внесении изменений в некоторые постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области» внесены изменения в Постановления Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 30.07.2012 №5 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по электроснабжению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» установлены, и с июня 2017 года применяются новые нормативы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества.

Судами установлено, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, на внеочередном общем собрании, проведенном в форме, приняли решение по определению размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации – распределение в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определяемого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД, между всеми жилыми и нежилыми помещениями (пункт 10 протокола общего собрания от 15.06.2020 № 1).

Как следует из решения общего собрания по 10 вопросу, отражённого в протоколе №1/2021 от 10.01.2021 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 69а по ул. Карбышева г. Волжский Волгоградской области (т.3 л.д.40-43), протоколе от 22.11.2019 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 68 пр. Ленина, собственниками помещений в указанных многоквартирных домах принято решение по определению размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

По мнению ООО «УК «Импульс», поскольку собственниками помещений принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса, то при наличии решения собрании собственников, управляющая организация в конкретном случае правомерно при исчислении платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, учитывала показания коллективного (общедомового) прибора учета

Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что многоквартирные дома № 11а по ул. Кирова, № 69а по ул. Карбышева, № 68 по проспекту им. Ленина в г. Волжский оборудованы общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов; согласно условиям договоров управления многоквартирными домами размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний общедомового прибора учета.

На общем собрании собственники помещений в многоквартирных домах приняли решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.

Собственники помещений в многоквартирных домах по данному вопросу проголосовали «за» (от 93,06 до 100% голосов)

Протоколы общего собрания не оспорены, не признаны недействительными.

Судами отмечено, что в рассматриваемом случае спор возник не в результате отсутствия решения общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов, а в связи с различным толкованием протоколов общего собрания собственников помещений МКД органом жилищного контроля и управляющей компанией

Суды первой и апелляционной инстанций, отметив, что только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (части 1,2 статьи 157 ЖК РФ), руководствуясь вышеуказанными  нормативными актами, правовой позицией, изложенной в пунктах 16,19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», придя к выводу, что на общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме приняли решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, удовлетворили заявленные ООО УК «Импульс» требования.

В кассационной жалобе  Комитет администрации г.о. – г. Волжский оспаривает выводы судов первой и  апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что протоколами общего собрания собственников МКД не подтверждается принятие собственниками помещений МКД решений по сверхнормативному распределению коммунальных ресурсов на содержание общего имущества.

Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и  апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ  не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся  самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в  силу части 4 статьи 288 АПК РФ,  при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022  по делу № А12-33159/2021  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                          Р.Р. Мухаметшин

Судьи                                                                                  Э.Т. Сибгатуллин

                                                                                           Л.Ф. Хабибуллин