АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-11910/2021
г. Казань Дело № А12-33257/2020
07 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – ФИО1 (доверенность от 28.12.2020),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021
по делу № А12-33257/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании недействительным решения, заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград, акционерное общество «Волгоградгоргаз», ТСЖ ЖСК «Перспектива», СНТ «Центральный-2»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Городская газовая служба» (далее - ООО «Городская газовая служба», общество, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 28.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Волгоград» (далее – ООО «Газпром газораспределение Волгоград»), акционерное общество «Волгоградгоргаз», ТСЖ ЖСК «Перспектива», СНТ «Центральный-2».
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО «Городская газовая служба» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили, просили оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
ООО «Газпром газораспределение Волгоград» в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы также отклонило, просило оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав явившегося в судебное заседание представителя антимонопольного органа, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» обратилось в антимонопольный орган с заявлением о нарушении ООО «Городская газовая служба» антимонопольного законодательства, выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом в результате ущемления интересов других лиц, при нарушении порядка ценообразования, в отсутствие установленных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям. В заявлении ООО «Газпром газораспределение Волгоград» указало, что ООО «Городская газовая служба» осуществляет подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения. За установлением платы на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Общество в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области не обращалось, самостоятельно определяет размер платы в договорах с потребителями, что нарушает установленный порядок ценообразования.
Установив в действиях ООО «Городская газовая служба» признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольным органом в отношении ООО «Городская газовая служба» возбуждено дело № 034/01/10-618/2020 о нарушении антимонопольного законодательства и решением Управления от 28.09.2020 ООО «Городская газовая служба» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом в результате ущемления интересов других лиц при выполнении работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения в нарушение установленного порядка ценообразования, а именно, в отсутствие установленных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям.
Обществу выдано предписание об устранении указанного нарушения.
Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12.2013 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
Согласно пункту 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (в редакции постановления от 30.12.2013 № 1314), пункту 96 Правил № 1314 плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию и устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2019 № 46/8 для ООО «Газпром газораспределение Волгоград» утверждены стандартизированные тарифные ставки для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Волгоград» на 2020 год.
Законом о защите конкуренции установлено специальное основание доминирования на товарном рынке – осуществление хозяйствующим субъектом действий на рынке, относящимся к сфере деятельности субъекта естественной монополии. При этом не имеет правового значения, какую долю занимает хозяйствующий субъект, выступающий субъектом естественной монополии, на товарном рынке. Положение такого субъекта в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Закон о защите конкуренции не обязывает антимонопольный орган, в случае, если хозяйствующий субъект находится в состоянии естественной монополии, при рассмотрении дела определять долю доминирования указанного хозяйствующего субъекта.
Доказывание доминирующего положения для субъектов естественной монополии не требуется.
В письме ФАС России от 06.07.2018 № АЦ/51469/18 «О разъяснении по вопросу отнесения организации к субъектам естественной монополии в случае отсутствия указанной организации в реестре субъектов естественных монополий» указано, что реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр либо исключении их из Реестра.
Таким образом, отсутствие хозяйствующего субъекта в Реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у него статуса естественной монополии.
Часть 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ относит к сфере деятельности субъектов естественных монополий транспортировку газа по трубопроводам.
Пункт 2 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, определяет транспортировку газа как перемещение и передачу газа по газотранспортной системе.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения представляет собой совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявитель – юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; исполнитель газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 (далее – Правила № 317), газораспределительной организацией признается специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация – собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Транспортировка газа по трубопроводам неразрывно связана с технологическим присоединением к газораспределительным сетям, мероприятия по технологическому присоединению к газораспределительным сетям осуществляются непосредственно с целью последующей транспортировки газа для потребителей.
Следовательно, технологическое присоединение является составной, неотъемлемой частью единого технологического процесса по оказанию услуг по транспортировке газа по трубопроводам.
Судами указано, что услуга по осуществлению газораспределительной организацией мероприятий по технологическому присоединению к эксплуатируемым ею сетям, которые производятся непосредственно с целью последующей передачи газа для потребителя, в отрыве от услуги по транспортировке газа самостоятельного значения не имеет. При этом данная услуга может быть оказана только газораспределительной организацией, к сетям которой потребитель намерен подключить объект капитального строительства.
Как следует из материалов дела, ООО «Городская газовая служба» владеет на праве собственности газопроводами высокого и среднего давления, в частности, газопроводом протяженностью 9 082,79 м.п., расположенным по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, р.п. Горьковский, СНТ «Центральный-2» на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.09.2014, а также построенным хозяйственным способом подземным и надземным газопроводом 7 081,7 м, расположенным по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, Дзержинский р-н, ТСЖ ЖСК «Перспектива», на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной сети «Распределительный газопровод к жилым домам в ТСЖ ЖСК «Перспектива» в Дзержинском районе г. Волгограда (среднее давление)» от 24.10.2016.
Антимонопольным органом в ходе проверки установлено, что ООО «Городская газовая служба» фактически проводило работы по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства потребителей к сетям газораспределения, что подтверждается представленными в материалы дела договорами подряда, заключенными между ООО «Городская газовая служба» и физическими и юридическими лицами, в рамках которых общество осуществляло подключение объектов капитального строительства к газовым сетям, которыми владеет на праве собственности.
При этом ООО «Городская газовая служба» не является исполнителем услуг по подключению в соответствии с положениями Правил № 1314, стандартизированные тарифные ставки для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям для ООО «Городская газовая служба» Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области не утверждены.
В ходе рассмотрения антимонопольным органом дела, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» представлена переписка между ООО «Городская газовая служба» и АО «Волгоградгоргаз» по вопросам осуществления пуска газа в отношении объектов, по которым ООО «Городская газовая служба» выступает в качестве подрядчика, выполняющего строительно-монтажные работы сети газопотребления в пределах границ земельного участка заявителя. Данные работы выполнялись ООО «Городская газовая служба» в рамках исполнения договора на подключение, заключенного между заявителем и ООО «Газпром газораспределение Волгоград» в части исполнения заявителем мероприятий по строительству газопотребления в границах земельного участка заявителя. Приведенные в переписке объекты капитального строительства, за исключением жилого дома по ул. Новопреображенская, находятся за пределами территории ТСЖ ЖСК «Перспектива» и пос. «Центральный-2» г. Волгограда. Информация о газификации ООО «Городская газовая служба» объектов капитального строительства от газопровода среднего давления ТСЖ ЖСК «Перспектива» и пос. «Центральный-2» г. Волгограда, собственником которого является ООО «Городская газовая служба» получена от АО «Волгоградгоргаз», которое обнаружило факты незаконного подключения в ходе проведения работ по эксплуатации сетей газораспределения.
ООО «Газпром газораспределение Волгоград» представлен список газифицированных объектов, расположенных на территории ТСЖ ЖСК «Перспектива» и пос. «Центральный-2» г. Волгограда. В адрес ООО «Газпром газораспределение Волгоград» собственники указанных в списке домовладений с заявкой о заключении договора о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения не обращались.
Согласно анализа представленных в материалы дела договоров, заключенных обществом с физическими лицами, ООО «Городская газовая служба» осуществляет в рамках договоров в том числе пуско-наладочные работы и пуск газа. В договорах указана стоимость работ, в том числе, за пуск газа.
Из анализа условий имеющихся в материалах дела договоров, заключенных с юридическими лицами, ООО «Городская газовая служба» осуществляло газоснабжение жилых домов по поручению заказчиков юридических лиц. В договорах указана стоимость работ.
На основании изложенного, суды правомерно установили, что ООО «Городская газовая служба» фактически проводило работы по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства потребителей к сетям газораспределения, газифицировало объекты капитального строительства от газопровода среднего давления ТСЖ ЖСК «Перспектива», пос. «Центральный-2» г. Волгограда, собственником которого является ООО «Городская газовая служба».
Как отмечено судами, оказывая услуги по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сети газораспределения, являющихся нераздельной частью рынка услуг по транспортировке газа, общество является субъектом естественных монополий в данной сфере.
Таким образом, ООО «Городская газовая служба» фактически выступает в качестве газораспределительной организации, и признается субъектом естественной монополии, который в силу прямого указания пункта 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по транспортировке газа потребителям, подключенным к газопроводу (газораспределительным сетям) находящемуся в его собственности.
В ходе проведения проверки на основании приказов ФАС России от 25.05.2012 № 345, от 28.04.2010 № 220 Управлением проведен обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК «Перспектива», газопроводу высокого и среднего давления в СНТ «Центральный-2» в границах расположения газораспределительных сетей ООО «Городская газовая служба» на территории Волгограда за период с 01.01.2019 по 30.06.2020, по результатам которого установлено, что продуктовые границы определены как услуги по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК «Перспектива», газопроводу высокого и среднего давления в СНТ «Центральный-2», географические границы товарного рынка услуг по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК «Перспектива», газопроводу высокого и среднего давления в СНТ «Центральный-2» определены как месторасположение газораспределительных сетей общества в границах г. Волгограда.
Судами отмечено, что специфика исследуемого рынка такова, что имеют место услуги, посредством которых по сетям передается газ, т.е. рынок ограничен транспортировкой газа только по газораспределительной сети. В связи с тем, что газоиспользующее оборудование потребителя должно присоединиться к действующему на определенной территории газопроводу, то у потребителя отсутствует возможность выбора иного способа получения газа. Потребитель не имеет экономической, технологической и иной возможности приобрести услуги естественной монополии нигде, кроме места, в котором именно у него есть доступ к ее инфраструктуре, что и определяет географические границы рынка.
Точки подключения объектов газопотребления находятся по адресу: г. Волгоград, р.п. Горьковский, СНТ «Центральный-2», Дзержинский район, ТСЖ ЖСК «Перспектива», географические границы рассматриваемого рынка совпадают с месторасположением газораспределительных сетей (участков сетей) ООО «Городская газовая служба» в границах г. Волгограда.
Географические границы товарного рынка услуг по транспортировке газа по распределительному газопроводу определены как месторасположение газораспределительных сетей ООО «Городская газовая служба» в границах Волгограда.
Судами и антимонопольным органом установлено, что наличие у ООО «Городская газовая служба» статуса естественной монополии влечет наличие доминирующего положения на рынке оказания услуг по транспортировке газа по газопроводу среднего давления в ТСЖ ЖСК «Перспектива», газопроводу высокого и среднего давления в СНТ «ФИО2» по месторасположению газораспределительных сетей ООО «Городская газовая служба» в границах г. Волгограда.
Постановлением Президиума ВАС РФ № 11662/13 от 30.07.2013 установлено, что при определении доминирующего положения антимонопольный орган обязан руководствоваться критериями, которые установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.
Для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно, недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Материалами дела установлено, что ООО «Городская газовая служба» за установлением платы на технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированной тарифные ставки, определяющей ее величину, в Комитет тарифного регулирования Волгоградской области не обращалось, самостоятельно определяло ее размер в договорах с потребителями.
Тарифные ставки для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям для ООО «Городская газовая служба» уполномоченным органом не утверждены.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, установив отсутствие нарушений процедуры возбуждения антимонопольного дела и его рассмотрения Управлением и факт нарушения обществом антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением в результате ущемления интересов других лиц при выполнении работ по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения в нарушение установленного порядка ценообразования – в отсутствие установленных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов, считает, что при рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21.04.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу № А12-33257/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Г.А. Кормаков
Судьи С.В. Мосунов
И.Ш. Закирова