АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-20903/2022
г. Казань Дело № А12-33273/2021
08 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе судьи Ольховикова А.Н.
рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии»
на рассмотренное в порядке упрощенного производства постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022
по делу № А12-33273/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» (г. Волгоград, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления Астраханской таможни (г. Астрахань, ОГРН <***>, ИНН <***>),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» (далее – ООО «ГК Ремонтные технологии», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Астраханской таможни от 29.10.2021 №10311000-887/2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20 000 руб., о прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2022 по делу № А12-33273/2021 постановление Астраханской таможни от 29.10.2021 №10311000-887/2021 признано незаконным и отменено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу № А12-33273/2021 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.01.2022 отменено, по делу принят новый судебный акт, в удовлетворении заявленных ООО «ГК Ремонтные технологии» требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично без вызова сторон.
Законность принятого судебного акта проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное административным органом нарушение обществом требований Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 (действовали на момент совершения вменяемых Обществу нарушений), выразившееся в представлении статистической формы учета перемещения товаров в августе 2019 года с нарушением установленного срока.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО «ГК Ремонтные технологии» составлен протокол от 18.10.2021 № 10311000-887/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановлением Астраханской таможни от 29.10.2021 № 10311000-887/2021 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Общество оспорило данное постановление в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. При этом сделан вывод о том, что общество привлечено Астраханской таможней к административной ответственности за пределами годичного срока, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении установленных требований о своевременности представления в таможенный орган статистических форм, а также их достоверности.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за предоставление в таможенный орган указанных статистических форм.
В соответствие со статьей 276 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Частями 1, 2 статьи 276, частью 1 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Союза ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Обязанность представлять в таможенные органы статистическую форму, в соответствии с частью 2 статьи 278 Федерального закона № 289-ФЗ, установлена для российских лиц: которые заключили сделку либо от имени которых заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территории государств-членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов Союза; которые, при отсутствии сделки, имеют на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами.
Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» (действующем в 2019 году), которым на основании части 3 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, статформа и правила ее заполнения (далее - Правила).
Исходя из пункта 4 Правил ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС обеспечивается Федеральной таможенной службой и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС.
В силу пункта 5 Правил формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистическую форму, содержащую достоверные сведения.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистической формы и достоверностью содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 6 Правил статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем. Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Пунктом 7 Правил (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись).
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.
Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению № 1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением № 2.
Из пункта 10 Правил следует, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
С 24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329», которое определяет аналогичную обязанность по представлению статистической формы учета перемещения товаров в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС в таможенный орган.
В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных Постановлением № 891, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил, утвержденных Постановлением № 891, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы, либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами установлено, что 03.11.2020 обществом в таможенный орган представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статформа, СФ) с системным номером ED20201103095728649 с регистрационным номером 10311000/031120/С275163, содержащая сведения об импортных операциях в августе 2019 года, на товар «ткань кремнеземная», стоимостью 140 790 руб., вес нетто 0,126 кг. по договору от 06.03.2019 №389, счет-фактуре от 09.08.2019 №00000009437.
Общество должно было предоставить статистическую форму учета перемещения товаров за август 2019 года не позднее 11.09.2019.
Однако статистическая форма учета перемещения товаров представлена обществом только 03.11.2020.
Факт нарушения обществом положений Правил, установлен судами, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований таможенного законодательства Российской Федерации, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Квалификация противоправного деяния в качестве длящегося либо не длящегося правонарушения напрямую связана с объективной стороной соответствующего деяния и осуществляется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Согласно диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Приведенной нормой части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по предоставлению информации, выражающейся в бездействии, либо за сам факт предоставления сведений за пределами установленных законодательством сроков, который выражается в ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности.
Доводы общества о том, что датой совершения административного правонарушения является 11.09.2019, отклонен судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23 и от 05.10.2020 N 41-АД20-11. Судом апелляционной инстанции указано, что в данном случае, исходя из диспозиции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, совершенное обществом правонарушение окончено на дату направления статистической отчетности в таможенный орган через личный кабинет (то есть 03.11.2020).
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден. Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не выявлено.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения наказания в виде предупреждения не установлено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Астраханской таможни 1 от 29.10.2021 №10311000-887/202.
Выводы апелляционного суда соответствуют материалам дела и не противоречат им.
Довод общества о том, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции срок давности привлечения к административной ответственности истек, и в этой связи у суда апелляционной инстанции имелись основания для прекращения производства по делу, не может быть принят во внимание.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления о привлечении к административной ответственности не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию общества по спору, которая являлась предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие заявителя с выводами суда не свидетельствует о нарушении им норм материального и процессуального права. Оснований для переоценки выводов суда, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ, частью 4 статьи 208 АПК РФ при подаче кассационной жалобы по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена, в этой связи государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 06.06.2022 № 1392) подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» в порядке, установленном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2022 по делу № А12-33273/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ГК Ремонтные технологии» из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей (платежное поручение от 06.06.2022 № 1392). Выдать справку на возврат уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья А.Н. Ольховиков