АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-26175/2015
г. Казань Дело № А12-33806/2014
11 августа 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2015 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Гатауллиной Л.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» – ФИО1 (доверенность от 29.12.2014 № 5-15),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2014 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу № А12-33806/2014
по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (г. Волгоград) о признании незаконным решения и предписания к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г. Волгоград), третьи лица: ФИО2 (Волгоградская область, г. Волжский), государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (Волгоградская область, р.п Средняя Ахтуба), ДНП «Радужное» (Волгоградская область, р.п Средняя Ахтуба), Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (г. Волгоград), Правительство Волгоградской области (г. Волгоград), Администрация Красного сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района (Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Красный), Администрация Среднеахтубинского муниципального района (Волгоградская область, р.п Средняя Ахтуба),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала - «Волгоградэнерго» (далее заявитель, ОАО «МРСК Юга», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) области по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 14-01-10-04/269.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 11.08.2014 по делу № 14-01-10-04/269 о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которых просит отменить судебные акты по основаниям, указанным в жалобе.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на кассационную жалобу арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела по результатам рассмотрения заявления ФИО3 (вх. № 1476 от 26.02.2014) о нарушении ОАО «МРСК Юга» (филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») антимонопольного законодательства, выразившегося в неисполнении договора технологического присоединения УФАС по Волгоградской области 16.05.2014 было возбуждено дело № 14‑01-10-04/269 по признакам нарушения ОАО «МРСК Юга» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции).
Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу о том, что общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО «МРСК Юга» (филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго»), направленных на исполнение договора о технологическом присоединении № 11602-12-00110739-1 (заключенного с ФИО2 14.12.2012 года), составил 1 год 6 месяцев, с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту «б» пункта 16, пункту 18 Правил технологического присоединения, согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
При этом, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 указанного договора о технологическом присоединении составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
По результатам проверки УФАС по Волгоградской области 11.08.2014 принято решение по делу № 14-01-10-04/269 в соответствии с которым, ОАО «МРСК Юга» признано нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» (Филиал ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») (гостевой дом, расположенный по адресу: Волгоградская обл., Среднеахтубииском районе, ДНП «Радужное», ул. Новгородская, д. 38), в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 14.12.2012 № 11602-12-00110739-1, заключенного с ФИО2, и выдано предписание.
Предписанием от 11.08.2014 на ОАО «МРСК Юга» возложена обязанность в срок 45 календарных дней с момента получения предписания, устранить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выраженного в нарушении сроков технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» (Филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») согласно договору о технологическом присоединении от 14.12.2012 № 11602-12- 00110739-1, а именно: осуществить фактическое технологическое присоединение объекта (гостевой дом, расположенный по адресу: Волгоградская обл., Среднеахтубииском районе, ДНП «Радужное», ул. Новгородская,д. 38), принадлежащей ФИО3 к электрическим сетям ОАО «МРСК Юга» (Филиала ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго»).
Считая решение и предписание УФАС по Волгоградской области несоответствующими законодательству и нарушающими его права и законные интересы, ОАО «МРСК Юга» обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования в части, правомерно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Оценивая действия хозяйствующего субъекта в качестве злоупотребления доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав, либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела основными видами деятельности ОАО «МРСК Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» являются оказание услуг по передаче электрической энергии; оказание услуг по распределению электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения и энергопотребления; оказание услуг по присоединению к электрическим сетям; оказание услуг по сбору, передаче и обработке технологической информации, включая данные изменений и учета; осуществление контроля за безопасным обслуживанием электрических установок потребителей, подключенных к электрическим сетям общества; деятельность по эксплуатации электрических сетей.
Судами, исходя из представленных доказательств, установлено, что ОАО «МРСК Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих ОАО «МРСК Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» и расположенных на территории Волгоградской области.
Кроме факта доминирования для признания субъекта допустившим злоупотребление доминирующим положением подлежат доказыванию обстоятельства, такие как: совершение доминантом действия (бездействие), характеризующегося как злоупотребление доминирующим положением и наступление (угроза наступления) одного из перечисленных выше последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
В соответствии с пунктом 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения № 861), процедура технологического присоединения включает в себя, в том числе, подачу заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения № 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения № 861, установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать шесть месяцев для заявителей - индивидуальных предпринимателей в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
Как установлено судами, между ФИО2 и ОАО «МРСК Юга» (филиалом ОАО «МРСК Юга» - «Волгоградэнерго») заключен договор от 14.12.2012 № 11602-12-00110739-1 об осуществлении технологического присоединения (далее - договор технологического присоединения № 11602-12-00110739-1).
В течение указанного срока ОАО «МРСК Юга» не смогло выполнить все мероприятия по технологическому присоединению гостевых домов, расположенных в Волгоградской области, Среднеахтубииском районе, ДНИ «Радужное», ул. Новгородская, 6, 7, 8, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 37, 38, по причине отсутствия линии электропередачи с напряжением 10кВ, принадлежащей ОАО «МРСК Юга» и располагающейся не далее 25 метров от границ земельных участков и необходимости строительства соответствующей линии.
Для чего заявителю необходимо запроектировать и построить участок линейного объекта уровня напряжения 10кВ, установить понижающую трансформаторную подстанцию уровня напряжения 10/0,4 кВ и построить линейный объект уровня напряжения 0,4 кВ до границ земельного участка ФИО4
Указанные мероприятия предусмотрены техническими условиями от 14 декабря 2012 года № ЛР2/442ТП, являющимися неотъемлемой частью договора технологического присоединения № 11602‑12‑00110739‑1.
Для исполнения обязательств по договору технологического присоединения № 11602-12-00110739-1ОАО «МРСК Юга» в пределах срока, установленного договором, разработало и утвердило техническое задание на выполнение проектной и рабочей документации «Электроснабжение гостевых домов, расположенных в Волгоградской области, Среднеахтубииском районе, ДНИ «Радужное», ул. Новгородская, 6, 7, 8, 11, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 37, 38, «Среднеахтубинский РЭС» от 5 февраля 2013 года № 35-ТПГ1, провело конкурс на право заключения договора на выполнение проектной и рабочей документации.
В феврале 2013 года ОАО «МРСК Юга» от ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» получило отказ в согласовании Акта выбора и предварительного согласования трассы ВЛ-10кВ и ВЛ-0,4 кВ (соседнего земельного участка - ДНП «Радужное» ул. Новгородская 3, 5, 9, 10, 12, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36 (письмо № 173).
В этой связи в августе 2013 года (в пределах срока, установленного договором технологического присоединения № 11602-12‑00110739-1) ООО «Абрис» (проектная организация - с которой заключен договор на выполнение проектных работ в целях исполнения договоров технологического присоединения по указанным выше объектам) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» от 21.02.2013 № 173 об отказе в согласовании акта выбора и предварительного согласования.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26.11.2013 по делу № А12-19375/2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014, в удовлетворении требований ООО «Абрис» отказано в полном объеме.
В постановлении суда апелляционной инстанции от 25.02.2013 по делу № А12-19375/2013 указано, что ДНП «Радужное» и ДНП «Царицынская усадьба» не являются населенными пунктами, и планируемое строительство трассы ВЛ-10 кВ и ВЛ-0,4 кВ на территории природного парка не связано с выполнением задач, возложенных на природный парк, и с обеспечением функционирования населенных пунктом.
При рассмотрении указанного дела ФИО4 была привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, что подтверждает ее информированность по поводу невозможности выполнения условий договора технологического присоединения № 11602‑12-00110739-1.
Кроме того, как установлено судами предыдущих инстанций, письмом от 09.10.2012 № ВЛгЭ/1400/13947 ФИО2 была проинформирована о невозможности строительства линейного объекта по территории ДНП «Радужное».
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000г. № 404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории Волгоградской области было создано Государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
В соответствии с пунктом 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
На основании постановления главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 № 917 размещение линейных объектов на территории Природного парка, возможно, только при условии включения земельных участков, на которых планируется размещать линейные объекты, в территории населенных пунктов.
Согласно пункту 5.2 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2013 № 917 на всей территории природного парка запрещается строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, не предусмотренных документами территориального планирования, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач, возложенных на природный парк и с обеспечением функционирования населенных пунктов, расположенных в границах природного парка.
Для исполнения обязательств по договору с ФИО2 на технологическое присоединение ОАО «МРСК Юга» обратилось к главе Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области с заявлением (исх. от 23.05.2014 № ВлгЭ/1400/6768) о предоставлении информации о включении земельных участков (расположенных на территории ДНП «Радужное») в границы населенного пункта.
Так же в связи с отсутствием информации о согласовании генеральных планов с Правительством Волгоградской области в июле 2014 года ОАО «МРСК Юга» обратилось в ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» с заявлением (исх. от 02.07.014 № ВлгЭ/1400/8662) о возможности строительства линии электропередач на территории природного парка (в целях исполнения договоров технологического присоединения).
Кроме того решением Волгоградского городского суда от 18.06.2015 удовлетворены требования заявителя о расторжении договора технологического присоединения № 11602‑12-00110739-1 ввиду невозможности его исполнения.
С учетом изложенного, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исполнить обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (гостевого дома, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Среднеахтубииском районе, ДНП «Радужное», ул. Новгородская, д. 38), в рамках договора, заключенного с ФИО2 в предусмотренный 6 месячный срок не представлялось возможным по обстоятельствам, не зависящим от воли и действий ОАО «МРСК Юга», а заявитель предпринимал все зависящие от него меры, какие от него требовалась по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы установленные Правилами технологического присоединения.
Антимонопольным органом недоказано, что действия (бездействие) ОАО «МРСК Юга» направлены на ущемление интересов ФИО4
Положенные в основу кассационной жалобы доводы антимонопольного органа не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу № А12-33806/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ‑ без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья М.В. Егорова
Судьи Л.Р. Гатауллина
Л.Ф. Хабибуллин