ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-34808/2017 от 07.06.2018 АС Поволжского округа

271/2018-22107(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-33607/2018

г. Казань Дело № А12-34808/2017  08 июня 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
в отсутствие: 
заявителя – извещен надлежащим образом,
ответчика – извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по  Волгоградской области 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2017 (судья  Кострова Л.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного  суда от 16.03.2018 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи  Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.) 

по делу № А12-34808/2017


по заявлению индивидуального предпринимателя Багдасаряна Смбата  Сережаевича (Волгоградская область, Светлоярский район, п. Приволжский) к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по  Волгоградской области о признании недействительным ненормативного акта, 

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Багдасарян Смбат Сережаевич  (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской  области с заявлением признании недействительным решения Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области  (далее – инспекция) от 28.06.2017 № 111 о привлечении лица к  ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым  кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс). 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2017  заявленное требование удовлетворено. 

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 16.03.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу  судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм  материального права. Как указывает налоговый орган, предоставив устные  сведения и пообещав представить письменные пояснения в кратчайшие сроки,  заявитель фактически уклонился от предоставления таковых. 

Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. 

Инспекцией на основании поручения Межрайонной инспекции  Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области в рамках  проведения выездной налоговой проверки в отношении общества с  ограниченной ответственностью «Держава» предпринимателю направлено  требование от 03.04.2017 № 09-20/14544 о предоставлении не позднее 


14.04.2017 документов по взаимоотношениям с обществом с ограниченной  ответственностью «Потенциал» (далее – общество «Потенциал»). 

Получив требование налогового органа, предприниматель в пределах  срока, установленного статьей 93.1 Кодекса, явился в инспекцию и устно  пояснил инспектору, что в какие-либо отношения с обществом «Потенциал»  не вступал, в силу чего не имеет каких-либо документов по сделкам с  организацией. 

Вместе с тем инспекцией составлен акт от 17.05.2017 № 09-20/82дсп об  обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом  налоговых правонарушениях и вынесено решение от 28.06.2017 № 111 о  привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 2 статьи 126  Кодекса в виде штрафа в размере 10 000 рублей за непредставление  документов для встречной налоговой проверки. 

Решением Управления Федеральной налоговой службы по  Волгоградской области от 18.08.2017 № 857 жалоба предпринимателя  оставлена без удовлетворения. 

Не согласившись с вынесенным решением инспекции, предприниматель  обратился в арбитражный суд. 

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно исходили из  следующего. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо  налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у  контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией),  касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика  сбора, налогового агента), эти документы (информацию). 

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 93.1 Кодекса налоговый орган,  осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового  контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации),  касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика 


сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого  должны быть истребованы указанные документы (информация). 

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по  месту учета лица, у которого истребуются документы (информация),  направляет этому лицу требование о представлении документов  (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об  истребовании документов (информации). Требование о представлении  документов (информации) направляется с учетом положений,  предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса. 

Пунктом 5 статьи 93.1 Кодекса предусмотрено, что лицо, получившее  требование о представлении документов (информации), исполняет его в  течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не  располагает истребуемыми документами (информацией). 

Если истребуемые документы (информация) не могут быть  представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у  которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих  документов (информации). 

Истребуемые документы представляются с учетом положений,  предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. 

В силу пункта 6 статьи 93.1 Кодекса отказ лица от представления  истребуемых при проведении налоговой проверки документов или  непредставление их в установленные сроки признаются налоговым  правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126  настоящего Кодекса. 

В соответствии со статьей 106 Кодекса налоговым правонарушением  признается виновно совершенное противоправное (в нарушение  законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)  налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и  иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. 


Статьей 109 Кодекса предусмотрено, что лицо не может быть  привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при  наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события  налогового правонарушения; 2) отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения; 3) совершение деяния, содержащего признаки  налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту  совершения деяния шестнадцатилетнего возраста; 4) истечение сроков  давности привлечения к ответственности за совершение налогового  правонарушения. 

Согласно статье 110 Кодекса виновным в совершении налогового  правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние  умышленно или по неосторожности. 

Получив требование налогового органа предприниматель явился в  инспекцию в пределах срока, предусмотренного статьей 93.1 Кодекса и устно  пояснил инспектору, что в какие - либо отношения с обществом «Потенциал»  не вступал, в силу чего не имеет каких - либо документов по сделкам с  организацией. 

Налоговый орган факт явки предпринимателя в инспекцию и дачи  вышеуказанных пояснений не оспаривает, что отражено как в решении  управления, так и в отзыве на заявление. 

Как установлено судами, наличие истребуемых документов либо  обязанность по оформлению данных документов у заявителя, налоговым  органом не доказано. Доводы предпринимателя об отсутствии у него  хозяйственных отношений с обществом «Потенциал» налоговым органом в  нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации не опровергнуты. 

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций  пришли к правомерному выводу об отсутствии вины заявителя во вменяемом  ему правонарушении и обоснованно удовлетворили заявленные требования о 


признании недействительным решения инспекции о привлечении  предпринимателя к ответственности по пункту 2 статьи 126 Кодекса. 

Довод подателя жалобы о невозможности восприятия пояснений,  представленных в устной форме, что создает проблему в приобщении к  материалам проверки и дальнейшего применения, правомерно отклонен судом  апелляционной инстанции, поскольку данный довод не опровергает выводы  судов об отсутствии в действиях заявителя состава налогового  правонарушения. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4  статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в  любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не  допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены  принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не  имеется. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2017 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 16.03.2018 по делу № А12-34808/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 8 по Волгоградской области – без удовлетворения 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. 

Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин 

Судьи О.В. Логинов 

 Р.Р. Мухаметшин