ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-34824/14 от 20.08.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-26700/2015

г. Казань                                                 Дело № А12-34824/2014

27 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Закировой И.Ш.,

судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,

при участии:

Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области – Липиной Е.А., доверенность от 13.01.2015,

аппарата Губернатора Волгоградской области – Кудряшовой С.А., доверенность от 18.08.2015,

в отсутствие:

ответчика – извещен надлежащим образом,

заинтересованного лица – извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную  жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области

на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)

по делу № А12-34824/2014

по заявлению Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области о признании ненормативного правового акта недействительным в части, заинтересованные лица: администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области, Правительство Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа город Волжский (далее – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области (далее – Управление, административный орган) от 29.08.2014 № 07-36/55/07- 14-08/3161 в части принятия мер к возврату средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Фонд) в сумме 1 699 048 руб., использованных по нецелевому назначению (пункт 2 представления), а также устранения причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений (пункт 3 представления).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области и Правительство Волгоградской области (на основании постановления от 05.11.2014 № 99 переименовано в администрацию Волгоградской области).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 решения суда первой инстанции отменено. По делу принят новый судебный акт, которым представление Управления от 29.08.2014 № 07-36/55/07-14-08/3161 в части требования принятия мер к возврату средств Фонда в сумме 1 699 048 руб., использованных по нецелевому назначению, и устранения причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений признано недействительным.

Управление, не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратилось Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как не соответствующее нормам права и фактическим обстоятельствам дела.

В отзыве Комитет, полагая постановление апелляционного суда обоснованным и законным, просит оставить его без изменения.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, в период с 30.07.2014 по 21.08.2014 административным органом в отношении Комитета проведена выездная плановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ).

По результатам проверки Управлением вынесено представление от 29.08.2014 № 07-36/55/07-14-08/3161, которым возложено на Комитет обязанность по принятию мер к возврату Фонда в сумме 1 699 048 руб., использованных по нецелевому назначению (пункт 2 представления), а также устранения причин и условий, способствующих совершению выявленных нарушений (пункт 3 представления).

Комитет полагая, что оспариваемое представление противоречит закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции согласился с выводами проверяющих. По мнению суда, Комитетом в 2013 году за счет средств Фонда произведена оплата в сумме 1 699 048 руб. капитального ремонта 2 многоквартирных домов по адресам: ул. Калинина, 13, ул. Панфилова, 16, не предусмотренных Областной программой от 05.06.2013 № 277-п, без внесения изменений в указанную программу, что свидетельствует о нарушении Комитетом положений статей 15, 20 Закона № 185-ФЗ, пункта 8 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ от 28.12.2012 № 385, приложения № 1 к Областной программе от 05.06.2013 № 277-п, пункта 4.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 № 72-п, пункта 4.1 Порядка, утвержденного постановлением администрации городского округа - город Волжский от 18.06.2008 № 3506, пункта 2.4.1 Соглашения от 02.07.2013 № 141, в соответствии с пунктом 5 Правил возврата финансовой поддержки от 30.12.2009 № 1134, пункта 15 Порядка использования денежных средств, неизрасходованных при реализации региональных адресных программ от 28.12.2012 № 385 и является нецелевым использованием средств Фонда.

Апелляционная инстанция в ходе проверки законности выводов суда первой инстанции, признал их ошибочными. При этом она исходила из следующего.

Для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда создан фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого регулируется положениями Закона № 185-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона № 185-ФЗ для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилого фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры местным бюджетам предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Правила предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств Фонда, установлены Порядком предоставления субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов с использованием средств Фонда, утвержденным постановлением Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 № 72-п (далее – Порядок).

Источниками субсидий являются средства, полученные из Фонда, и средства, предусмотренные в областном бюджете на софинансирование расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.4 Порядка, субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели. Ответственность за расходование субсидий, их целевое использование возлагается на муниципальные образования.

В приложении № 1 к Областной адресной программе «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 05.06.2013 № 277-п (далее - Областная программа), приведен Перечень многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта.

Трехсторонним Соглашением, заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области, городским округом - город Волжский Волгоградской области и Комитетом о взаимодействии при реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2013 году» от 02.07.2013 № 141 (далее – Соглашение), регулирующим порядок взаимодействия сторон при реализации Закона № 185-ФЗ и Областной программой при предоставлении муниципальному образованию финансовой поддержки за счет средств Фонда и средств бюджета Волгоградской области предусмотрены адресный список многоквартирных домов, виды работ по капитальному ремонту и объем средств, направляемых на выполнение капитального ремонта, согласно приложению к Областной программе (пункт 1.2); стоимость проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации программы на территории городского округа - город Волжской составляет сумму в размере 58 729 722 руб., в том числе: за счет средств Фонда в размере 28 913 816 руб., за счет средств областного бюджета в размере 5 251 612 руб. (пункт 2.2).

Пунктом 8.7 Соглашения установлено, что использование средств неизрасходованных при реализации Областной программы осуществляется в соответствии с Порядком использования неизрасходованных при реализации региональных адресных программ денежных средств, утвержденным Правлением государственной корпорации - Фондом 05.08.2008 № 27 (Порядок использования неизрасходованных средств).

По итогам реализации Областной программы фактическое расходование средств по городскому округу - город Волжской составило 58 729 722 руб., в том числе за счет средств: Фонда – 28 913 816 руб., областного бюджета – 5 251 612 руб., городского бюджета – 15 754 835 руб., собственников – 8 809 459 руб., что соответствует объему выделенных средств.

В ходе реализации Областной программы в течение 2013 года Комитет выявил неиспользованные остатки средств, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на общую сумму 7 001 303 руб., в связи с отказом собственниками 2-х многоквартирных домов, а также образовавшейся экономии по 8 домам.

В соответствии с решениями, принятыми общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах, освободившиеся остатки средств в сумме 3 451 105 руб., в том числе средства Фонда – 1 699 048 руб. были направлены Комитетом на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, не включенных в Областную программу, для управляющей организации ООО «Обслуживание жилых домов» по адресам:  ул. Калинина, 13 согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.08.2013 № 13К/1 на сумму 1 661 163 руб., в том числе средства: Фонда – 817 824 руб., областного бюджета – 148 541 руб., городского бюджета – 445 624 руб., собственников – 249 174 руб.; ул. Панфилова, 16 согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.08.2013 № 16П/1 на сумму 1 789 942 руб., в том числе средства: Фонда – 881 224 руб., областного бюджета – 160 057 руб., городского бюджета – 480 170 руб., собственников – 268 491 руб.

Апелляционная инстанция, признала данные действия Комитета соответствующими Порядку использования неизрасходованных денежных средств ( в редакции протокола от 28.12.2012 № 385).

Суд кассационной инстанции поддерживает позицию суда апелляционной инстанции, поскольку согласно подпункту «г» пункта 2 Порядка неизрасходованные средства капитального ремонта, образовавшиеся в пределах одного многоквартирного дома, могут быть использованы путем их направления на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирного дома, не включенного в перечень региональной адресной программы многоквартирного дома (направление неизрасходованных средств капительного ремонта на новые дома). При этом проверка целевого использования средств Фонда осуществляется Фондом в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 185-ФЗ.

Данная статья предусматривает общие правила мониторинга реализации адресных программ в целях контроля за правильностью использования средств Фонда.

Органы местного самоуправления, которым предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда (часть 4 статьи 22 данного Закона).

Проверив годовой отчет Волгоградской области за 2013 год с учетом внесенных изменений в программу, Фонд не усмотрел нецелевого расходования средств Комитетом при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Калинина, 13, ул. Панфилова, 16 в г. Волжске.

Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что действия Комитета соответствуют также пунктам 5, 8, 9, 12 Порядка использования денежных средств, предусматривающих перераспределение неизрасходованных средств капитального ремонта между домами и направление их на новые дома, расположенные на территории того же муниципального образования, что и многоквартирный дом, по которому образовались средства (пункт 7 Порядка использования денежных средств).

Использование неизрасходованных средств осуществляется на основании изменений в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта или региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (пункт 8 Порядка использования денежных средств).

При этом субъекты Российской Федерации уведомляют государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства о планируемом использовании неизрасходованных средств (пункт 9 Порядка использования денежных средств).

Пункт 12 Порядка использования денежных средств предусматривает необходимость оформления и направления в адрес Фонда соответствующего уведомления за подписью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Копия решения правления Фонда о согласовании использования неизрасходованных средств в течение десяти дней с момента подписания соответствующего протокола заседания правления Фонда направляется в субъект Российской Федерации, направивший уведомление.

Судом апелляционной инстанции установлено, что изменения в Областную программу внесены по факту выполненных работ. Данные изменения приняты Фондом, о чем свидетельствует решение Правления Фонда от 28.03.2014 № 488.

Представленный отчет Волгоградской области о реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2013 году, учитывающий изменения по муниципальному образованию – город Волжский, принят Фондом, что подтверждается решением Правления Фонда от 31.03.2014 (протокол № 489, пункты 1, 2, 7). Указанный отчет принят без замечаний.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с оценкой представленных по делу доказательств.

Так, как установила апелляционная инстанция, 20.09.2013 администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области направила в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области (далее – Министерство) пакет документов, касающихся реализации программных мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов с участием средств Фонда.

По мнению суда первой инстанции, Министерство было своевременно проинформировано об изменениях муниципальной адресной программы капитального ремонта в городском округе - город Волжский Волгоградской области, поэтому у него имелась возможность в 2013 году внести изменения в региональную программу капитального ремонта от 05.06.2013 № 277-п, однако таких изменений не последовало.

Изменения, касающиеся реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области в 2013 году, зафиксированы в постановлении Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 № 83-п, которым внесены изменения в программу от 05.06.2013 № 277-п.

Апелляционная инстанция установила, что средства из бюджетов всех уровней использованы исключительно на цели, указанные в постановлении Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 № 83-п, а именно: на капитальный ремонт многоквартирных домов, с учетом всех требований, установленных данным постановлением и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность муниципальных образований по программе, включая средства Фонда.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 15.09.2014 № 522-п утвержден отчет о реализации областной адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов на территории Волгоградской области с использованием средств Фонда в 2013 году», подтверждающий адресный перечень и пообъектные объемы исполнения городской программы, утвержденной постановлениями администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 30.04.2013 № 3191 «Об утверждении муниципальной адресной программы Капитальный ремонт многоквартирных домов в 2013 году с использованием средств Фонда», а также от 10.09.2013 № 6819 «Об утверждении адресной программы Капитальный ремонт многоквартирных домов в 2013 году с использованием средств Фонда».

Учитывая, что постановления Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 № 83-п и от 15.09.2014 № 522-п, были изданы после окончания срока реализации Областной программы, и то, что постановление Правительства Волгоградской области от 19.02.2014 № 83-п постановлением Правительства Волгоградской области от 07.04.2014 № 165-п отменено, по мнению суда первой инстанции, Комитетом было допущено нарушение, выразившееся в использовании не по целевому назначению средств Фонда, выделенных на реализацию Областной программы и неизрасходованных при ее реализации, без внесения в программу соответствующих изменений.

Между тем, как обоснованно указала апелляционная инстанция, изменения, внесенные в 2014 году в региональную программу капитального ремонта на 2013 год, сами по себе не свидетельствуют о факте нецелевого использования средств Фонда. При решении вопроса о нецелевом использовании средств не могут учитываться изменения, внесённые в региональную программу в последующем периоде.

Таким образом, представленными Комитетом в материалы дела доказательствами, подтверждено, что средства перераспределенные в рамках реализации областной адресной программы, для наиболее полного освоения средств финансовой поддержки фонда израсходованы в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, улучшения качества жилищно-коммунальных услуг.

При этом перераспределение остатков средств, неиспользованных при проведении капитального ремонта, произведено в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 185-ФЗ и не привело к изменению количества многоквартирных домов, указанных в региональной программе на дату подачи соответствующей заявки на предоставление финансовой поддержки за счет фонда.

Все необходимые действия по соблюдению норм действующего законодательства при реализации региональной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Комитетом выполнены.

Со стороны Фонда каких-либо замечаний или истребование денежных средств использованных не по целевому назначению в адрес Комитета не поступало и отчет об использовании денежных средств, выделенных на проведение капитального ремонта, принят Фондом с учетом всех изменений, внесенных в адресную региональную программу пор проведению капитального ремонта, что не оспаривается Управлением.

Заявитель кассационной жалобы настаивает на своей позиции, указывая на нецелевое использование денежных средств.

Между тем нецелевым использованием, в том числе, является использование указанных средств на цели, не соответствующие целям, определенным региональными адресными программами, для реализации которых предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что Комитетом были направлены средства Фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов на цели, соответствующие региональной адресной программе и Фондом по результатам мониторинга реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов не выявлено нецелевого использования денежных средств.

При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для вынесения представления, обязывающего устранить причины и условия, способствующие совершению выявленных нарушений, является правильным.

Таким образом, суд кассационной инстанции признает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу № А12-34824/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                              И.Ш. Закирова

Судьи                                                                                        С.В. Мосунов

                                                                                          М.А. Савкина