ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 543-99-41
Именем Российской Федерации
арбитражного суда кассационной инстанции
"24" августа 2006 года
Председательствующего судьи: Баширова Э.Г.,
судей: Закировой И.Ш., Сузько Т.Н.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобуМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №10 по Волгоградской области,
на решение от 10.04.2006 (судья: Зотова Н.П.) и постановлениеапелляционной инстанции от 18.05.2006 (председательствующий судья: Кострова Л.В., судьи: Суба В.Д., Епифанов И.И.)Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-3639/06-с2-5/38
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красный дон», г. Волгоград о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №10 по Волгоградской области, выразившееся в не проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Красный дон» (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №10 по Волгоградской области, выразившееся в не проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Решением от 10.04.2006 Арбитражный суд Волгоградской области удовлетворил заявление Общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, направленной в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, налоговый орган просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, поэтому дело рассмотрено без участия представителей сторон.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, в связи с ошибочным указанием в платежном поручении №402 от 23.05.2005 на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование кода бюджетной кодификации (далее - КБК) в сумме 3220 рублей, платежным поручением №492 от 20.06.2005 года налогоплательщик повторно перечислил данную сумму на указанный налоговым органом КБК.
На письмо налогоплательщика от 05.12.2005 о зачете ошибочно перечисленной суммы страховых взносов налоговый орган отказал, ссылаясь на нормы Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также положения налогового законодательства, в соответствии с которыми на налоговые органы не возложена обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В связи с отказом налогового органа о зачете излишне уплаченных сумм, Общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области.
Удовлетворяя заявленные требования налогоплательщика, арбитражный суд указал на то, что к данным правоотношениям подлежат применению положения главы Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает выводы суда являются обоснованными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).
Указанным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 13 Кодекса взносы в государственные внебюджетные социальные фонды отнесены к федеральным налогам.
Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 09.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, довод налогового органа о том, что у него отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Кодекса, является неправомерным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанции о том, что доводы налогового органа об отсутствии полномочий для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 18.05.2006 Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-3639/06-с2-5/38 - оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №10 по Волгоградской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи И.Ш. Закирова
Т.Н. Сузько