АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-23379/2015
г. Казань Дело № А12-36452/2014
21 мая 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Савкиной М.А., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
Управления Федерального казначейства по Волгоградской области – Цыкиной Л.А., доверенность от 05.02.2015,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова И.Г.
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.12.2014 (судья Маслова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу № А12-36452/2014
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова И.Г. к Управлению Федерального казначейства по Волгоградской области об оспаривании решения, с участием Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванов Иван Геннадьевич (далее – предприниматель Иванов И.Г., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (далее – Управление) от 12.09.2014 № 29-10-16/21-5712 о возврате исполнительного документа, об обязании исполнить исполнительный документ от 26.03.2014 АС № 000310529.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.12.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Предприниматель Иванов И.Г., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как несоответствующие нормам материального права, фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.03.2014 по делу № А12-22154/2013 с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда в пользу предпринимателя Иванова И.Г. взысканы судебные расходы в сумме 20 000 рублей, выдан исполнительный лист серии АС № 000310529, который был передан для исполнения в Управление Федерального казначейства по Волгоградской области.
Письмом от 12.09.2014 № 29-10-16/21-5712 Управление Федерального казначейства по Волгоградской области возвратило заявителю исполнительный лист серии АС № 000310529 без исполнения, сославшись на отсутствие порядка исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также обстоятельств того, что в соответствии с письмом Федерального казначейства от 30.12.2013 № 42‑7.4-05/9.3-895 «О переводе на кассовое облуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов территориальными органами Федерального казначейства» исполнение представленного исполнительного документа производится указанными выше фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов.
Полагая, что возврат исполнительного документа является незаконным, нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Пунктом 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) предусмотрено, что действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу положений части 3 статьи 242.1 БК РФ является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
Согласно статье 148 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 168 БК РФ органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и местные администрации муниципальных образований вправе осуществлять исполнение соответственно бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Письмом от 30.12.2013 № 42-7.4-05/9.3-895 Федеральным казначейством до его территориальных органов доведено, что до принятия дополнений в главу 24.1 БК РФ в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, организация исполнения судебных актов по искам к Пенсионному фонду Российской Федерации (его территориальным органам), Фонду социального страхования Российской Федерации (его территориальным и центральным отраслевым отделениям), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, территориальным государственным внебюджетным фондам осуществляется непосредственно указанными фондами или территориальными органами Федеральной службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В настоящее время в главу 24.1 БК РФ не внесены изменения в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходили из того, что после внесения дополнений в статью 168 БК РФ главы 19 «Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня» законодателем не определен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В связи с чем при отсутствии механизма исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскание на средства Пенсионного фонда Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Волгоградской области обоснованно вернуло без исполнения исполнительный документ и приложенные к нему документы на законных основаниях.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Судебные акты, предусматривающие обращение взыскание на средства Пенсионного фонда Российской Федерации, исполняются на всей территории Российской Федерации непосредственно территориальными Пенсионными фондами Российской Федерации.
Исходя из письма от 17.10.2014 № ГП14051 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тракторозаводском районе г. Волгограда последнее готово исполнить судебный акт Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12‑22154/2013 в соответствии с письмом от 30.12.2013 № 42-7.4-05/9.3-895 Федерального казначейства
Между тем до настоящего времени исполнительный лист к исполнению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскателем не предъявлен, в связи с чем денежные средства предпринимателю Иванову И.Г. не перечислены.
С учетом изложенных обстоятельств судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для применения пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в части обязания Управления Федерального казначейства по Волгоградской области принять к исполнению исполнительный лист.
Таким образом, действия Управления Федерального казначейства по Волгоградской области по возврату исполнительного документа соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя на получение денежных средств, так как последний имеет право обратиться с заявлением об исполнении решения суда в Пенсионный фонд Российской Федерации (его территориальным органам) либо в службу судебных приставов в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о возбуждении исполнительного производства. Возбуждение исполнительного производства и взыскание с должника денежных средств зависит от реализации взыскателем права на предъявление исполнительного документа к исполнению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку доказательств, поэтому судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
Таким образом, при вынесении обжалуемых судебных актов судебные инстанции всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу № А12-36452/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Иванова И.Г. в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 150 руб.
Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Волгоградской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Э.Г. Баширов
Судьи М.А. Савкина
И.Ш. Закирова