ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-36936/17 от 23.08.2018 АС Поволжского округа

219/2018-33118(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-35862/2018

г. Казань Дело № А12-36936/2017  24 августа 2018 года 

Резолютивная часть постановления объявлена – 23.08.2018.  Полный текст постановления изготовлен – 24.08.2018. 

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:  председательствующего судьи Муравьева С.Ю., 

судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом, 

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  администрации городского поселения г. Дубовка Волгоградской области, 

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2018  (судья Пятернина Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.04.2018 (председательствующий судья  Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Волкова Т.В.) 

по делу № А12-36936/2017

по исковому заявлению государственного бюджетного профессионального  образовательного учреждения «Дубовский зооветеринарный колледж имени 


героя Советского Союза А.А. Шарова», Волгоградская область, г. Дубовка  (ИНН 3405007144, ОГРН 1023405530367) к администрации городского  поселения г. Дубовка Волгоградской области (ИНН 3405011207,  ОГРН 1053455071878), о признании незаконным отказа в принятии объекта  недвижимого имущества в собственность и об обязании ответчика принять его  в муниципальную собственность, с участием: Комитета строительства  Волгоградской области, г. Волгоград, Территориального управления  Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  Волгоградской области, г. Волгоград, Управления Федеральной службы  государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской  области, г. Волгоград, Комитета по управлению государственным имуществом  Волгоградской области, г. Волгоград, Комитета образования и науки  Волгоградской области, г. Волгоград, 

УСТАНОВИЛ:

государственное бюджетное профессиональное образовательное  учреждение «Дубовский зооветеринарный колледж имени героя  Советского Союза ФИО1» (далее – колледж) обратилось в  Арбитражный суд Волгоградской области с иском к администрации  городского поселения г. Дубовка Дубовского муниципального района  Волгоградской области (далее – администрация) об обязании принять в  муниципальную собственность городского поселения г. Дубовка  Волгоградской области жилое здание общежития, площадью 4744, 1 кв. м,  расположенного по адресу: <...>, инвентаризационный номер 18:05:000000:1816. 

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2018.  оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного  апелляционного суда от 19.04.2018, требования удовлетворены. Суд обязал  администрацию принять в муниципальную собственность городского  поселения г. Дубовка Волгоградской области жилое здание общежития,  площадью 4744, 1 кв. м, расположенного по адресу: Волгоградская 


область, г. Дубовка, ул. Магистральная, д. 12, инвентаризационный номер  18:05:000000:1816. 

Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной  жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное  применение судом норм материального права. 

В отзыве колледж просил в удовлетворении кассационной жалобы  отказать, полагая судебные акты правильными. 

Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке  статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими  оставлению без изменения по следующим основаниям. 

В соответствии с свидетельствами о государственной регистрации  права от 08.06.2015 34-АБ № 897176, от 10.06.2014 34-АБ № 332888 здание  общежития № 2, назначение жилое, общей площадью 4744,1 кв. м,  расположенное по адресу: <...>, находится в государственной собственности  Волгоградской области и передано колледжу на праве оперативного  управления на основании распоряжения Территориального управления  федерального агентства по управлению государственным имуществом  Волгоградской области (далее – теруправление) от 19.01.2012 № 47-р, акта  приема-передачи имущества, находящегося в государственной  собственности, в государственную собственность Волгоградской области  от 13.03.2012. 

Колледж письмами от 11.07.2016 № 361, от 09.08.2017 обратился в  администрацию с просьбой принятия общежития в муниципальную  собственность, со ссылкой в том числе на отсутствие проживания  студентов в данном общежитии. 

Письмами от 15.07.2016, от 01.09.2017 администрация сообщила о  возможности принятия спорного объекта в муниципальную собственность 


только после проведения капитального ремонта общежития и  подключение его к инженерным сетям городского поселения. 

Полагая, что администрация необоснованно отказала в принятии  вышеназванного объекта в муниципальную собственность, колледж  обратился в арбитражный суд с настоящим иском. 

Выводы судов закону не противоречат.

Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования,  исходили из правомерности заявленного иска. 

В соответствии с приложением № 3 к постановлению Верховного  Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении  государственной собственности в Российской Федерации на федеральную  собственность, государственную собственность республик в составе  Российской Федерации, краев и областей, автономных областей,  автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и  муниципальную собственность» (далее – постановление № 3020-1),  частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ  «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в  связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), а также с позицией  Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу  необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении  мероприятий, предусмотренных Законом № 122-ФЗ, обязанность принятия  спорных объектов в муниципальную собственность городского поселения  г. Дубовка Волгоградской области возложена на администрацию в силу  прямого указания закона и ее отказ от принятия данного имущества  противоречит действующему законодательству. 


Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенной в Определениях от 07.12.2006 № 542-О, от 04.12.2007 № 828- О-П, положениям части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ, устанавливающие  порядок безвозмездной передачи имущества, предполагают соблюдение  определенной процедуры, которая проводится в результате согласованных  действий сторон с учетом волеизъявления органа местного  самоуправления. Согласование позиций органов должно осуществляться с  учетом финансово-экономических интересов муниципального образования  и его фактической заинтересованности в передаваемом объекте для  решения вопросов местного значения. 

Таким образом, установив, что общежитие 1976 года постройки,  относится к категории имущества «объекты жилищного фонда», находится  на территории муниципального образования «город Дубовка», суды двух  инстанций пришли к правильному выводу, что данное имущество  подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность  города, на территории которого оно находится, и должно использоваться  для решения вопросов местного значения органа местного  самоуправления. 

Суды признали, что отказ от принятия в муниципальную  собственность спорного имущества противоречит действующему  законодательству, нарушает баланс интересов при распределении  полномочий и компетенции, подлежащих реализации с помощью  использования указанного имущества. 

Доказательств того, что администрация не может фактически  использовать спорное имущество для решения вопросов местного  значения, в материалах дела не имеется. Спорное здание аварийным не  признано, в нем проживают граждане. 

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации ответчик не представил объективные и 


достаточные доказательства, подтверждающие, что указанное имущество  не отвечает требованиям, предъявляемым к жилому фонду. 

С учетом позиции теруправления, полагавшего разрешение спора на  усмотрение суда, Комитета образования, науки и молодежной политики  Волгоградской области поддерживавшего требования колледжа и  указавшего, что в настоящее время в указанном здании общежития  студенты, обучающиеся в колледже, не проживают, в учебном процессе  данное здание не задействовано, в период с 1992 по 2014 в здании  общежития по распоряжению главы администрации Дубовского  муниципального района Волгоградской области были вселены граждане не  являющиеся студентами колледжа (л.д. 94-99, т. 2), суды удовлетворили  требования колледжа. 

Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика в  судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая  правовая оценка. 

Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной  жалобе не приведено. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1  статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2018 и  постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда  от 19.04.2018 по делу № А12-36936/2017 оставить без изменения,  кассационную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия  и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда 


Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1,

Председательствующий судья С.Ю. Муравьев
Судьи В.А. Карпова

 Ф.В. Хайруллина