ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-37158/17 от 09.08.2018 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-35959/2018

г. Казань Дело № А12-37158/2017

15 августа 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2018 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,

при участии представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 19.07.2018 № 104-07/18),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 18.12.2017 № 76),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2018 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Комнатная Ю.А.)

по делу № А12-37158/2017

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» (Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области (Волгоградская область, р.п. Светлый Яр, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным ненормативного акта,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» (далее – ООО «Управление отходами – Волгоград», общество) с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Волгоградской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области, налоговый орган, инспекция) от 15.06.2017 № 100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС) в сумме 1 803 797 руб., пени в сумме 241 630 руб. 39 коп., штрафа в сумме 168 762 руб., предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учётов в данной части.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 А12-37158/2017, требования налогоплательщика удовлетворены. Суд признал недействительным решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области от 15.06.2017 № 100 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления НДС в сумме 1 803 797 руб., пени в сумме 241 630 руб. 39 коп., штрафа в сумме 168 762 руб., предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учётов в данной части, обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Управление отходами-Волгоград» путем уменьшения размера обязательных платежей и санкций, доначисление которых судом признано недействительным.

В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России № 8 по Волгоградской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела,Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области проведена выездная налоговая проверка ООО «Управление отходами-Волгоград», по результатам которой составлен акт от 05.05.2017 № 10-20/77дсп и принято решение от 15.06.2017 № 100 о привлечении ООО «Управление отходами - Волгоград» к ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в виде штрафа в размере 359 161 руб. Кроме того, данным решением налогоплательщику доначислен НДС в сумме 1 803 797 руб., начислены пени в сумме 246 622 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области от 18.08.2017 № 861 решение инспекции отменено в части расчета суммы штрафных санкций и пени по НДС, в остальной части апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.

ООО «Управление отходами-Волгоград», полагая, что решение Межрайонной ИФНС России № 8 по Волгоградской области от 15.06.2017 № 100 в части в части начисления НДС в сумме 1 803 797 руб., пени в сумме 241 630 руб. 39 коп., штрафа в сумме 168 762 руб. является незаконным, нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды указали на отсутствие доказательств получения заявителем необоснованной налоговой выгоды.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия находит обоснованными по следующим основаниям.

В силу положений статей 146, 169, 171, 172 НК РФ для получения налогового вычета необходима совокупность следующих условий: наличие счетов-фактур, документов, подтверждающих принятие указанных товаров (работ, услуг) на учет, а также строгое соответствие выставленных счетов-фактур требованиям пунктов 5, 6 статьи 169 НК РФ.

При соблюдении указанных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.

Первичные документы, составляемые при совершении хозяйственной операции и представляемые налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на осуществление налоговых вычетов, а налоговый орган вправе отказать в применении вычетов, если заявленная налогоплательщиком сумма не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, сформировавшие вычеты хозяйственные операции нереальны либо совершены с контрагентами, не исполняющими налоговых обязанностей.

Требования о достоверности учета хозяйственных операций содержатся в законодательстве о бухгалтерском учете и в НК РФ, установившем правила ведения налогового учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

По правилам пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дата составления документа, наименование экономического субъекта, составившего документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53) указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в проверяемом периоде ООО «Управление отходами - Волгоград» с ООО «Магистраль», ООО «ТК «Нафта» и ООО «Вега» заключены договоры поставки нефтепродуктов.

Так, между ООО «Управление отходами - Волгоград» заключены договоры поставки нефтепродуктов: с ООО «Магистраль» от 11.12.2014 № 05/12/14, с ООО «ТК «Нафта» от 22.05.2015 № 10/05/15, с ООО «Вега» от 20.10.2015 № 03/10/15, по условиям которых данные контрагенты общества приняли на себя обязательства по поставке на условиях самовывоза в адрес общества нефтепродуктов, ассортимент и количество которых определяется заявками покупателя.

В подтверждение правомерности применения налоговых вычетов обществом представлены договор, счета-фактуры, платежные поручения, товарные накладные. Товар принят к учету, осуществлена его последующая реализация.

Оценивая доказательства по делу, суды пришли к выводу, что представленные обществом документы могут являться основанием для применения налоговых вычетов по НДС, поскольку содержат достоверные сведения и подтверждают реальность хозяйственных операций между обществом и его контрагентами.

Суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что ООО «Управление отходами - Волгоград» ООО «Магистраль», ООО «ТК «Нафта» и ООО «Вега» являлись самостоятельными налогоплательщиками, состояли на налоговом учете в налоговом органе, в материалы дела не представлено доказательств подписания первичных документов от имени данных организаций лицами, не имеющими соответствующих полномочий. Инспекцией не опровергнут факт получения обществом товара, его оплаты безналичным путем; не имеется доказательств участия заявителя в получении выгоды в результате обналичивания денежных средств, либо его осведомленности о неправомерных действиях контрагентов.

Все доводы налогового органа о согласованности действий общества и его контрагентов с целью получения необоснованной налоговой выгоды, невозможности реального осуществления контрагентами заявленных налогоплательщиком операций с учетом объема материальных ресурсов, экономически необходимых для поставки товаров в заявленных налогоплательщиком размерах; отсутствии необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого и технического персонала, основных средств, транспортных средств, заявлялись налоговым органом в судах первой и апелляционной инстанций, были проверены судами и получили в принятых актах правовую оценку.

В отношении данных контрагентов общества суды также сделали выводы о проявлении достаточной и должной осмотрительности при заключении соответствующих сделок, указав на отсутствие доказательств осведомленности заявителя о нарушениях, допущенных его контрагентами, а также на недоказанность их взаимной зависимости.

Учитывая вышеизложенное, суды пришли к правильным выводам о недоказанности инспекцией наличия согласованных неправомерных действий заявителя и его контрагентов, или наличия иных обстоятельств, указанных в Постановлении № 53.

В силу статьи 286 АПК РФ суд кассационной инстанции лишен права на переоценку обстоятельств и доказательств, которые были исследованы и оценены судами первой и апелляционной инстанций.

Судебная коллегия считает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права; нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что по делу принято законные решение и постановление, оснований для отмены которых не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2018 по делу № А12-37158/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи М.В. Егорова

Р.Р. Мухаметшин