ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-37326/2021
08 июня 2022 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А., рассмотрев без проведения судебного заседания и без извещения сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альянс» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 марта 2022 года (мотивированное решение от 09 марта 2022 года) по делу № А12-37326/2021, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Двоянова Т.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (403003, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Волгоградской области (403003, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью «Альянс» (далее – ООО «Альянс», общество, заявитель) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), об изменении:
1.постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области, Инспекция, налоговый орган) от 25.11.2021 № 34552127300162600004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 9 419 руб.;
2.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127100242300004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 54 075 руб.;
3.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127200021500004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 47 540 руб.;
4.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127100269800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 14 797 руб.;
5.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127200173900004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 16 475 руб.;
6.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300332800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 660 руб.;
7.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300226000004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 16 356 руб.;
8.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300502200004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 9 158 руб.;
9.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127200012800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 64 350 руб.;
10.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300016300004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 8 019 руб.;
11.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300208300004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 48 750 руб.;
12.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300051200004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 48 375 руб.;
13.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127100250800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 54 710 руб.;
14.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127100226400004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 18 218 руб.;
15.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300283500004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 382 руб.;
16.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300139200004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 69 113 руб.;
17.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300423500004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 76 000 руб.;
18.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127100166300004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 727 руб.;
19.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127100175800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 13 960 руб.;
20.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300084300004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 43 875 руб.;
21.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127200157700004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 9 671 руб.;
22.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300113000004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 981 руб.;
23.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300187800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 43 875 руб.;
24.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300476000004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 134 руб.;
25.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300363600004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 63 375 руб.;
26.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300263600004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 58 500 руб.;
27.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300240800004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 68 250 руб.;
28.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127100196500004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 64 340 руб.;
29.постановления Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300307000004 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 77 024 руб.
в части назначения административного наказания, заменив штраф на предупреждение.
Решением суда первой инстанции от 09 марта 2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Альянс» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, предоставленном в порядке статьи 262 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 30 апреля 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО «Альянс» (ИНН <***>) зарегистрировано и постановлено на учёт в Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области 10 ноября 2002 года.
В целях осуществления своих полномочий по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении правил предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченными Правительством Российской Федерации органам валютного контроля» Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области в адрес ООО «Альянс» 22 июня 2021 года направлен запрос № 345520210034001 о предоставлении документов и информации в отношении работников – иностранных граждан за 2019-2020 годы.
В ответ на запрос Инспекции ООО «Альянс» представлены документы: трудовые договоры, заключённые с иностранными гражданами, работавшими в 2019-2020 годы, расчётные листы, платёжные ведомости по заработной плате.
Из представленных обществом по запросу налогового органа документов следует, что что в ООО «Альянс» в 2019-2020 годах работали иностранные граждане из Республики Таджикистан, с которыми обществом заключены трудовые договоры.
С целью получения дополнительной информации в отношении иностранных граждан налоговым органом направлен запрос от 28.09.2021 № 15-24/4/07260 дсп в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области.
Согласно ответу ГУ МВД России по Волгоградской области от 14.10.2021 № 19/7578 указанным в запросе налогового органа лицам, в том числе гражданам Таджикистана, осуществляющим трудовую деятельность в ООО «Альянс» паспортом гражданина Российской Федерации с 25.02.2021 документированы граждане: ФИО1, ФИО1, остальным гражданам Таджикистана паспорта гражданина Российской Федерации не выдавались, вид на жительство не предоставлялся.
При анализе предоставленных обществом документов налоговым органом установлено, что ООО «Альянс» в 2019 и 2020 годах осуществлялась выплата заработной платы нерезидентам-гражданам Республики Таджикистан, минуя банковские счета в уполномоченных банках (наличными денежными средствами), что является нарушением положений части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
Так, 21 февраля 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 12 559 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 21.02.2020 № AЛC00000010.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300162600003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300162600004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 9 419 руб.
20 мая 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3., ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Угли, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 72 100 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 20.05.2020 № 26.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100242300003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127100242300004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 54 075 руб.
15 апреля 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 63 387 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 15.04.2020 № 20.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127200021500003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127200021500004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 47 540 руб.
02 марта 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО13 в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 19 728,84 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 02.03.2020 № 15.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100269800003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127100269800004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 14 797 руб.
02 июня 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 21 966,82 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 02.06.2020 № 28.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127200173900003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127200173900004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 16 475 руб.
10 января 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО9, ФИО14, в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 20 879,81 руб., что подтверждено платёжными ведомостями от 10.01.2020 № AЛC00000001 и № AЛC00000002.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300332800003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300332800004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 15 660 руб.
13 марта 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО2 Нафосад Кодирберган Кизи в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 21 808,39 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 13.03.2020 № 17.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300226000003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300226000004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 16 356 руб.
10 февраля 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО15 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 12 210 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 10.02.2020 № АЛС00000007.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300502200003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300502200004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 9 158 руб.
12 февраля 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО2 Нафосад Кодирберган Кизи, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО13, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12, ФИО15 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 85 800 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 12.02.2020 № 11.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127200012800003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127200012800004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 64 350 руб.
25 декабря 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО16 Кизи, ФИО17 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 10 691,36 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 25.12.2020 № 38.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300016300003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300016300004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 8 019 руб.
19 февраля 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО2 Нафосад Кодирберган Кизи, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО13, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 65 000 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 25.12.2020 № 38.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300208300003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300208300004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 48 750 руб.
25 июня 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 64 500 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 25.06.2020 № 31.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300051200003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300051200004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 48 375 руб.
17 марта 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12, ФИО15 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 72 947 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 17.03.2020 № 16.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100250800003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127100250800004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 54 710 руб.
16 января 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО7 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 24 290 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 16.01.2020 № AЛC00000005.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100226400003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127100226400004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 18 218 руб.
13 мая 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО15 в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 509,89 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 13.05.2020 № 23.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100226400003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300283500004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 382 руб.
14 мая 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Угли, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 92 150 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 14.05.2020 № 24.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300139200003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300139200004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 69 113 руб.
15 января 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО10 Угли, ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО2 Нафосад Кодирберган Кизи, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО13, ФИО10 Угли, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12, ФИО15 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 101 333,35 руб., что подтверждено платёжными ведомостями от 15.01.2020 № AЛC00000003 и № AЛC00000004.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300423500003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300423500004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 76 000 руб.
28 февраля 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО8 в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 6 302 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 28.02.2020 № AЛC00000011.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100166300003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127100166300004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 4 727 руб.
25 августа 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО18 Рузматом Равшанбек Угли, ФИО19, ФИО20 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 18 612,82 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 25.08.2020 № 34.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100175800003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127100175800004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 13 960 руб.
19 марта 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 58 500 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 19.03.2020 № 18.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300084300003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300084300004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 43 875 руб.
19 мая 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО4 в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 12 895 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 19.05.2020 № 25.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127200157700003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127200157700004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 9 671 руб.
17 декабря 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО11 в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 12 895 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 17.12.2020 № 37.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300113000003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300113000004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 981 руб.
24 апреля 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 58 500 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 24.04.2020 № 21.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
09 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300187800003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300187800004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 43 875 руб.
29 ноября 2019 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО21 в форме выплаты наличных денежных средств в сумме 5 512,55 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 29.11.2019 № AЛC00000055.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300476000003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300476000004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 4 134 руб.
22 января 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО2 Нафосад Кодирберган Кизи, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО13, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО11, ФИО12, ФИО15 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 84 500 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 22.01.2020 № 9.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300363600003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300363600004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 63 375 руб.
27 ноября 2019 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО3, ФИО4 Орзигул Мирзоевно, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО13, ФИО10 Угли, ФИО14, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО15 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 78 000 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 27.11.2019 № AЛC00000053.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300263600003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300263600004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 58 500 руб.
25 декабря 2019 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО2 Нафосад Кодирберган Кизи, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО13, ФИО10 Угли, ФИО14, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 91 000 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 25.12.2019 № AЛC00000057.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300240800003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300240800004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 68 250 руб.
15 июня 2020 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Угли, ФИО11, ФИО12 в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 85 786 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 15.06.2020 № 29.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
08 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127100196500003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127100196500004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 64 340 руб.
11 декабря 2019 года обществом произведены расчёты по заработной плате с ФИО2 Собиржоном Кодирберган Угли, ФИО2 Нафосад Кодирберган Кизи, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО13, ФИО10 Угли, ФИО14, ФИО14 Шерзодом Ромонберди Угли, ФИО15 Шохистой Александровно в форме выплаты наличных денежных средств в общей сумме 102 698 руб., что подтверждено платёжной ведомостью от 11.12.2019 № AЛC00000056.
Действия общества квалифицированы налоговым органом по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
10 ноября 2021 года по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении ООО «Альянс» составлен протокол № 34552127300307000003 об административном правонарушении.
25 ноября 2021 года Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области вынесено постановление № 34552127300307000004 о привлечении ООО «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 77 024 руб.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, общество оспорило их в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности событий административных правонарушений и вины общества в их совершении, а также соблюдения налоговым органом установленной законом процедуры и срока привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для признания правонарушений малозначительными, а также замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
Согласно доводам апелляционной жалобы ООО «Альянс», не отрицая совершение правонарушений, считает, что имеются основания для признания их малозначительным. Общество просит учесть, что выплаты попали на пандемийный период, отягчающие вину обстоятельства налоговым органом не установлены. Кроме того, иностранные работники изъявили желание получать заработную плату наличными денежными средствами, о чём написали соответствующие заявления в бухгалтерию организации. Также на протяжении длительного периода времени все выплаты были затруднены из-за ограничений судебных приставов в связи с исполнением обществом судебных решений. Размер назначенного штрафа является для общества значительным и приведёт к остановке деятельности организации.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещённых валютным законодательством Российской Федерации или осуществлённых с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены за счёт средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом правонарушения является установленный порядок осуществления валютных операций.
Объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной нормой, образует совершение любого из перечисленных в диспозиции нормы деяний.
Субъектами комментируемой статьи являются лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическое лицо, являющиеся резидентами Российской Федерации.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Указание на форму вины применительно к юридическим лицам не может расцениваться как несовместимое с их качественными характеристиками как субъектов права. Вместе с тем, использование широкого подхода к определению виновности юридического лица предполагает, что невозможность установления конкретной формы вины не исключает привлечение юридического лица к ответственности (Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 № 17-П, от 21.07.2021 № 39-П).
Порядок валютного регулирования и валютного контроля определён Федеральным законом № 173-ФЗ.
Подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ определено, что валюта Российской Федерации – денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В подпункте «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ указано, что резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
Согласно сведениям, предоставленным Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области, работающим в ООО «Альянс» гражданам Республики Таджикистан (кроме ФИО1, ФИО1) вид на жительство на территории Российской Федерации не выдавалось, следовательно, по смыслу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ они являются физическими лицами – нерезидентами.
В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа является валютной операцией.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьёй 14 Федерального закона № 173-ФЗ.
В силу частей 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчёты при осуществлении валютных операций производятся юридическими и физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Названной нормой права определён исчерпывающий перечень случаев, при которых резиденты могут осуществлять расчёты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счёт в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Судами обеих инстанций установлено и подтверждено материалами дела, что общество, являясь резидентом, произвело выплату заработной платы нерезидентам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации без использования банковского счёта, что является нарушением валютного законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определённых коллективным договором или трудовым договором.
Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях) (часть 1 статьи 131 ТК РФ).
Вместе с тем, согласно абзацу 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ открытие банковского счёта (банковского вклада) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках является правом, а не обязанностью нерезидента.
Поскольку в рассматриваемом случае работники общества являются гражданами иностранного государства (нерезидентами), реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства, и локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям Федерального закона № 173-ФЗ.
Отсутствие отдельного указания в Федеральном законе № 173-ФЗ на конкретную валютную операцию не отменяет действие общих норм, содержащих в себе специальные правила валютных операций.
В рассматриваемом случае обязательному соблюдению и применению подлежат нормы частей 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, устанавливающие особый порядок расчётов при осуществлении валютных операций.
Положения статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ не содержат противоречий и неясностей, не вызывают сомнений в их применении, которые могли бы быть квалифицированы как неустранимые и истолкованы в пользу заявителя.
Заключая с иностранным гражданином трудовые договоры и выплачивая ему заработную плату наличными денежными средствами, ООО «Альянс» как хозяйствующий субъект осознанно приняло на себя все риски, связанные с использованием труда наёмных работников-нерезидентов, не имеющих открытых счетов в банке. При этом с целью обеспечения выполнения требований валютного законодательства заявитель имел возможность самостоятельно с учётом согласия работников-нерезидентов открыть на их имя соответствующие банковские счета.
Нежелание иностранных работников открывать счёт в банке для получения заработной платы не изменяет обязанность общества соблюдать требования закона. D. 2.14.38 (Papinianus, 2 quaest.): Ius publicum privatorum pactis mutari non potest. Дигесты. 2.14.38 (Папиниан во 2-й книге «Вопросов»): Публичное право не может быть изменяемо соглашениями частных лиц.
У общества имелась возможность избежать нарушения валютного законодательства ещё на стадии заключения с иностранным гражданином трудового договора, в частности, путём включения в него во исполнение требований закона сведений о счёте работника, на который работодатель будет перечислять заработную плату, или условия о выплате заработной платы после предоставления таких сведений, либо путём их истребования до подписания договора. Включение сведений о банковском счёте в трудовой договор либо их истребование от поступающего на работу лица не противоречит нормам статей 64 и 65 ТК РФ.
Кроме того, работодатель мог приостановить выплату заработной платы нерезидентам до предоставления ими сведений о банковском счёте, что соответствовало бы установленному вышеуказанными правовыми нормами специальному режиму оплаты труда иностранных граждан.
Данные выводы подтверждаются сложившейся актуальной судебной практикой (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2020 № 310-ЭС20-17340 по делу № А62-6899/2019, от 05.10.2020 №302-ЭС20-13486 по делу № А58-10068/2019, от 21.07.2020 № 303-ЭС20-9484 по делу № А51-14056/2019, от 16.06.2020 № 307-ЭС20-8187 по делу №А66-13117/2019, от 02.09.2019 № 301-ЭС19-13691 по делу № А39-12825/2018, 02.12.2019 № 301-ЭС19-22618 по делу № А39-11439/2018).
Таким образом, вышеуказанные доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
ООО «Альянс» является профессиональным участником правоотношений, связанных с привлечением иностранных работников к трудовой деятельности, в связи с чем должно было знать и руководствоваться соответствующим порядком проведения валютных операций, связанных с оплатой труда нерезидентов.
Согласно статье 25 Федерального закона № 173-Ф3 резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку гражданам иностранного государства - нерезидентам, состоящим с обществом в трудовых отношениях, была произведена выплата заработной платы путём выдачи наличных денежных средств, тогда как такая выплата не отнесена к числу исключений, предусмотренных частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, обществом осуществлена валютная операция, минуя счёт в уполномоченном банке, в нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации, что свидетельствует о наличии в указанных действиях общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (статья 1.5 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания данной нормы следует, что наличие или отсутствие вины юридического лица не зависит от осознанности или неосознанности действий его сотрудников. Для доказывания вины юридического лица достаточно установить наличие правовой и физической возможности соблюдения норм законодательства и, соответственно, непринятие лицом мер для реализации такой возможности.
Доказательства, свидетельствующие о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не предоставлены.
Доводы апелляционной жалобы общества о выплате заработной платы в 2020 году в период действия на территории Российской Федерации ограничений в связи с распространением новой коронавирусной инфекции отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с 30 марта по 3 апреля 2020 года (Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206), с 4 по 30 апреля 2020 года (Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239), с 6 по 8 мая 2020 года (Указ Президента РФ от 28.04.2020 № 294).
Согласно пункту 4 Рекомендаций Минтруда от 26.03.2020 введение нерабочих дней в соответствии с Указом Президента не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа Президента, в частности, организаций, предоставляющих финансовые услуги в части неотложных функций.
Следовательно, в указанный период банками оказывались финансовые услуги, в том числе в онлайн-режиме, дистанционно.
Таким образом, у общества отсутствовали препятствия для открытия расчётных счетов в банке в 2020 году. Кроме того, такая обязанность должна была быть исполнена обществом заблаговременно, а не в конкретную дату выплаты заработной платы своим работникам.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина общества во вменённом правонарушении инспекцией доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Альянс» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
С учётом требований статьи 2.1 КоАП РФ налоговый орган обоснованно привлёк ООО «Альянс» к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Оспоренные постановления вынесены в пределах срока давности, установленного в статье 4.5 КоАП РФ.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что допущенные им правонарушения можно признать малозначительными, поскольку они не повлекли причинения ущерба чьим-либо интересам, отягчающие вину обстоятельства налоговым органом не установлены. Кроме того, на протяжении длительного периода времени все выплаты были затруднены из-за ограничений судебных приставов в связи с исполнением обществом решений Арбитражного суда Волгоградской области от 03.05.2018 по делу № А12-3670/2018, от 08.11.2019 по делу № А12-33887/2019.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемом случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования.
Доводы заявителя об отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности не оправдано, противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 КоАП РФ и способствовало бы распространению в обществе правового нигилизма.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения. Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания вменённых правонарушений малозначительными и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в указанной части не имеется.
Также на момент вынесения обжалуемого решения суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение ввиду отсутствия совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе общество также указывает, что размер назначенного штрафа является для общества значительным и приведёт к остановке деятельности организации.
При рассмотрении судом вопроса о возможности снижения размера штрафа ниже низшего предела обязанность представления доказательств того, что установленный КоАП РФ размер штрафа является чрезмерным и приводит к ограничению экономической свободы лица при его привлечении к административной ответственности, возлагается на такое лицо.
Доказательств исключительности совершённого правонарушения не установлено. Ссылка заявителя апелляционной жалобы на значительный размер штрафа для организации, отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку наличие данного обстоятельств не является достаточным и безусловным основанием для применения положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
При определении меры наказания налоговым органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, влияющие на размер наказания. Административный штраф в рассматриваемом случае является адекватной мерой ответственности, назначен налоговым органом в половине минимального размера, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (37,5% размера суммы незаконной валютной операции). Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
Вместе с тем, в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 37) в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ № 37, если лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ: юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечён к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области представлены сведения о том, руководитель ООО «Альянс» ФИО22 привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 20 000 руб. за каждое совершённое правонарушение. Вынесенные в отношение ФИО22 постановления о назначении административного наказания вступили в законную силу, и по ним была произведена оплата штрафных санкций. При этом административные штрафы, назначенные обществу оспариваемыми постановлениями до настоящего времени не оплачены.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае на ООО «Альянс» распространяются правила, установленные частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ, следовательно, оспариваемые постановления не подлежат исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09 марта 2022 года по делу № А12-37326/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Признать не подлежащими исполнению постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области от 25.11.2021 № 34552127300162600004, №34552127100242300004, № 34552127200021500004, № 34552127100269800004, № 34552127200173900004, № 34552127300332800004, № 34552127300226000004, № 34552127300502200004, № 34552127200012800004, № 34552127300016300004, № 34552127300208300004, № 34552127300051200004, № 34552127100250800004, № 34552127100226400004, № 34552127300283500004, № 34552127300139200004, № 34552127300423500004, № 34552127100166300004, № 34552127100175800004, № 34552127300084300004, № 34552127200157700004, № 34552127300113000004, № 34552127300187800004, № 34552127300476000004, № 34552127300363600004, № 34552127300263600004, № 34552127300240800004, № 34552127100196500004, № 34552127300307000004 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Альянс» к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья М.А. Акимова