ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-3826/2021 от 03.03.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-13902/2021

г. Казань Дело № А12-3826/2021

09 марта 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Мосунова С.В.,

судей Закировой И.Ш., Кормакова Г.А.,

в отсутствие:

лиц, участвующих в деле – извещены надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021

по делу № А12-3826/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительными предписаний,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами – Волгоград» (далее – ООО «Управление отходами – Волгоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (далее – Управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, административный орган) от 23.11.2020 № 11/67-20-Э.

Впоследствии данное дело судом первой инстанции в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объединено в одно производство для совместного рассмотрения с делами № А12-4578/2021 по заявлению общества о признании недействительным предписания от 08.12.2020 № 10/31-2020-Э и № А12-5578/2021 по заявлению общества о признании недействительным предписания от 15.12.2020 № 17/23-2020-Э.

При рассмотрении заявленных требований обществом изменено наименование с ООО «Управление отходами – Волгоград» на общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО «Ситиматик-Волгоград»).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2021, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Ситиматик-Волгоград» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит вынесенные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, однако явку своих представителей в суд не обеспечили.

Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, ООО «Управление отходами – Волгоград» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке отходов 3, 4 классов опасности от 10.07.2018.

С 01.01.2019 региональный оператор - ООО «Управление отходами – Волгоград» приступил к осуществлению обязанностей в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Волгоградской области.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям проведены рейдовые обследования ООО «Управление отходами – Волгоград» на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе рейдовых обследований административным органом выявлены факты несоблюдения ООО «Управление отходами-Волгоград» требований законодательства в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов).

По итогам проверок Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), выданы оспариваемые предписания от 23.11.2020 № 11/67?20?Э, от 08.12.2020, № 10/31-2020-Э и от 15.12.2020 № 17/23?2020-Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

В оспариваемых предписаниях указано, что обществом нарушены требования, предусмотренные частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ), частью 2 статьи 11, частями 1, 2, 10 статьи 24.6, статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».

ООО «Ситиматик-Волгоград», полагая, что предписания от 23.11.2020 №11/67-20-Э, от 08.12.2020 №10/31-2020-Э и от 15.12.2020 № 17/23-2020-Э об устранении выявленных нарушений обязательных требований являются незаконными, нарушают его права и охраняемые законом интересы, обратилось в суд с заявленными требованиями.

В соответствии со статьей 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктами 1, 4. 5.1.3, 6.6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, подпунктом 3 пункта 1 Положения о Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 492, Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям осуществляет, в том числе, полномочия по государственному надзору в области обращения с отходами, обладает полномочиями по выдачи обязательных для исполнения предписаний по устранению выявленных нарушений.

Согласно частям 1, 2 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

Статьей 13.3 Закона № 89-ФЗ установлены требования к территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе, твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

В соответствии с частью 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную Территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

По результатам рейдовых обследований, проведенных на территории Волгоградской области на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в деятельности ООО «Управление отходами - Волгоград" выявлен ряд нарушений, которые выразились в том, что часть площадок временного накопления (перегрузок) используются с отклонениями от территориальной схемы (не оборудованы в соответствии с нормами законодательства, используются ранее намеченного срока эксплуатации, не могут отвечать условию безопасности для окружающей среды), иные - не включены в Территориальную схему (используется земельный участок с иными координатами, не предусмотренными Территориальной схемой).

Так, площадкой временного накопления (далее - ПВН) является площадка, расположенная в Кумылженском районе, ст. Кумылженская, мощностью до 10 тыс. тонн/год, с координатами 49.890498, 42.648147.

По представленной Администрацией Кумылженского муниципального района Волгоградской области информации (от 23.06.2020 № 2802), площадка временного накопления расположена по адресу: ст. Кумылженская, ул. Магистральная, координаты 49.890639, 42.648020, кадастровый номер 34:24:180202:135. Вид разрешенного использования - специальная деятельность.

По информации Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области указанная площадка временного накопления ТКО эксплуатируется ООО «Управление отходами – Волгоград» в отсутствие договора аренды.

В ходе проведенного 24.08.2020 в рамках административного расследования осмотра территории (протокол осмотра от 24.08.2020 № 11/67-20-Э), расположенной в Волгоградской области Кумылженский район ст. Кумылженская ул. Магистральная, с координатами 49.890318, 42.647243, проведенного с привлечением экспертной организации - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Волгоградской области, а также представителя ООО «Управление отходами – Волгоград» ФИО1, действующего на основании доверенности от 21.08.2020 № 172Д/2020, установлено, что площадка временного накопления ТКО расположена на окраине ст. Кумылженская, на территории бывшего свинокомплекса. Площадка не охраняется, имеет обваловку высотой 2 м и сплошное железобетонное покрытие. Площадь площадки временного накопления ТКО составляет 35х90 м

В ходе указанного осмотра отобраны пробы почвы (протокол отбора (измерений) проб почвы от 24.08.2020 № 430), а также отходов (протокол отбора проб отхода от 24.08.2020 № 81), проведены лабораторные исследования указанных проб. Согласно заключению эксперта, по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 14.09.2020 № 90 установлено превышение по нефтепродуктам на глубине 0-5 см в 8,2 раза, на глубине 5-20 см – в 2,0 раза на пробной площадке № 1 (расчищенная площадка с координатами 49.89064, 42.64866), по сравнению с фоновыми значениями проб почвы, отобранными в 100 м севернее от пробной площадки № 1 (согласно схемы отбора проб № 1). Отход, отобранный на площадке временного накопления (перегрузки) отходов (в месте с координатами 49.89057,42.64873), по результатам биотестирования отнесен к IV классу опасности. 15.10.2020 в отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» административным органом составлен протокол № 11/67?20?Э об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, а постановлением Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 23.11.2020 № 11/67-20-Э общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Волгоградского областного суда от 13.05.2021 по делу № 07р368/2021 постановление административного органа от 23.11.2020 № 11/67-20-Э и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 12.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» оставлены без изменения.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, административным органом ООО «Управление отходами-Волгоград» выдано оспариваемое предписание от 23.11.2020 № 11/67-20-Э.

Кроме этого, площадкой временного накопления ТКО является площадка, расположенная по адресу: <...> (координаты 50.946773, 43.801289).

По результатам рейдового обследования, проведенного 11.06.2020 на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от 11.06.2020 № 781/2020, установлено, что в Еланском районе площадка временного накопления ТКО, расположена по ул. Варшавская Еланского городского поселения на земельном участке с координатами 50.946580 с.ш. и 043.799670 в.д. на территории бывшей городской свалки.

По данным Администрации Еланского городского поселения от 23.06.2020 № 381, земельный участок, на котором расположена площадка временного накопления (перегрузки) ТКО, находится по адресу: <...> (кадастровый номер 34:06:250002:490), площадью 90 000 кв. м. Вид разрешенного использования: «Площадка временного накопления твердых коммунальных отходов». Площадка эксплуатируется для перегрузки ТКО с 2019 года и по настоящее время ООО «Управление отходами – Волгоград». Договорные отношения не оформлены.

Проведены лабораторные исследования на земельном участке, на котором навалом складированы ТКО (15х16 м), площадью 240 м2 (координаты 50.946477, 43.800007), согласно схеме № 1 от 18.08.2020. По заключению эксперта, по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 10.09.2020 № 85 установлено, что отход, отобранный на площадке временного накопления ТКО по результатам биотестирования, отнесен к IV классу опасности. На земельном участке площадью 240 кв. м, с координатами 50.946477, 43.800007 установлено наличие превышения (по сравнению с фоновым значением, отобранном на земельном участке в 100 м севернее отобранной площадки № 1 (пробная)) концентрации нефтепродуктов: на глубине 0-5 см – в 4,4 раза – на глубине 5-20 см – в 5,5 раз и на глубине 0-5 см– в 1,8 раза.

В отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» 06.10.2020 административным органом составлен протокол № 17/23-2020-Э об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, а постановлением Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 15.12.2020 № 17/23-2020-Э Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Волгоградского областного суда от 02.06.2021 по делу № 07р383/2021 постановление административного органа от 15.12.2020 № 17/23-2020-Э и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 12.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» оставлены без изменения.

По результатам рассмотрения указанного дела об административном правонарушении административным органом ООО «Управление отходами-Волгоград» выдано оспариваемое предписание от 15.12.2020 № 17/23-2020-Э.

Также площадкой временного накопления является площадка, расположенная в Жирновском районе Волгоградской области (с.Линево), мощностью до 26,00 тыс. тонн/год (координаты 50.935062, 44.832064 (Приложение Б2 к Территориальной схеме).

По результатам рейдового обследования, проведенного 09.06.2020 - 11.06.2020 на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от 11.06.2020 № 781/2020, установлено, что в Жирновском районе площадка временного накопления ТКО расположена на территории бывшей свалки, на землях Линевского сельского поселения, 6 км от города Жирновск по направлению на юг к рабочему поселку Линево, на земельном участке с географическими координатами 50.935895 с.ш. и 044,831917 в.д. На прилегающей территории на площади 93615 кв. м (согласно сервису Яндекс) на открытом грунте находится значительное количество различных отходов. Отходы расположены навалом, имеются подъездные следы протектора покрышек шин грузовых автомобилей. Точно измерить площадь земельного участка, захламленного отходами, не представилось возможным ввиду сложности рельефа.

В рамках административного расследования проведены лабораторные исследования, а именно: на земельном участке, который выделен для эксплуатации площадки временного накопления ТКО, отобраны пробы почв в точке № 1 (координаты 50.93550786, 44.83121946), и в точке № 2 (фон) 50 метров юго-западнее территории площадки, используемой для временного накопления ТКО, (координаты 50.93537393 с.ш. 44.83001572) согласно схеме № 2 от 25.08.2020, отобраны пробы многокомпонентной смеси отходов. Заключением эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 23.09.2020 № 102 установлено, что многокомпонентная смесь отходов, отобранная на земельном участке с кадастровым номером 34:07:070001:6367, по результатам биотестирования отнесена к IV классу опасности. Также установлено наличие на земельном участке, с координатами 50.93550786 с.ш., 44.83121946 в.д. превышения (по сравнению с фоновым значением, отобранном на земельном участке в 50 м юго-западнее территории площадки, используемой для временного накопления (перегрузки) отходов, (с координатами 50.93537393 с.ш. 44.83001572 (пробная)) концентрации нефтепродуктов: на глубине 0-5 см в 1,8 раза.

В отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» административным органом 13.10.2020 составлен протокол № 10/31?2020?Э об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, а постановлением Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям от 08.12.2020 № 10/31-2020-Э Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Решением Волгоградского областного суда от 26.05.2021 по делу № 07р371/2021 постановление административного органа от 08.12.2020 № 10/31-2020-Э и решение судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 11.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» оставлены без изменения

По результатам рассмотрения указанного дела административным органом ООО «Управление отходами-Волгоград» выдано оспариваемое предписание от 08.12.2020 № 10/31- 2020-Э.

Суд первой инстанции отметил, что вступившие в законную силу судебные акты суда общей юрисдикции об оставлении без изменения постановлений от 23.11.2020 № 11/67-20-Э, от 08.12.2020 №10/31-2020-Э, от 15.12.2020 № 17/23-2020-Э Управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в силу части 3 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции, и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. В постановлениях указаны сведения о результатах проверки, в том числе, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения

Суд первой инстанции, сославшись на пункт 46 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2019)», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019, согласно которому выдача предписания вне процедуры проведения проверки по правилам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ) сама по себе не влечет признания его недействительным, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования, указал, что Управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям имеет право на выдачупредписаний по устранению выявленных нарушений не только по итогам контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых в рамках Закона №294-ФЗ, но и в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Несоблюдение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет за собой нарушение экологического законодательства Российской Федерации, а именно частей 1, 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ, согласно которым отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции отметил, что накопление отходов, осуществляемое на площадке временного накопления (перегрузки) ТКО, которая не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, не защищена от атмосферных осадков, по периметру которой отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, не может отвечать условию безопасности для окружающей среды. Поскольку накопление, сбор твердых коммунальных отходов должно осуществляться с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оценка органом Росприроднадзора площадки ПВН на предмет соответствия требованиям СанПин является правомерным.

Суд первой инстанции, проанализировав материалы дела, пришел к выводу, что оспариваемые предписания содержат требования об устранении установленных нарушений, ссылку на пункты и статьи нормативных правовых актов Российской Федерации, которые были нарушены; срок, установленный для их исполнения. При этом способ исполнения предписаний определяется юридическим лицом самостоятельно, а законом не запрещено в случае неясности обратиться в контролирующий орган за разъяснением возникшего вопроса.

С учетом вышеизложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

В кассационной жалобе ООО «Ситиматик-Волгоград» оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам.

Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).

В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.

Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу № А12-3826/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья С.В. Мосунов

Судьи И.Ш. Закирова

Г.А. Кормаков