ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-40004/14 от 02.06.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-24164/2015

г. Казань                                                 Дело № А12-40004/2014

09 июня 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Закировой И.Ш., Савкиной М.А.,

при участии:

заявителя – Тужловой А.С., доверенность от 07.07.2014 № 68,

ответчика – Дрожжина А.В., доверенность от 14.04.2015 № 22,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2014 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)

по делу № А12-40004/2014

по заявлению открытого акционерного общества «Волжский Оргсинтез» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области  об оспаривании приказа от 25.08.2014 № 1169 (с мотивированным обоснованием) «О принятии решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; об обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области  совершить действия по восстановлению нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

 открытое акционерное общество «Волжский Оргсинтез» (далее – заявитель, ОАО «Волжский Оргсинтез», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и не соответствующим Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления), приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области (далее – Управление Росприроднадзора, госорган) от 25.08.2014 № 1169 (с мотивированным обоснованием) «О принятии решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а также обязать Управление совершить действия по восстановлению нарушенного права.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2014 требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным и не соответствующим Закону об отходах производства и потребления, приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» приказ Управления от 25.08.2014 № 1169 (с мотивированным обоснованием) «О принятии решения об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и обязал Управление в течение пятнадцати рабочих дней с момента вступления решения в законную силу рассмотреть и принять решение по проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, заявленному 23.07.2014 № 08-124.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.

Общество в отзыве просит обжалуемые судебные акты оставить в силе, как обоснованные и соответствующие действующему законодательству, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.

ОАО «Волжский Оргсинтез», осуществляющее хозяйственную деятельность, связанную с обращением с отходами, и в силу требований абзаца 3 статьи 11, статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) обязанное разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, 23.07.2014   представило в Управление заявление и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Приказом госоргана от 25.08.2014 № 1169 отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Основанием для отказа Управление указало на наличия неполной и недостоверной информации в составе представленных документов, а именно:

- в разделе «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» не представлена информация о том, на какой стадии техпроцесса и в каких цехах и подразделениях образуются отходы химического происхождения жидкие отходы 5000000000000, поступающие в объект размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – пруд-осветлитель. Данные объекты приказом Управления от 01.08.2014 № 479 включены в Государственный реестр объектов размещения отходов. В таблице 2.2. не представлена информация по отходу с кодом 5000000000000, который образуется в результате производства продукции, а в таблице 2.3. указано, что данный вид отхода образуется в результате деятельности по обслуживанию и обеспечению производства продукции и передается лицензированной организации для обезвреживания. Не представлена информация по размещению отходов химического происхождения (код 5000000000000).

- в разделе «Расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов» фактически произведен расчет не норматива образования отходов код 5000000000000, а определено количество размещаемых отходов в подземные горизонты относительно производимой продукции – ксантогенат калия бутиловый, анилин, N-метиланилин. Не произведен расчет нормативов образования отходов (указанные в техпроцессах, как жидкие отходы (технологические потоки) – отходы химического происхождения (код 50000000000000) – цех 3 производство сероуглерода, цех 3 производство сероуглерода (производство приготовления раствора ДМА), - цех 20 производство анилина (производство N-метиланилина), - цех 20 производство анилина (производство анилина и полупродуктов для получения анилина). И, как следствие, в разделах проекта не прописан объем образующихся в указанных цехах отходов – отходы химического происхождения (код 5000000000000), направляемых в объекты размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – пруд-осветлитель.

- в разделе «Схема операционного движения отходов» в таблице 2.11 представлена недостоверная информация по отходу – отходы химического происхождения (код 5000000000000), а именно, в графе 5 не представлена информация о наличии отходов в объекте размещения отходов на начало 2014 года (шламонакопитель, пруд-отстойник, пруд-накопитель, пруд-осветлитель)

- в разделах «Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов» и «Характеристика хранения более 3 лет и захоронения отходов» не представлены по объектам размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – пруд-осветлитель

- в разделе «Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях» представлен «План мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами», который не в полной мере содержит сведения о мероприятиях, направленных на внедрение технологий по переработке, использованию, обезвреживанию отходов; организацию дооборудования мест размещения отходов, не отвечающих действующим требованиям; вывоз ранее накопленных отходов; проведение производственного контроля обращения с отходами.

- в таблице 2.19. не представлены предложения по лимитам на размещение (хранение и захоронение) отхода химического происхождения (код 5000000000000).

- в Приложении: - не в полном объеме представлены копии актов, заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приёме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период – год, согласно п. 35 Методических указаний для использования, обезвреживания, хранения и захоронения; - не представлены копии документов, документы, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектов, захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период; - в договоре от 01.11.2013 № 20-023/13-14 (ООО «ЧОО «АБ») не прописана передача прав собственности на отходы арендатором, не указаны виды отходов с кодом по ФККО и объемы передаваемых в собственность отходов арендодателю. Отсутствуют отчетные документы, подтверждающие обязательства арендаторов самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (пункт 31 Методических указаний от 19.10.2007 № 703); - копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов от хозяйствующего субъекта (арендатора) за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Не согласившись с отказом госоргана, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.

Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции признал оспариваемый приказ не соответствующим закону и нарушающим права и интересы общества.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда нижестоящей инстанции.

Кассационная инстанция признает выводы судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.

Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами,  в соответствии со статьей 11 Закона об отходах производства и потребления, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно части 2 статьи 18 названного Закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (часть 4 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 (далее – Порядок).

Согласно пунктам 4, 5 указанного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Территориальными органами Росприроднадзора утверждаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР), разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Перечень документов, необходимых для представления в территориальные органы Росприроднадзора с целью утверждения лимитов на размещение отходов установлен пунктом 7 Порядка.

В случае выявления некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений, согласно пункту 9 Порядка (в редакции, действующей в спорный период), территориальные органы Росприроднадзора в пятидневный срок с даты их приема в письменной форме уведомляют об этом индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 10 Порядка в редакции, действующей на момент представления заявителем ПНООЛР ответчику и рассмотрения ответчиком материалов ПНООЛР, основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является наличие недостоверной информации в составе указанных заявления и документов.

Отказывая в установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Управление Росприроднадзора указало на наличие и неполноты, и недостоверности информации как на основания отказа.

В период представления заявителем ПНООЛР ответчику порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, определяли Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее – Методические указания от 19.10.2007 № 703).

Управлением Росприроднадзора в пункте 1.1. мотивированного обоснования указано на отсутствие в разделе «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» информации о стадии  техпроцесса, цехе и подразделении, в которых образуются отходы химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000), поступающего в объект размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 пруд-осветлитель.

В соответствии с пунктом 20 Методических указаний от 19.10.2007 № 703, в разделе проекта «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» представляются сведения о хозяйственной деятельности или иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы, а также приводится характеристика производственных процессов, как источников образования отходов. Информация об образовании отходов при производстве продукции, осуществлении работ и услуг представляется в ПНООЛР согласно таблицам 2.2-2.4 приложения 2 к данным Методическим указаниям.

Судами  первой  и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка представленным в материалы дела документам и сделан обоснованный вывод о том, что в разделе «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» представленного заявителем ПНООЛР содержатся полные и достоверные сведения о месте образования отходов химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000). Так, на страницах 352-357 Книги 1 ПНООЛР приведена характеристика процесса, в результате которого образуется отход химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000), пруд поз.109 определен как место образования указанного отхода, а полигон промышленной закачки жидких отходов - как объект размещения отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000). То обстоятельство, что пруд-накопитель поз. 109 полигона промышленной закачки жидких отходов является местом образования отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000), было установлено в рамках производства по административному делу по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) Ворошиловским районным судом г. Волгограда в постановлении от 19.12.2013, оставленным без изменения решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014.

Суд кассационной  инстанции находит также обоснованным вывод судов первой  и апелляционной инстанций о том, что Управлением Росприроднадзора не доказан факт осуществления (планирования осуществления) заявителем деятельности по размещению отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000) в объекте размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – пруд-осветлитель.

Суды признали, что заявитель не осуществляет деятельности по хранению жидких отходов в прудах (шламонакопителях) полигона промышленной закачки жидких отходов, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами по делам № А12-18892/2013 и № А12-19786/2013.

Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из материалов дела, заявителем в соответствии с требованиями Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 (далее – Правила инвентаризации объектов размещения отходов от 25.02.2010 № 49), в адрес Управления Росприроднадзора было направлено письмо от 12.05.2014 № 08-62 с приложением характеристик объектов размещения отходов для внесения в Государственном реестре объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) на следующие объекты: полигон промышленной закачки жидких отходов и полигон захоронения промышленных отходов (отвал сухих солей). Иных объектов размещения отходов по результатам инвентаризации заявителем не было выявлено. Согласно разделу 3 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее – Порядок ведения государственного кадастра отходов от 30.09.2011 № 792) ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов от 25.02.2010 № 49.

Судами первой и апелляционной инстанций дана верная оценка доводу Управления о наличии в ГРОРО сведений о № 34-00002-Х-00479-010814 шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 пруд-осветлитель. Как указали суды, госорган не представил в суд юридических оснований для включения в ГРОРО иных, кроме полигона, объектов размещения отходов, в частности, прудов-шламонакопителей, на которые содержатся ссылки в приказе № 1169.

Информация об образовании отходов при производстве продукции, осуществлении работ и услуг, в соответствии с пунктом 20 Методических указаний от 19.10.2007 № 703,  представляется в проект согласно образцам 2.2-2.4 Приложения 2 к Методическим указаниям.

Источником информации для подготовки данного раздела проекта служат результаты инвентаризации отходов.

Кассационная коллегия поддерживает выводы судов  первой  и апелляционной инстанций об отсутствии нормативных правовых актов, содержащих указания по заполнению данных образцов, критерии отнесения отходов к категориям отходов, образование которых сопровождает деятельность по производству продукции или деятельность по обслуживанию и обеспечению производства продукции.

Следовательно, как обоснованно указали суды, разработчик ПНООЛР самостоятельно определяет, в результате какого процесса (производства продукции или обслуживания и обеспечения производства продукции) образуется отход.

Информация о процессе, в результате которого образуется отход химического происхождения (жидкие отходы код 5000000000000), а также информация о размещении указанного отхода представлена заявителем в таблице 2.3. раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» ПНООЛР.

Ссылки ответчика на результаты анализа проб, отобранных в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора с привлечением ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Волгоградской области», обоснованно отклонена судами обеих инстанций, поскольку данные этой проверки не были положены в обоснование отказа.

В пункте 1.2. отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указано на отсутствие расчета нормативов образования отходов, указанных в техпроцессах как жидкие отходы (технологические потоки) – отходы химического происхождения (код 5000000000000) – по следующим структурным подразделениям: цех 3 производство сероуглерода, цех 3 производство сероуглерода (производство приготовления раствора ДМА), - цех 20 производство анилина (производство N-метиланилина), - цех 20 производство анилина (производство анилина и полупродуктов для получения анилина).

По мнению Управления Росприроднадзора, заявителем по отходу с кодом 5000000000000 фактически осуществлено определение количества размещаемых в подземные горизонты отходов, а не расчет норматива образования; в ПНООЛР не прописан по цехам объем отхода с кодом 5000000000000, который направляется в объекты размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – Пруд-осветлитель.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в разделе проекта «Расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов» согласно пункту 22 Методических рекомендаций от 19.10.2007 № 703 (действующих в спорный период) представляются расчеты нормативов образования отходов, рассчитанные (определенные) для каждого вида отхода с использованием методов определения (расчета) нормативов образования отходов, приведенных в разделе 2 Методических указаний.

В соответствии с пунктом 11 Раздела 2 Методических рекомендаций от 19.10.2007 № 703 при определении норматива образования отходов, в зависимости от характера отходообразующих процессов и возможности получения исходных данных для расчета, могут быть использованы следующие методы: метод расчета по материально-сырьевому балансу; метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов; расчетно-аналитический метод; экспериментальный метод; метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

В ходе судебного разбирательства установлено, что для расчета норматива образования отхода химического происхождения (жидкие отходы код 5000000000000) был использован статистический метод. Управлением Росприроднадзора не были представлены суду доказательства недостоверности результатов расчета нормативов образования указанного отхода.

Как установлено судами,  местом образования отхода химического происхождения (жидкие отходы код 5000000000000) является пруд поз.109 полигона промышленной закачки жидких отходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

 Из представленных в материалы дела паспорта и свидетельства опасного отхода от 13.10.2011 усматривается, что Управлением Росприроднадзора определен код и наименование образующегося в пруде поз. 109 отхода - 5000000000000 - отходы химического происхождения, вид - жидкие отходы. Указанный отход является многокомпонентным, образованным в результате смешения технологических потоков с разных производств; отход образуется и паспортизируется в пруде № 109 полигона промышленной закачки жидких отходов.

Тот факт, что местом образования отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000) является пруд-накопитель поз. 109 Полигона промышленной закачки жидких отходов, был установлен в рамках производства по административному делу по статье 8.2 КоАП РФ Ворошиловским районным судом г.Волгограда в постановлении от 19.12.2013, оставленным без изменения решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014.

При таких обстоятельствах, кассационная коллегия считает необходимым согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что требование Управления о «поцеховом» расчете норматива образования отхода химического происхождения (жидкие отходы код 5000000000000) не обоснованно.

В пункте 1.3 мотивированного обоснования отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Управлением Росприроднадзора указано, что заявителем в разделе «Схема операционного движения отходов» в таблице 2.11 представлена недостоверная информация по отходу – отходы химического происхождения (код 5000000000000), а именно, в графе 5 не представлена информация о наличии отходов в объекте размещения отходов на начало 2014 года (шламонакопитель, пруд-отстойник, пруд-накопитель, пруд-осветлитель).

В разделе ПНООЛР «Схема операционного движения отходов» согласно пункту 23 Методических указаний от 19.10.2007 № 703 приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения.

Целью данного раздела ПНООЛР является представление информации по обращению (образованию, использованию, обезвреживанию, получению, передаче, размещению) с каждым видом отходов. Схема операционного движения отходов и информация о реквизитах (сведениях) о поставщиках и потребителях отходов приводятся в табличном виде в соответствии с образцами 2.11 и 2.12 приложения № 2. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка таблицы.

В соответствии с указаниями по заполнению образца 2.11 ПНООЛР в графе 5 таблицы необходимо указывать наличие отходов на начало года на дату разработки ПНООЛР в тоннах.

Как установлено судами нижестоящих инстанций, заявителем представлена информация о количестве на 01.01.2014 года отхода химического происхождения (код 5000000000000) в объекте размещения – полигоне промышленной закачки жидких отходов.

Суд кассационной инстанции находит обоснованным выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Управлением не доказан факт осуществления (планирования осуществления) заявителем деятельности по размещению отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000) в объекте размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – Шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – Пруд-осветлитель.

Вступившими в законную силу судебными актами по делам № А12-18892/2013 и № А12-19786/2013 установлено, что заявитель не осуществляет деятельности по хранению жидких отходов в прудах (шламонакопителях) полигона промышленной закачки жидких отходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, кассационная коллегия считает необоснованной позицию Управления Росприроднадзора о необходимости указании заявителем в графе 5 таблицы 2.11 информации о наличии отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000) в шламонакопителе, пруде-отстойнике, пруде-накопителе, пруде-осветлителе.

Довод Управления Росприроднадзора о расхождении данных в отчетности 2-ТП (отход) и таблице 2.11. ПНООЛР обоснованно отклонен судами в связи с недопустимостью сравнения формы статистического наблюдения, в которой отражается информация о количестве образовавшихся, использованных, обезвреженных, транспортированных и размещенных отходов за конкретный год с формой, фиксирующей суммарное количество размещенных отходов за весь период эксплуатации объекта размещения.

Управлением Росприроднадзора в пункте 1.4. мотивированного обоснования отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указано, что заявителем в разделах «Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов» и «Характеристика хранения более 3 лет и захоронения отходов» не представлена информация по объектам размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – шламонакопитель пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – пруд-осветлитель.

Согласно пункту 25 Методических рекомендаций от 19.10.2007 № 703  в случае, когда хозяйствующий субъект осуществляет образование, сбор отходов и хранение их в течение не более 3 лет с последующей передачей на использование, обезвреживание, размещение, то в разделе ПНООЛР «Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов» приводятся обоснования предельного количества накопления отходов.

В соответствии с пунктом 26 данных Методических рекомендаций, если хозяйствующий субъект имеет отходы, которые не подлежат использованию и обезвреживанию, а требуют хранения сроком более 3 лет или захоронения, то обоснования величины лимитов на размещение этих отходов приводится в Разделе ПНООЛР «Характеристика хранения отходов более 3 лет и захоронения отходов».

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, заявитель не осуществляет деятельности по хранению отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000) сроком до 3 лет.

Кассационная коллегия считает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Управлением Росприроднадзора не доказан факт осуществления (планирования осуществления) заявителем деятельности по размещению отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000) в объекте размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – шламонакопитель, пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – пруд-осветлитель.

В своем постановлении Ворошиловский районный суд Волгоградской области от 19.12.2013, оставленным без изменения решением Волгоградского областного суда от 19.02.2014 признал неподтвержденным вывод Управления Росприроднадзора об осуществлении обществом деятельности по хранению жидких отходов в шламонакопителях. Вступившими в законную силу судебными актами по делам № А12-18892/2013 и № А12-19786/2013 установлено, что пруды-накопители являются составной частью полигона промышленной закачки жидких отходов; указанные пруды не являются объектами хранения жидких отходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Материалами дела подтверждается, что заявитель осуществляет (планирует осуществлять) деятельность по захоронению отхода химического происхождения (жидкие отходы 5000000000000) в объекте размещения отходов №34-00001-З-00479-010814 - Полигон промышленной закачки жидких отходов.

В разделе «Характеристика хранения более 3 лет и захоронения отходов» ПНООЛР, представленного заявителем в Управление Росприроднадзора, приведены сведения об объекте размещения отходов № 34-00001-З-00479-010814 - полигон промышленной закачки жидких отходов – таблица 2.15.2. ПНООЛР.

Следовательно, следует признать необоснованной позицию Управления Росприроднадзора о необходимости предоставления заявителем информации в разделах «Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов» и «Характеристика хранения более 3 лет и захоронения отходов» по объектам размещения отходов № 34-00002-Х-00479-010814 – шламонакопитель пруд-отстойник и пруд-накопитель и № 34-00003-Х-00479-010814 – пруд-осветлитель.

В пункте 1.5. мотивированного обоснования отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Управлением указано, что в разделе «Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях» представлен «План мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами», который не в полной мере содержит сведения о мероприятиях, направленных на внедрение технологий по переработке, использованию, обезвреживанию отходов; организацию дооборудование мест размещения отходов, не отвечающих действующим требованиям; вывоз ранее накопленных отходов; проведение производственного контроля обращения с отходами.

В разделе ПНООЛР «Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях» приводится информация о проводимых и планируемых мероприятиях по снижению негативного влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды, что закреплено пунктом 28 Методических указаний от 19.10.2007 № 703 (действующих на момент представления заявителем ПНООЛР ответчику и рассмотрения ответчиком материалов ПНООЛР). Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами представляются в соответствии с образцом 2.17 Приложения № 2.

Как следует из материалов дела, заявителем представлены планы мероприятий в требуемом Методическими указаниями от 19.10.2007 № 703 формате.

Кассационная коллегия считает обоснованным вывод судов  первой и апелляционной инстанций о том, что указанный раздел обществом заполнен, мероприятия изложены в таблице 2.17. Книги 3 ПНООЛР; Управление Росприроднадзора не конкретизировало, какие именно сведения должны быть указаны дополнительно.

В пункте 1.6 мотивированного обоснования отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Управлением Росприроднадзора указано, что заявителем в таблице 2.19. не представлены предложения по лимитам на размещение (хранение и захоронение) отхода химического происхождения (код 5000000000000).

Согласно пункту 29 Методических указаний от 19.10.2007 № 703 (действующих в спорный период) в разделе ПНООЛР «Предложения по лимитам на размещение отходов» приводятся обоснования и величины нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в табличном виде согласно образцу 2.19 Приложения 2. Для каждого вида отходов предусматривается отдельная строка таблицы.

В таблице 2.19, представленного заявителем ПНООЛР, в строке 36 указан вид отхода - отход химического происхождения (код 5000000000000) указаны сведения об отходе, годовой норматив образования отхода, информация о размещении отхода на собственном объекте размещения – сведения о наименовании и инвентаризационном номере объекта размещения. В отношении сведений о лимитах размещения заявителем сделана сноска в конец таблицы о наличии действующих лимитов.

Как усматривается из материалов дела, у ОАО «Волжский Оргсинтез» имеется лицензия серии ВЛГ № 10971 от 11.01.2001, выданная Министерством природных ресурсов Российской Федерации на срок до 15.01.2021 года на осуществление специального вида деятельности - захоронение жидких токсичных отходов в глубокие горизонты.

В соответствии с пунктом 6 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 (в редакции, действующей по состоянию на 11.01.2001- на дату выдачи лицензии серии ВЛГ № 10971) лимиты на размещение отходов в недрах утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации при выдаче лицензии на пользование недрами. Согласно пункту 12 названных Правил лимиты на размещение отходов для юридических лиц - пользователей недр - устанавливаются на срок действия лицензии на пользование недрами.

Лицензионным соглашением при выдаче лицензии на право пользования недрами был установлен лимит на размещение жидких токсичных отходов в объеме 1 460 тыс. куб.м в год. В последующем лимит был снижен: согласно пункту 3.2.4. Условий пользования недрами (приложения № 15 к лицензии ВЛГ № 10971 ЗГ) захоронение жидких отходов должно проводиться недропользователем в соответствии с технологическим проектом, в том числе, в части объемов закачки отходов. Корректировкой рабочего проекта, прошедшей государственную экспертизу, установлен лимит размещения жидких отходов в объеме 800 тыс. куб.м в год.

Согласно пункту 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предоставленные до дня вступления указанного Федерального закона (03.11.2011) лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению по истечении срока их действия.

Таким образом, у заявителя имеется действующая лицензия с установленными лимитами, в которой определен вид деятельности (захоронение жидкого отхода) и срок, который истекает - 15.01.2021.

Выводы о наличии необходимой действующей лицензии и лимитов на захоронение жидких отходов со сроком действия до 15.01.2021 года содержатся в судебных решениях по делам № А12-19786/13, № А12-18892/2013. Также указанными судебными актами установлено, что пруды-накопители являются составной частью полигона промышленной закачки жидких отходов; указанные пруды не являются объектами хранения жидких отходов; в деятельности ОАО «Волжский Оргсинтез» отсутствуют признаки деятельности по хранению отхода химического происхождения (код 5000000000000).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В пункте 1.7. мотивированного обоснования отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Управлением Росприроднадзора указано, что в приложении к ПНООЛР не в полном объеме представлены копии актов, заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период – год, согласно пункту 35 Методических указаний для использования, обезвреживания, хранения и захоронения; не представлены копии документов, документы, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектов, захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период; в договоре от 01.11.2013 № 20-023/13-14 (ООО «ЧОО «АБ») не прописана передача прав собственности на отходы арендатором, не указаны виды отходов с кодом по ФККО и объемы передаваемых в собственность отходов арендодателю. Отсутствуют отчетные документы, подтверждающие обязательства арендаторов самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (пункт 31 Методических указаний от 19.10.2009 № 703); копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов от хозяйствующего субъекта (арендатора) за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Судами установлено и подтверждается материалами дела, что заявителем представлен в Управление Росприроднадзора комплект обосновывающих документов для согласования нормативов образования отходов и получения лимитов на их размещение: заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в двух томах (на 3 018 л.); копия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности; копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов; платежное поручение; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; свидетельство о государственной перерегистрации.

Суд кассационной инстанции признает правомерными выводы судов  первой и апелляционной инстанций относительно отсутствия таких оснований, как недостоверность сведений в связи с незаверением (ненадлежащим заверением) приложенных документов, поскольку указанное нарушение могло быть устранено по правилам пункта 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 25.02.2010 № 50.

В отношении таких оснований отказа, как предоставление не в полном объеме копий актов о приеме-передаче отходов заявителем другим хозяйствующим субъектам за отчетный период, копий документов об использовании, обезвреживании и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период, кассационная коллегия принимает во внимание, что указанные акты, отчеты и иные документы предоставлены в Росприроднадзор заявителем согласно пункту 40 Методических указаний от 19.10.2007 № 703 в составе технического отчета о неизменности производственного процесса за 2013 год.

 В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг.

Управление Росприроднадзора также указывает на отсутствие в договорах с ООО «ЧОО «АБ» условия о передаче прав собственности на отходы, сведений о видах отходов с кодом ФККО и объемах, передаваемых в собственность отходов. Давая оценку данному доводу госоргана, суды обоснованно исходили из отсутствия в законодательстве обязательных требований к заключению договоров подряда, услуг и аренды в части определения права собственности на образующиеся у подрядчика, исполнителя и арендатора отходы. Заявитель и его контрагенты (в том, числе ООО «ЧОО «АБ») свободны в определении условий договоров и внесения в них изменений.

Проверка подрядных организаций и арендаторов на предмет установления нормативов, внесение платы за негативное воздействие, содержания отчетности находится в юрисдикции соответствующих органов, в том числе ответчика. При этом заявитель не вправе требовать названные документы с подрядных организаций, в связи с чем у него отсутствует возможность предоставления документов, связанных с обязательствами арендаторов и подрядчиков самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами.

Таким образом, суд находит необоснованным требование ответчика предоставить в составе ПНООЛР копии отчетных документов, подтверждающих обязательства арендаторов самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства установлено, что заявителем в 2013 году не осуществлялась деятельность по приему отходов от других хозяйствующих субъектов. Обратного Управлением Росприроднадзора не доказано. В связи с изложенным, является необоснованным довод госоргана о необходимости предоставления копий документов о передаче-приеме отходов от хозяйствующего субъекта (арендатора) за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно не принят довод Управления Росприроднадзора о том, что на момент рассмотрения ПНООЛР объекты размещения отходов, эксплуатируемые ПК «Альянс», ООО «Волга-Бизнес», ОАО «Каустик» не включены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов вступил в силу 01.08.2014 (пункт 3 Порядок ведения государственного кадастра отходов от 30.09.2011 № 792), то есть после оформления и передачи заявителем проекта на согласование (23.07.2014).

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «Волжский Оргсинтез», как установлено судами  первой и апелляционной инстанций, разработан в соответствии с действующими на момент представления заявителем ПНООЛР ответчику и рассмотрения ответчиком материалов ПНООЛР Методическими указаниями от 19.10.2007 № 703, предоставленные в Управление Росприроднадзора сведения и документы соответствуют Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 25.02.2010 № 50 (в редакции, действующей на момент представления заявителем ПНООЛР ответчику и рассмотрения ответчиком материалов ПНООЛР).

С учетом изложенного кассационная коллегия считает необходимым согласиться с выводом судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности Управлением Росприроднадзора наличия оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представленных заявителем.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу № А12-40004/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


Председательствующий судья                                                    Э.Г. Баширов


Судьи                                                                                          И.Ш. Закирова

                                                                                                      М.А. Савкина