АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-26182/2015
г. Казань Дело № А12-40661/2014
31 июля 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 29.12.2014 № 5-15,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.01.2015 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Веряскина С.Г.)
по делу №А12-40661/2014
по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения и предписания антимонопольного органа, заинтересованные лица: ФИО2, г. Волжский Волгоградской области, ФИО3, п. Третий Решающий Волгоградской области, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» в лице филиала «Волгоградэнерго» (далее – общество «МРСК Юга», общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 26.09.2014 по делу № 14-01-10-04/306.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа 26.09.2014 по делу № 14-01-10-04/306 действия общества «МРСК Юга», выразившиеся в нарушении срока технологического присоединения к электрическим сетям объекта (строительная площадка), расположенного по адресу: <...>, в соответствии с договором технологического присоединения от 11.04.2014 № 11602-13-00120597-2, заключенного с ФИО2, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).
На основании данного решения обществу выдано предписание от 26.09.2014 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления фактического технологического присоединения объекта.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество «МРСК Юга» обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что общество «МРСК Юга» предпринимало все зависящие меры, какие от него требовались по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения и заключенного договора.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Судами установлено, что заявитель занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих ему и расположенных на территории Волгоградской области.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 16 Правил № 861 предусмотрены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Срок осуществления работ, предусмотренный пунктом 16 Правил № 861, является существенным условием публичного договора по технологическому присоединению.
Между ФИО2 и обществом «МРСК Юга» заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 11.04.2013 № 11602-13-00120597-2.
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора составляет не более шести месяцев со дня заключения договора.
В течение установленного договором срока заявитель не выполнил все мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям объекта ФИО4, что послужило основанием для вынесения антимонопольным органом решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства.
Вместе с тем объекты электросетевого хозяйства, а именно, линия электропередачи с напряжением 10 кВ, принадлежащая обществу «МРСК Юга» и располагающаяся не далее 25 метров от границ земельных участков, отсутствовала.
Судами установлено, что в целях технологического присоединения участка ФИО2 требовалось строительство соответствующей линии электропередач с уровнем напряжения 10 кВ.
Для исполнения обязательств по договору технологического присоединения общество разработало и утвердило в пределах срока, установленного договором на технологическое присоединение, технические задания на выполнение проектной и рабочей документации от 22.04.2013 № 161-ТПП, от 03.10.2013 № 335-ТПП, от 03.10.2013 № 336-ТПП.
Кроме того, для исполнения договора технологического присоединения в пределах того же срока заявитель провел конкурс на право заключения договора на выполнение проектной и рабочей документации, строительно-монтажных, электромонтажных, пусконаладочных работ «под ключ» по объекту «Электроснабжение стройплощадки жилого дома, расположенной в <...>.
Победителем торгов было признано открытое акционерное общество «ЭНЕКС» (далее – общество «ЭНЕКС»). Результаты конкурса отражены в выписке из протокола от 09.08.2013 № 30.
29.08.2013 с обществом «ЭНЕКС» заключен договор на выполнение работ, направленных на обеспечение технологического присоединения заявителя к объектам филиала общества № 34001300001239. Срок выполнения работ по договору – в течение шести месяцев с момента заключения договора.
В мае 2013 года общество «МРСК Юга» направило в администрацию Среднеахтубинского муниципального района заявление о выдаче акта выбора земельного участка и предварительного согласования.
В июле 2013 года общество повторно направило в администрацию Среднеахтубинского муниципального района заявление о выдаче акта выбора земельного участка и предварительного согласования.
В целях исполнения обязательств по договору технологического присоединения после получения Акта выбора земельного участка и предварительного согласования новой трассы линейного объекта № 68 (в августе 2013 года), общество «МРСК Юга» выполнило согласования со всеми заинтересованными лицами.
В октябре 2013 года общество обратилось к главе Среднеахтубинского муниципального района с заявлением о выдаче постановления о предварительном согласовании места размещения объекта.
Администрация Среднеахутбинского муниципального района в письме от 22.10.2013 указала на необходимость проведения аукциона по предоставлению земельного участка для электроснабжения строительной площадки жилого дома.
Однако, в процессе разработки проектной документации, общество «МРСК Юга» столкнулось с проблемой отсутствия свободных земельных участков на территории п. Киляковка Среднеахтубинского района, которая обнаружилась на этапе публикации в печатном издании намерения заявителя арендовать согласованный в установленном порядке земельный участок под строительство воздушной линии (ВЛИ – 0,4 кВ). Сформированный градостроительной комиссией администрации единственно возможный земельный участок под размещение вышеуказанного линейного объекта, согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации, мог быть предоставлен обществу лишь по результатам проведения аукциона, так как в период публикации в администрацию Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области поступило заявление об испрашивании данного земельного участка третьим лицом.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что исполнить обязательства по технологическому присоединению объекта (строительная площадка), расположенного по адресу: <...>, во исполнение договора, заключенного с ФИО2, в предусмотренный шестимесячный срок не представлялось возможным по обстоятельствам, не зависящим от воли и действий общества «МРСК Юга».
При этом в обосновании своих выводов суды указали, что исполнение обязательств со стороны общества «МСРК Юга» было невозможно без проведения аукциона по предоставлению земельного участка для электроснабжения строительной площадки жилого дома. Проведение аукциона связано с действиями собственника земельного участка. Подготовка и организация аукциона, проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по правилам статей 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Таким образом, общество не могло исполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 11.04.2013 № 11602-13-00120597-2, заключенному между обществом «МРСК Юга» и ФИО2 по причине, не зависящей от общества.
Общество предпринимало все зависящие от него меры, какие от него требовалась по характеру обязательства, однако из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы установленные Правилами технологического присоединения. Обстоятельства длительности (либо невозможности) исполнения договора технологического присоединения выявляются только на стадии исполнения такого договора и не могли быть учтены при заключении договора и определении срока осуществления работ по технологическому присоединению.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.01.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по делу № А12-40661/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи М.В. Егорова
А.Н. Ольховиков