ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов
Дело №А12-4092/2018
10 августа 2018 года
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 мая 2018 года по делу № А12-4092/2018 (судья И.И. Маслова)
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
(ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации Волгограда (ИНН <***>, ОГРН <***>), общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Газ» (ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуального предпринимателя ФИО2 (г. Волгоград)
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:Администрации Волгограда – ФИО3 по доверенности от 02.08.2016 №05-ид/14
иные лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее -ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Департамента городского хозяйства администрации Волгограда (далее - Департамент) по прекращению действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 84 «Спартановка (Улица им. Кастерина) - ЖД Больница», свидетельства серии 342701 № 000165, без соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решением от 18 мая 2018 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-4092/2018 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 обратился в комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда с заявлением об изменении муниципального маршрута регулярных перевозок № 84 «Спартановка (Улица им. Кастерина) - ЖД Больница».
Распоряжением комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 12.04.2017 № 29-р «О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок» изменен муниципальный маршрут регулярных перевозок № 84 «Спартановка (Улица им. Кастерина) - ЖД Больница» (реестровый номер № 151), с прохождением по улицам Ейской и Пинской.
Пунктом 2 распоряжения внесен в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок маршрут № 84 «Спартановка (Улица им. Кастерина) - ЖД Больница» (реестровый номер 151/1) (порядковый номер № 188) с видом перевозок «по нерегулируемому тарифу», с порядком посадки и высадки «на установленных остановочных пунктах», с видом и классом транспортных средств «автобус малого класса», максимальным количеством транспортных средств - 30 единиц, уполномоченный перевозчик ИП ФИО1
Пунктом 3 распоряжения признана недействительной маршрутная документация муниципального маршрута № 84 «Спартановка (Улица им. Кастерина) - ЖД Больница» (реестровый номер 151).
Пунктом 4 распоряжения ИП ФИО1 поручено в течение 10 календарных дней представить в комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда маршрутную документацию, согласно требованиям от 31.12.2015 № 82-р «О ведении маршрутной документации», согласованную с уполномоченными органами, сведения о наличии подвижного состава на праве собственности или на ином законном основании для осуществления транспортного обслуживания населения на маршруте регулярных перевозок, в количестве, необходимом для исполнения проекта расписания движения и соответствующего виду перевозок, обеспечить ввод в эксплуатацию нового подвижного состава.
Пунктом 8 распоряжения ИП ФИО1 поручено до 16.04.2017 принять меры по информированию населения Волгограда об изменении маршрута регулярных перевозок № 84 и с 16.04.2017 открыть движение на маршруте регулярных перевозок № 84 «Спартановка (Улица им. Кастерина) - ЖД Больница» в соответствии с положениями настоящего распоряжения.
Вместе с тем, Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы, утвержденным постановлением Администрации Волгограда от 29.04.2016 № 610, принято решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок № 84.
Во исполнение данного постановления 26.09.2016 Комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда принято распоряжение № 99-р «Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок», которым отменен муниципальный маршрут регулярных перевозок № 84.
Решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 № 55/1587 реорганизован комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и комитет транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда в форме присоединения комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда. Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда переименован в Департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
13.11.2017 распоряжением Департамента № 720-р «Об отмене актов Комитета транспорта промышленности и связи администрации Волгограда и прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» (далее -Распоряжение Департамента от 13.11.2017 № 720-р) отменено распоряжение комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда № 29-р от 12.04.2017 «О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок» в связи несоответствием Федеральному закону от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ), постановлению Администрации Волгограда от 29.04.2016 № 610 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016 - 2020 годы»; прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 84 «Спартановка (Улица им. Кастерина) - ЖД Больница», свидетельство серии 342701 № 000165.
Не согласившись с указанными действиями Департамента городского хозяйства, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что Департамент городского хозяйства администрации Волгограда действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями Закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, Положения от 23.12.2015 № 38/1195, постановления Администрации Волгограда от 29.04.2016 № 610, прекращая действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 84, свидетельство серии 342701 № 000165.
Судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.
Статьей 12 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2015 N 38/1195 утверждено Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах в границах городского округа город-герой Волгоград (далее - Положение от 23.12.2015 N 38/1195).
Согласно пункту 1.3 вышеназванного Положения от 23.12.2015 N 38/1195 (в редакции от 29.06.2016) уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок в границах городского округа город-герой Волгоград является администрация Волгограда в лице комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда.
В соответствии с пунктом 2.21 указанного Положения об организации регулярных перевозок от 23.12.2015 N 38/1195, муниципальный маршрут регулярных перевозок отменяется уполномоченным органом, в случае если документом планирования регулярных перевозок, утвержденным постановлением администрации Волгограда, предусматривается отмена муниципального маршрута регулярных перевозок.
Документом планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020 годы, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 принято решение об отмене муниципального маршрута регулярных перевозок N 84.
Решением Центрального районного суда Волгограда от 13.09.2016 N 2а-8097/2016, оставленным без изменения апелляционным определением Волгоградского областного суда от 30.03.2017, отказано в признании несоответствующим действующему законодательству и недействующим постановления администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгограда на 2016-2020 годы".
Во исполнение данного постановления администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 Комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда принято распоряжение от 26.09.2016 N 99-р, в соответствии с которым отменен муниципальный маршрут регулярных перевозок N 84.
Пунктом 2.1. Положения об организации регулярных от 23.12.2015 N 38/1195 установлено, что основанием для изменения муниципального маршрута регулярных перевозок является данные пассажиропотоков, полученные при обследовании, введении в эксплуатацию новых жилых зон и массивов или их сносе, изменении дорожной и градостроительной ситуации, создании либо ликвидации крупных предприятий торговли, медицинских учреждений, спортивных объектов, баз отдыха и иных социально значимых объектов, а также на основании решения, предусмотренного документом планирования регулярных перевозок.
Инициатором внесения изменений в муниципальные маршруты выступают юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, инициатор представляет в уполномоченный орган заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные пунктами 2.4 и 2.5 Положения (пункт 2.3 Положения от 23.12.2015 N 38/1195).
Согласно пункту 2.10 Положения от 23.12.2015 N 38/1195 уполномоченный орган проводит проверку представленных документов на их соответствие документу планирования регулярных перевозок, полноты и достоверности сведений, содержащихся в них, а также проводит оценку соответствия муниципального маршрута регулярных перевозок требованиям безопасности дорожного движения.
В постановление Администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610 и распоряжение Комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р, которыми предусмотрена отмена муниципального маршрута регулярных перевозок N 84, изменения в части исключения из числа отмененного муниципального маршрута N 84 не вносились.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, в нарушение порядка, установленного частями 2 и 4 статьи 19, статьей 21-24 Закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, без проведения открытого конкурса распоряжением комитета было выдано свидетельство об организации регулярных перевозок по отмененному муниципальному маршруту № 84 со сроком действия до апреля 2022 года, свидетельство серии 342701 № 000165.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 29 Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого распоряжения) уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства при вступлении в силу решения об отмене маршрута регулярных перевозок.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действие свидетельства об осуществлении перевозок может быть осуществлено только в судебном порядке, судебная коллегия апелляционной инстанции считает необоснованным.
Учитывая, что Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020 годы, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610, распоряжение Комитета транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда от 26.09.2016 N 99-р "Об отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок" не отменены и не оспорены в установленном законом порядке, Департамент городского хозяйства администрации Волгограда правомерно прекратил действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 84.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае изначального принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством. При этом в нем должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
Основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что прекращая действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 84, руководитель Департамента городского хозяйства администрации Волгограда действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Распоряжение Департамента от 13.11.2017 N 720-р в оспариваемой части соответствует требованиям Закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ, Положению от 23.12.2015 N 38/1195, Документу планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе город-герой Волгоград на 2016-2020 годы, утвержденному постановлением администрации Волгограда от 29.04.2016 N 610.
Вывод суда первой инстанции не противоречит правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 и состоящей в том, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Из смысла данной нормы следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В данном случае, судами установлено, что маршрут N 84 "Спартановка (улица им. Кастерина) – ЖД Больница" отменен.
При таких обстоятельствах, удовлетворение требований заявителя в любом случае не приведет к восстановлению оспариваемых прав ИП ФИО1
При указанных обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно отказано предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пришел к выводу, что они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 мая 2018 года по делу № А12-4092/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Кузьмичев
Судьи Ю.А. Комнатная
А.В. Смирников