ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-4583/2021 от 10.02.2022 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-14873/2022

г. Казань Дело № А12-4583/2021

16 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,

судей Хакимова И.А., Хабибуллина Л.Ф.,

в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021

по делу № А12-4583/2021

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами Волгоград» (ОГРН 1103458000337, ИНН 3426013572) о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» (далее – ООО «Управление отходами - Волгоград», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям (далее – Управление, административный орган) от 04.12.2020 № 17/32-2020-Э.

При рассмотрении заявленных требований наименование общества с ограниченной ответственностью «Управление отходами - Волгоград» изменено на общество с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград».

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.07.2021 по делу № А12-4583/2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.

В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.

В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассматривается в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, Управлением в рамках производств по делам об административным правонарушениях установлены факты несоблюдения ООО «Управление отходами-Волгоград» требований законодательства в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов производства и потребления (твердыми коммунальными отходами).

Административным органом в отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» составлен протокол об административном правонарушении от 18.11.2020 № 17/32-2020-Э, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям от 04.12.2020 № 17/32-2020-Э общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Кроме того, Управлением ООО «Управление отходами-Волгоград» выдано предписание от 04.12.2020 № 17/32-2020-Э, в котором указано об осуществлении обществом деятельности по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов с отклонениями от территориальной схемы, выразившимся в осуществлении деятельности по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов на «площадке временного накопления (перегрузке) ТКО», расположенной в Николаевском районе на земельном участке с кадастровым номером 34:18:140302:385, находящемся по адресу: Волгоградская область, г. Николаевск, ул. 13-я Гвардейская дивизия, 125А, на землях населённых пунктов, которая не включена в Территориальную схему и не введена в эксплуатацию, что является нарушением частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7), части 2 статьи 11, частей 1, 2, 10 статьи 24.6, статьи 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89), пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641».

Установлен срок устранения нарушения – 03.03.2021.

Не согласившись с вышеназванным предписанием Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушающим права общества в сфере предпринимательской деятельности, при этом руководствовались следующим.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 (далее - Положение).

В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно пункту 5.1.3 Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, включающий в себя государственный надзор в области обращения с отходами.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 6.6 Положения).

На основании абзаца 4 пункта 1 статьи 66 Федерального закона № 7-ФЗ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Согласно подпункту 3 пункта 1 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, утвержденного Приказом от 27.08.2019 № 492, Управление осуществляет, в том числе, полномочия по государственному надзору в области обращения с отходами.

С учетом изложенного суды признали, что оспариваемое предписание вынесено Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Судами установлено, что основным видом деятельности ООО «Управление отходами – Волгоград» является сбор отходов. По результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) с ООО «Управление отходами – Волгоград» 06.08.2018 оформлено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО (далее - соглашение).

ООО «Управление отходами – Волгоград» с 01.01.2019 приступило к осуществлению обязанностей в сфере обращения с ТКО на территории Волгоградской области. По условиям соглашения региональный оператор должен обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 30.05.2020 № 927-ОД утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Волгоградской области (далее - территориальная схема), в которой предусмотрено наличие на территории Волгоградской области 31-й площадки временного накопления (перегрузок).

Территориальная схема предусматривает комплексную обработку и утилизацию отходов, обеспечивающую минимальный объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственных оборот. Согласно утвержденной территориальной схеме к местам накопления отходов, рассматриваемым в территориальной схеме, относятся в том числе, площадки временного накопления ТКО (далее - ПВН).

Статьей 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования к территориальной схеме обращения с отходами, разрабатываемой и утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования и включающей в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

В соответствии с частью 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Разделом 8.2 Территориальной схемы предусмотрена существующая схема потоков ТКО (от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов).

С целью построения наиболее эффективной схемы потоков ТКО, Территориальной схемой (раздел 8, подраздел 8.2) предлагается предусмотреть на территории Волгоградской области использование надлежащим образом обустроенных площадок временного накопления (перегрузок) для организации двухэтапной системы транспортирования ТКО.

По данным администрации Николаевского муниципального района Волгоградской области от 25.06.2020 № 1192/01-16, на земельном участке с координатами 50.007670, 45.456290 с кадастровым номером 34:18:140302:385 площадью 23033 кв.м, расположенного по адресу: Волгоградская обл., г. Николаевск, ул. 13-я Гвардейская дивизия, 125А, организована площадка временного накопления (перегрузки) ТКО.

Площадку временного накопления ТКО эксплуатирует ООО «СтандартПром» для размещения пункта приема вторичного сырья.

Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.

По представленным ООО «Управление отходами - Волгоград» данным организована и используется, в том числе, ПВН в Николаевском районе Волгоградской области по адресу: Волгоградская обл., Николаевский p-он, г. Николаевск, ул. 13я Гвардейская, 129 (50.00713,45.455314).

По результатам рейдового обследования, проведенного 23.06.2020 на предмет соблюдения природоохранного законодательства, результаты которого отражены в акте от 23.06.2020 № 853/2020, установлено, что площадка временного накопления расположена на территории промплощадки ООО «СтандартПром» (пункт приема вторсырья), на земельномучастке с географическими координатами 50.007933, 45.456278. Площадка имеет твердое покрытие. Ограждение и границы площадки не установлены. На площадке находятся два большегрузных контейнера для ТКО, контейнеры наполнены. Отходы расположены на площадке возле контейнеров навалом 30x10x3 м. На момент осмотра в 11 ч. 20 мин. на площадке находился мусоровоз с гос. номером 406СВ134 и фронтальный погрузчик.

Проведенным в рамках административного расследования осмотром (протокол осмотра от 27.08.2020 № 17/32-2020-Э) установлено, что площадка временно накопления (перегрузки) ТКО расположена в г. Николаевске Волгоградской области на территории промплощадки ООО «СтандартПром», являющегося правообладателем данного земельного участка.

Площадка ТКО имеет кадастровый номер 34:18:140302:385 и географические координаты 50.007883, 45.456248. Территория площадки имеет покрытие из бетонных плит, обваловку с 2-х сторон.

Ограждение из металлической сетки установлено с 3-х сторон площадки. На момент осмотра на площадке установлены 2 контейнера «мультилифт», фронтальный погрузчик осуществляет погрузку ТКО с площадки в контейнер. Отходы на площадке складированы навалом 7,5x5 м, высота бурта отходов около 1,5 м.

Согласно публичной кадастровой карте, а также данным «Яндекс. Карты» земельный участок с координатами 50.00713,45.455314 (данные Территориальной схемы, по данным ООО «Управление отходами - Волгоград»), имеет кадастровый номер 34:18:140302:386 и расположен по адресу: Волгоградская обл., Николаевский p-он, г. Николаевск, ул. 13я Гвардейская, 129. Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.

Также в рамках административного расследования, проведены лабораторные исследования на территории земельного участка, выделенного под эксплуатацию площадки временного накопления ТКО с кадастровым номером 34:18:140302:385.

Согласно заключению эксперта по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 14.09.2020 № 89 установлено, что отходы, отобранные на данном земельном участке, по результатам биотестирования отнесены к IV классу опасности.

Суды учитывали изложенное и признали, что ООО «Управление отходами-Волгоград» фактически осуществляет деятельность по сбору и накоплению ТКО по адресу: Волгоградская область, г. Николаевск, ул. 13-я Гвардейская дивизия, 125А, на земельном участке с кадастровым номером 34:18:140302:385. В нарушение требований действующего законодательства осуществляется деятельность по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов на площадке временного накопления (перегрузке) ТКО, которая не включена в Территориальную схему, не защищена от атмосферных осадков, по периметру которой отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что приводит к нарушению требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, и несет непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека, таких как, части 1, 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ, части 2 статьи 1, части 1, 2, 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ.

Вышеназванные действия ООО «Управление отходами – Волгоград» послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Решением Волгоградского областного суда от 13.05.2021 по делу № 07р-312/2021 и решением судьи Светлоярского районного суда Волгоградской области от 17.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Управление отходами-Волгоград» постановление от 04.12.2020 № 17/32-2020-Э оставлено без изменения.

Таким образом решениями суда общей юрисдикции обществу отказано в признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ по факту того же нарушения и тех же норм в области природоохранного законодательства, которые приведены в оспариваемом в рамках настоящего дела предписании.

Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Судами общей юрисдикции при рассмотрении дела об административном правонарушении установлен факт совершения ООО «Управление отходами – Волгоград» вменяемого правонарушения.

Поскольку административным органом доказано совершение ООО «Управление отходами – Волгоград» нарушений в области природоохранного законодательства, ответственность за совершении которых предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, и оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность обеспечить осуществление деятельности по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов без отклонения от территориальной схемы, суды пришли к выводу о том, что предписание Управления Росприроднадзора от 04.12.2020 № 17/32-2020-Э является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества.

Доводы заявителя о неисполнимости предписания исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.

Как указали суды, предписание не содержит неясностей к исполнению, оно содержит формулировки нарушений, ссылки на соответствующие нормы, позволяющие устранить указанное нарушение. Юридическое лицо самостоятельно определяет способ устранения нарушений, орган надзора не вправе указывать на конкретный способ устранения выявленного нарушения. Препятствий к исполнению предписания суды первой и апелляционной инстанции не усмотрели. Предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.

Кассационная коллегия соглашается с выводами судов и признает, что все существенные обстоятельства дела установлены судами, всем доказательствам и доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и действующим законодательством, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которым дана надлежащая полная правовая оценка судом апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции соглашается.

При принятии кассационной жалобы к производству определением суда от 19.01.2022 заявителю кассационной жалобы было предложено представить в суд кассационной инстанции ко дню рассмотрения кассационной жалобы доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке и размере. Поскольку данные доказательства представлены не были, государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета с заявителя кассационной жалобы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.

Таким образом, с общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1500 руб. за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.07.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2021 по делу № А12-4583/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик - Волгоград» в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей.

Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист в соответствии с настоящим постановлением.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.Н. Ольховиков

Судьи И.А. Хакимов

Л.Ф. Хабибуллин