АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-11192/2021
г. Казань Дело № А12-4875/2021
07 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Кормакова Г.А., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью «Центр Диализа Астрахань» – ФИО1, доверенность от 13.05.2021,
Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области» – ФИО2, доверенность от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобугосударственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021
по делу №А12-4875/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр Диализа Астрахань» (414057, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области» (400005, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативных правовых актов
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Центр Диализа Астрахань» (далее – ООО «Центр Диализа Астрахань», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительными (незаконными) акта проверки использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) ООО «Центр Диализа Астрахань» от 23.11.2020 № 36 в части требования возвратить в бюджет государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области» (далее - ТФОМС Волгоградской области, Фонд) средства, полученные ОМС ООО «Центр Диализа Астрахань» на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению за период с 01.04.2018 по 30.06.2020, в сумме 16 124 919,39 руб., требования об оплате от 20.01.2021 № 06-18/20, требования об оплате от 03.02.2021 № 06-18/37, требования об оплате от 04.03.2021 № 06-11/58.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 решение Арбитражного суда Волгоградской области оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении требований общества отказать.
Как указал Фонд, в связи с непредставлением документов, подтверждающих законность расходования средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) в размере 16 124 919,39 руб. в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи, денежные средства, направленные на погашение долговых обязательств медицинской организацией по договорам займа и процентов по договорам займа в размере 16 124 919,39 руб., отнесены ТФОМС к нецелевому использованию.
Представитель ТФОМС Волгоградской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель общества в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 29.08.2014 ООО «Центр Диализа Астрахань» в ТФОМС Волгоградской области подано уведомление об осуществлении деятельности в сфере ОМС Волгоградской области с приложением лицензии от 25.04.2012 № Л0-30-01-000548, выданной Министерством здравоохранения Астраханской области на осуществлении медицинской деятельности по адресу: 414024, <...>, литер А.
В ходе проверки в период с 15.10.2020 по 23.11.2020 проверяющими установлено нецелевое использование средств ОМС в размере 16 124 919,39 руб., из которых: 13 125 195,49 руб. направлены медицинской организацией на платежи по договору займа от 29.08.2014 № 29.08/01, заключённому ООО «Центр Диализа Астрахань» до начала осуществления им деятельности в сфере ОМС Волгоградской области в 2015 году; 2 999 723,90 руб. направлены медицинской организацией на погашение процентов по договорам займа от 29.08.2014 № 29.08/01 и от 24.12.2015 № R3-R6/2015-02.
По результатам проверки составлен акт от 23.11.2020 № 36, в котором сделан вывод о нецелевом использовании обществом средств ОМС в общей сумме 16 124 919,39 руб., а также на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) на общество наложен штраф в сумме 1 612 491,93 руб.
Посчитав акт проверки и требование об уплате нецелевого использования средств ОМС незаконными, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из отсутствия факта нецелевого использования обществом средств ОМС. Все затраты, произведённые обществом в спорный период, были осуществлены на организацию оказания медицинской помощи в системе ОМС Волгоградской области. Без несения спорных затрат общество не реализовало бы право застрахованных лиц на получение гарантированной бесплатной помощи.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, основанными на правильном применении норм права в силу следующего.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" (далее - Закон об ОМС) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определённые законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утверждёнными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 147 БК РФ).
В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Закона об ОМС медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
Частью 5 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 38 Закона об ОМС по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счёт целевых средств. Указанный договор заключается между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона об ОМС, медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключённых договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Фондом выявлено, что за проверяемый период времени за счёт территориальной программы ОМС произведены выплаты на погашение долга и процентов по договорам процентного займа от 29.08.2014 № 29.08/01 и от 24.12.2015 № R3-R6/2015-02. В соответствии с договорами займа займы предоставлялись обществу для пополнения оборотных средств ООО «Центр Диализа Астрахань» (заёмщика).
Фонд признал такое использование средств ОМС нецелевым, поскольку возмещение расходов на уплату медицинской организацией за счёт средств ОМС задолженности и процентов за пользование заёмными денежными средствами по договору займа не предусмотрено Законом об ОМС. В тариф на оказание медицинской помощи возмещение таких расходов также не включено.
Статьёй 30 Закона об ОМС определено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчёта тарифов на оплату медицинской помощи, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе Правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи должны устанавливаться соглашением между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Федерального закона № 326-ФЗ).
Как указано в пункте 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н (далее - Правила ОМС), в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе её предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Пункт 158.1 Правил ОМС определяет состав затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), который включает следующие: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию оборудования, используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие затраты: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закреплённого за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретённым медицинской организацией за счёт средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)); затраты на амортизацию оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 158.3 Правил ОМС).
Исходя из изложенного, перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС является открытым (так как перечисленные расходы содержат указание на включение «прочих расходов» без конкретизации вида таких расходов), при этом единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи.
Судами установлено, что договоры займа заключались обществом на пополнение оборотных средств - на текущие нужды, связанные с организацией и процессом оказания медицинской помощи по направлению деятельности, которые необходимы были до получения возмещения затрат из бюджета. Имеющиеся в материалах дела счета, на оплату которых направлялись заёмные средства, свидетельствуют о расходовании средств именно на нужды, связанные с организацией и процессом оказания медицинской помощи.
Суды указали, что возврат заемных денежных средств также не свидетельствует о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, поскольку данный вопрос находится в исключительной компетенции субъекта предпринимательской деятельности.
При этом, нормы законодательства, регулирующие отношения в системе обязательного медицинского страхования, не содержат запрета на привлечение медицинскими организациями заёмных денежных средств в целях оказаниямедицинских услуг; размер процентов, установленных договорами займа, не только не превышает средний размер процентов по банковским кредитам, но и составляет значительно меньшую величину.
В данном случае все затраты, произведённые обществом в спорный период, были осуществлены на организацию оказания медицинской помощи в системе ОМС Волгоградской области, иная деятельность обществом не осуществлялась. Без несения спорных затрат общество не реализовало бы право застрахованных лиц на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о том, что требования фонда являются недействительными.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.08.2016 № 306-КГ16-10953.
Кассационная инстанция признает выводы судов предыдущих инстанций соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судебной коллегией, поскольку повторяют доводы -ТФОМС Волгоградской области, заявленные в судах первой и апелляционной инстанций, выражают лишь несогласие с выводами судов, и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Указанные доводы по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами предыдущих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А12-4875/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья И.Ш. Закирова
Судьи Г.А. Кормаков
С.В. Мосунов