АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-12701/2023
г. Казань Дело № А12-5461/2023
18 января 2024 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хисамова А.Х.,
судей Махмутовой Г.Н., Бубновой Е.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства»
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023
по делу № А12-5461/2023
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН <***>; ОГРН <***>) к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Управление капитального строительства» (ИНН <***>; ОГРН <***>) о взыскании задолженности за поставленный природный газ, третье лицо: Комитет строительства Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Управление капитального строительства» (далее – ГКУ «УКС», ответчик) о взыскании 314 391,36 руб. задолженности за поставленный природный газ в декабре 2022 г., 20 314,52 руб. пени за просрочку исполнения денежного обязательства по оплате поставленного природного газа.
Ответчик признал исковые требования в части взыскания основного долга в сумме 59 757 руб. 84 коп. согласно заявлению от 03.08.2023 и представленному контррасчету.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2023, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023, принято признание иска ответчиком в части взыскания основного долга в сумме 59 757 руб. 84 коп.
С ответчика в пользу истца взыскано 314 391,36 руб. основного долга; 20 314,52 руб. пени, 8087 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ГКУ «УКС» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что судами не дана оценка доводам ответчика о наличии заключенных между истцом и нанимателями жилых помещений прямых договоров на поставку газа и неправомерности их расторжения в одностороннем порядке с января 2022 г. Кроме того, неустойка не подлежала взысканию, поскольку просрочка исполнения обязательства по оплате начисленной задолженности за декабрь 2022 г. возникла, в том числе, по вине истца, своевременно не представившего подробный расчет задолженности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, между ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» (поставщик) и ГКУ «УКС» (абонент) заключен государственный контракт поставки газа от 01.01.2022 № 09-5-64286/22 с учетом протокола разногласий и извещения поставщика от 17.02.2022 № ИСХ-0018307/12 о результатах рассмотрения протокола разногласий, согласно которому наименование контракта, преамбула контракта, абзац 11 пункта 1.3, пункты 3.2.9, 6.7, а также реквизиты абонента приняты в редакции протокола разногласий, в остальной части контракт действует в редакции ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
Доказательств обращения абонента за урегулированием указанных разногласий в установленном законом порядке суду не представлено.
Принимая во внимание не урегулирование в порядке, установленном пунктом 11 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением от 05.02.1998 № 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» (далее – Правила № 162), ответчиком возникших между сторонами разногласий по условиям контракта, договор считается заключенным в редакции истца и подлежал исполнению.
С учетом пункта 7.2 контракта датой начала поставки поставщиком газа абоненту считается 01.01.2022. В силу пункта 7.3 контракта он считается заключенным по 31.12.2022 и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта им определены условия поставки поставщиком газа абоненту в целях предоставления абонентом коммунальной услуги потребителям.
Пунктом 2.3 контракта определено наименование объектов газоснабжения на дату начала поставки газа поставщиком абоненту (161 квартира (жилые помещения), находящиеся в управлении ответчика.
Пунктом 4.2. контракта определено, что при наличии прибора учета газа количество подаваемого газа (объем) определяется в соответствии с действующими стандартными и нормативными документами, а также требованиями технической документации на приборы учета газа. При неисправности или отсутствии прибора учета газа поставщика количество поставляемого газа определяется по данным прибора учета газа абонента.
В соответствии с пунктом 5.1 контракта оплата потребленного газа производится абонентом по розничным ценам, тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 5.2 контракта фактически потребленный абонентом газ оплачивается в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Предметом спора в части основного долга является взыскание задолженности в сумме 314 391,36 руб. за декабрь 2022 г.
После соблюдения претензионного порядка истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Арбитражный суд Волгоградской области, руководствуясь статьями 329, 332, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), оценив в порядке статей 67, 68, 71 АПК РФ фактические обстоятельства дела, представленные сторонами в материалы дела доказательства, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по оплате поставленного истцом природного газа, пришел к выводу о том, что обязанность по оплате потребленного в спорный период (декабрь 2022 г.) нанимателями природного газа лежит на ответчике, как уполномоченном в силу закона лице на распоряжение спорными квартирами, которому, в свою очередь, наниматели оплачивают потребленными ими коммунальные ресурсы.
По мнению ответчика, по спорным жилым помещениям абонентом по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд следует определять именно нанимателей жилого помещения государственного жилищного фонда, использующих жилое помещение для личных бытовых нужд. Ответчик является потребителем газа только в отношении незаселенных нанимателями квартир; между истцом и нанимателями жилых помещений имелись прямые договоры на поставку газа, неправомерно расторгнутые в одностороннем порядке с января 2022 г.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются нормами Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Закон о газоснабжении), принятых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований, положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ, общими положениями об обязательствах и сделках, а также условиями заключенного сторонами контракта.
Исходя из статьи 2 Закона о газоснабжении, поставщиком (газоснабжающей организацией) является собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам; потребителем газа – лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Согласно статье 18 Закона о газоснабжении, поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствие со статьей 210 ГК РФ, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и его назначением. Право оперативного управления, предоставляя его субъектам правомочия но владению и пользованию имуществом, также возлагает на них обязанности по его содержанию и оплате коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанная норма, в частности, предусматривает перечень лиц, имеющих обязательства по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и момент возникновения данных обязательств применительно к моменту возникновения соответствующего права на жилое помещение.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (часть 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частями 7.5, 8 статьи 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД) и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации. Собственники помещений в МКД, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2020 № 606-О, норма части 9 статьи 157.2 ЖК РФ, распространяющая действие положений статьи 157.2 ЖК РФ на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 данного Кодекса, и регулирующая, в частности, порядок предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией в случае непосредственного управления МКД собственниками помещений в МКД и в случае, если собственниками помещений в МКД не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, направлена на обеспечение предоставления коммунальных услуг указанным в ней лицам, не регулирует предоставление коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Как установлено судами, жилые помещения, на нужды которых был использован спорный ресурс, относятся к переданному ГКУ «УКС» на праве оперативного управления специализированному жилому фонду Волгоградской области для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлялись по договорам найма специализированных жилых помещений.
Раздел IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК РФ определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).
В силу пункта 8 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 (далее – Правила № 42).
Пунктом 3 Правил № 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество. Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.
Части 1 и 3 статьи 100 ЖК РФ определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Пунктом 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) установлено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, – для нанимателя жилого помещения по такому договору.
Согласно пункту 12 Правил № 354 собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.
В соответствии с Уставом ГКУ «УКС» является государственным казенным учреждением, осуществляющим государственные полномочия и функции Министерства строительства Волгоградской области в сфере строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов для государственных нужд Волгоградской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (пункт 1.1 Устава ГКУ «УКС»).
В соответствии с пунктом 2.4.2 Устава ГКУ «УКС» учреждение выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области; принятия решений по разрешению регистрации граждан специализированном жилищном фонде Волгоградской области; заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилого фонда Волгоградской области.
Реализуя указанные полномочия, ответчиком по ряду объектов заключены договоры найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, по условиям которых спорные объекты переданы во владение и пользование для временного проживания в нем.
Условиями договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда определено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у него с момента заключения договора. Наймодатель, в свою очередь, обязан обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 7.6 договора), а также вправе требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (пункт 11.1 договора).
Таким образом, в данном случае лица, уполномоченные на распоряжение спорными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, которым наниматели оплачивают потребленные им коммунальные ресурсы, в отношении с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» являются абонентами (покупателями), т.е. лицами, обязанными оплатить природный газ, поставленные в данные квартиры.
С учетом изложенного, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по оплате потребленного в спорный период (декабрь 2022 года) нанимателями природного газа лежит на ответчике, как уполномоченном в силу закона, лице на распоряжение спорными квартирами, которому, в свою очередь, наниматели оплачивают потребленными ими коммунальные ресурсы.
Определением Верховного Суда РФ от 04.03.2022 № 306-ЭС21-6548(3) по аналогичному делу № А12-10920/2020 отказано ГКУ «УКС» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Ссылка ответчика на заключение нанимателями жилых помещений прямых договоров с поставщиком газа, а также ссылка на практику вынесения судами общей юрисдикции решений о понуждении ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» к заключению прямых договоров, обоснованно отклонена судами, поскольку спорные помещения относятся к специализированному жилищному фонду, в связи с чем заключение указанных договоров возможно только с собственником помещений данного жилищного фонда, а не с нанимателями.
Как установлено судами, в спорный период договоры газоснабжения нанимателями жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией заключены не были, ресурсоснабжающая организация в спорный период не производила начислений нанимателям, что подтверждается соответствующими справками по начислениям.
Начисления за потребленный природный газ по указанным в контракте адресам: дома 2, 4, 6, 7Б по ул. Грибанова и дома 1, 3, 5 по ул. Солнечникова произведены за исковой период только ГКУ «УКС».
Факт поставки природного газа в декабре 2022 г. подтверждается имеющимся в материалах дела счетом-фактурой (универсальным передаточным документом).
Расчет исковых требований проверен судами и признан правильным.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ доказательств погашения задолженности в размере 314 391,36 руб., а равно доказательств наличия долга в ином (меньшем) размере, ответчиком не представлено, в связи с чем исковые требования о взыскании задолженности за поставленный в декабре 2022 г. газ правомерно удовлетворены.
Истец также начислил ответчику пени, предусмотренные абзацем 5 статьи 25 Закона о газоснабжении, в размере 20 314,52 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 ГК РФ).
Согласно абзацу 5 статьи 25 Закона о газоснабжении собственники и иные законные владельцы помещений в МКД и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа, потребляемого ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
В силу части 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет истца судом проверен и признан правильным.
Материалами дела доказан факт просрочки оплата переданного в исковой период газа, в связи с чем требования истца о взыскании законной неустойки также правомерно удовлетворены.
При этом суды не усмотрели оснований для удовлетворения ходатайства ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ и снижении размера неустойки.
Доводы ответчика о том, что неустойка не подлежит взысканию, поскольку просрочка исполнения обязательства по оплате начисленной задолженности за декабрь 2022 г. возникла, в том числе, по вине истца, не представившего подробный расчет задолженности по каждому адресу, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Обязанность по оплате потребленного ресурса возникает у ответчика в силу закона и условий договора и не может быть поставлена в зависимость от получения абонентом платежных документов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.09.2023 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 по делу № А12-5461/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.Х. Хисамов
Судьи Г.Н. Махмутова
Е.Н. Бубнова