ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-66304/16 от 18.07.2017 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-22727/2017

г. Казань                                                 Дело № А12-66304/2016

25 июля 2017 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Баширова Э.Г.,

судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Габитовой Э.И.

при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 01.02.2017 № 372),

ответчика – ФИО2 (доверенность от 30.09.2016 № 34/2016-02),

третьего лица – ФИО3 (служебное удостоверение ТО № 183721),

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области

по решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2017 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 (председательствующий судья Кузьмичев С.А.,  судьи Землянникова В.В.,  Смирников А.В.)

по делу № А12-66304/2016

по заявлению администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, администрации Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании решения и действий незаконными, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области (далее – Росреестр, административный орган, орган кадастрового учета), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управление Росреестра по Волгоградской области), администрации Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения административного органа об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах населенного пункта поселок Киляковка, расположенного в границах Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, о признании незаконными действий администрации Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по подаче заявления об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах населенного пункта поселок Киляковка, расположенного в границах Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2017 по делу №А12-66304/2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017,  требования администрации удовлетворены, решение административного органа об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах населенного пункта поселок Киляковка, расположенного в границах Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, и действия администрации Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по подаче заявления об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах населенного пункта поселок Киляковка признаны незаконными. В порядке восстановления нарушенного права заявителя суд обязал Росреестр и Управление Росреестра по Волгоградской области восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах населенного пункта поселок Киляковка, расположенного в границах Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Росреестр и Управление Росреестра по Волгоградской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых, ссылаясь на нарушение судами нижестоящих инстанций норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований администрации отказать в полном объеме.

В предоставленных отзывах на кассационные жалобы  администрация и Прокуратура Среднеахтубинского района, полагая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а также, указав, что доводы заявителей кассационных жалоб направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций, просят оставить их без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

В соответствии со статьей 153¹ Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной судом Волгоградской  области.

Представитель административного органа, явившийся в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты.

Представитель администрации, явившийся в судебное заседание, с доводами кассационных жалоб не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Представитель Прокуратуры Среднеахтубинского района, явившийся в судебное заседание, с доводами кассационных жалоб также не согласился, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на нее, выслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия установила следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 23.09.2014 на основании предоставленных администрацией Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области документов (электронных документов карт (планов) объектов землеустройства от 05.06.2014 № 14-28/4, 14-28/5, 14-28/6, 14-28/7 и решения сельской Думы Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 13.02.2013 № 52/175 «Об утверждении генерального плана Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области об установлении границ населенных пунктов в его составе») в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о границах населенных пунктов хутора Тутов, хутора Новенький, поселка Колхозная Ахтуба и поселка Киляковка Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, вследствие чего населенному пункту - поселок КиляковкАхтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, присвоен учетный номер в ГКН-5614852.

15.09.2016 в орган кадастрового учета поступило письмо администрации Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 08.08.2016 № 664 об исключении сведений из государственного кадастра недвижимости о границах поселений Ахтубинского сельского поселения.

К указанному письму были приложены в электронном виде в XML формате: решение сельской думы Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 07.11.2015 № 16/39 «Об отмене решения сельской Думы Ахтубинского сельского поселения от 13.02.2013 № 52/175 «Об утверждении генерального плана Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области», протест прокуратуры Среднеахтубинского района Волгоградской области от 23.09.2015 № 7.49.2015 на решение сельской Думы Ахтубинского сельского поселения от 13.02.2013 № 52/175, а также решение сельской думы Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 15.04.2016 № 25/76 «О досрочном прекращении полномочий главы Ахтубинского сельского поселения.

26.09.2016 на основании вышеуказанных документов органом кадастрового учета было принято решение об исключении сведений о границах населенного пункта поселок Киляковка, расположенного в границах Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципальною района, из государственного кадастра недвижимости.

Администрация, полагая, что данное решение принято с нарушением требований действующего законодательства, обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах населенного пункта поселок Киляковка, расположенного в границах Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, и нарушения оспариваемым решением прав администрации.

Суд кассационной инстанции также не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.

Согласно статье 2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ (далее – Закон № 221-ФЗ), действовавшим на момент принятия спорного решения, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В соответствии со статьей 16 вышеназванного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, II - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно статье 20 Закона № 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2-6 настоящей статьи лица или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указания федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон № 131-ФЗ) (действовавшей на момент принятия оспариваемого решения), утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставом сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением.

Согласно статье 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» за сельскими поселениями в Волгоградской области до 01.01.2016 были закреплены вопросы местного значения, в том числе предусмотренные пунктами 20, 22, 23, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37 и 38 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, то есть с 01.01.2016 полномочия по утверждению генеральных планов поселений, внесению в них изменений в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ относятся к компетенции муниципального района.

В соответствии со статьей 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района также относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; организация в соответствии с Законом № 221-ФЗ выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

С учетом изложенного следует, что полномочия в сфере градостроительной деятельности, в том числе по направлению заявлений об учете, изменении объекта недвижимости и внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, относятся к компетенции органа местного самоуправления Среднеахтубинского муниципального района.

Суды нижестоящих инстанций также обоснованно указали на значительный разрыв во времени в указанных событиях.

Так, решение сельской Думы Ахтубинского сельского поселения об отмене генерального плана было принято 07.11.2015, с заявлением о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости администрация Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области обратилась лишь в сентябре 2016 года. При этом изменения в законодательстве произошли с 01 января 2016 года, то есть администрация Ахтубинского сельского поселения на момент обращения с соответствующим заявлением являлась неуполномоченным органом по направлению данного заявления.

При таких обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводом судов нижестоящих инстанций об отсутствии у органа кадастрового учета правовых оснований для исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах населенного пункта поселок Киляковка, расположенного в границах Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.

Судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для их отмены не имеется.

Иная оценка заявителями кассационных жалоб установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судом при рассмотрении дела судебной ошибки.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.02.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2017 по делу № А12-66304/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                             Э.Г. Баширов

Судьи                                                                                    С.В. Мосунов

                                                                                              М.А. Савкина