АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-22398/2017
г. Казань Дело № А12-67656/2016
25 июля 2017 года
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Иловлинского муниципального района
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.03.2017 (судья Калашникова О.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу № А12-67656/2016
по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации Иловлинского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании права собственности, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью «Трэвел Клуб»,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее – Комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) о признании права государственной собственности Волгоградской области на земельный участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов, площадью 34 000 кв. м, кадастровый номер 34:08:100110:4, расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км от р.п. Иловля по направлению на юго-запад, левый берег реки Дон в урочище «Кобылья голова».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16.03.2017 иск удовлетворен.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что за муниципальным образованием зарегистрировано право собственности на земельный участок из категории: земли особо охраняемых территорий и объектов, однако указанный участок находится в пределах границ особо охраняемой природной территории - природный парк «Донской», созданный в 2001 году; согласно Закону Волгоградской области от 07.12.2001 № 64-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области, в связи с чем иск о признании права подлежит удовлетворению.
В кассационной жалобе администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что основанием для возникновения у муниципального образования права собственности на спорный участок являлось распоряжение ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области от 06.12.2007 № 1115-р, однако этих обстоятельств судами не было учтено, кроме того, истцом избран ненадлежащий способ защиты, оставлено без внимания и те факты, что границы парка внесены в государственный кадастр недвижимости только 24.08.2010, то есть после регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании распоряжения ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области от 06.12.2007 № 1115-р «О безвозмездной передаче федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Управления государственного автодорожного надзора по Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в муниципальную собственность»за администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области зарегистрировано право собственности на земельный участок из категории земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 34 000 кв. м, с кадастровым номером 34:08:100110:4, расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км. от р.п. Иловля по направлению на юго-запад, левый берег реки Дон в урочище «Кобылья голова», о чем свидетельствует запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.01.2009 за № 34-34-17/001/2009-5 и свидетельство о государственной регистрации от 29.01.2009 серии 34 АБ № 064903.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 30.08.2016 № 3434/30016-372623 следует, что земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:4, площадью 34 000 кв. м имеет разрешенное использование: для эксплуатации базы отдыха, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, дата внесения в государственный кадастр недвижимости: 13.08.2003, особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области 17.02.2009 принято постановление № 109 «О принятии земельного участка в муниципальную собственность Иловлинского муниципального района».
В свою очередь, на оснований постановлений главы администрации Волгоградской области от 13.06.2001 № 549-ОД «О создании природного парка «Донской», от 25.09.2001 № 822 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Донской», от 04.07.2006 № 805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области» создан на территории Волгоградской области природный парк регионального значения «Донской».
В силу пунктов 1.2, 1.3 Положения о природном парке «Донской», утверждённого постановлением главы администрации Волгоградской области от 31.12.2009 № 1605 (в редакции, действующей до 22.08.2016), природный парк «Донской» является природоохранным, рекреационным государственным учреждением, территория которого имеет природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение, как особо ценное и целостное природно-территориальное образование, отличающееся высоким природным разнообразием, наличием редких и уязвимых в существующих условиях видов растений и животных, ландшафтов, а также благоприятных условий для развития экологического туризма. Территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
Природный парк расположен на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области и действует в пределах границ согласно приложению.
Согласно схеме и описанию границ земельный участок с кадастровым номером 34:08:100110:4, площадью 34 000 кв. м, расположенный по адресу: расположенный по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, территория администрации Авиловского сельсовета - примерно в 18 км от р.п. Иловля по направлению на юго-запад, левый берег реки Дон в урочище «Кобылья голова», полностью входит в границы природного парка «Донской».
Комитет, полагая, что в соответствии с действующим законодательством особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Анализ имеющихся в деле доказательств и принятых судебных актов показал, что судами двух инстанций оставлены без рассмотрения и оценки ряд обстоятельств и документов, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10.09.2007 № А12-5859/07-С56 установлено, что для целей организации поста водного контроля на основании приказа Министерства транспорта РСФСР от 21.02.1991 было утверждено Положение о создании Волгоградского областного отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР (ВгООРТИ), содержание которой обеспечивалось за счет бюджетных ассигнований, впоследствии за счет бюджетных средств названное областное отделение инспекции в 1997 году осуществило строительство базы отдыха на земельном участке площадью 3,4 га, предоставленного ему в постоянное (бессрочное) пользование постановлением администрации Иловлинского района от 18.08.1998 № 309; по распоряжению Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 26.10.1999 № 1031‑р комплекс объектов недвижимости был закреплен за Волгоградским областным отделением РТИ на праве оперативного управления; после создания Управления государственного автомобильного надзора по Волгоградской области (правопреемник Волгоградского областного отделения Российской транспортной инспекции) спорный комплекс недвижимости, имеющий социально-культурное назначение, образованным Управлением, не использовался и подлежал передаче до 31.12.2004 в состав муниципальной собственности в соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (Приложение № 3) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 №1453-р, судом сделан вывод, что поскольку спорное имущество под признаки относящегося к федеральной собственности не подпадает, они подлежали передаче в состав Иловлинского муниципального района.
Передача имущественного комплекса базы отдыха, расположенного на берегу реки Дон в границах «Кобылья голова», подтверждается актом от 29.12.2007, утвержденным руководителем ТУ ФАУГИ по Волгоградской области.
В связи с чем, разрешая спор, необходимо было учитывать все юридически значимые обстоятельства, касающиеся нахождения на спорном земельном участке имущественного комплекса, построенного за счет государственных средств в 1997-1998 годах, являющегося федеральной собственностью, и переданных в качестве объекта социально-культурного назначения в состав муниципального образования.
В юридически значимый для рассмотрения настоящего дела временной период основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 - Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», с 01.07.2006 по настоящее время статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137‑ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137‑ФЗ).
Статьей 3.1 Закона № 137-ФЗ изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, о чем отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12790/13.
В случае если земельные участки не были разграничены, изданными Правительством Российской Федерации до 01.07.2006 актами об утверждении перечней, земельный участок подлежал разграничению в соответствии с критерием, установленным законом.
Пунктом 1 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований (пункт 3 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ).
Данное положение Федерального закона представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, при этом закрепленное в пункте 3 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализоваться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в этом случае порядок передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность, установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», неприменим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 № 2178/11).
Пунктом 4 статьи 94 ЗК РФ определено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий устанавливаются органом государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 95 ЗК РФ, пункт 1 статьи 2 Федерального Закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) природные парки относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые являются объектом общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих на праве собственности.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории регионального значения, являются собственностью субъектов Российской Федерации, и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Системные положения статей 18, 19 Закона № 33-ФЗ предусматривают, что природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, при этом решение об образовании природных парков принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 07.12.2001 № 641‑ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области» администрацией Волгоградской области принято постановление от 13.06.2001 № 549-ОД «О создании природного парка «Донской», впоследствии принято постановление от 04.07.2006 № 805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области».
По общим правилам пункта 1 статьи 18 ЗК РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
При этом, реализуя принципы разграничения государственной собственности на землю без использования процедур, принимая во внимание требования статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ и положения статей 17, 18, 19 ЗК РФ применительно к спорной ситуации необходимо учитывать, что у муниципального образования также могло возникнуть право собственности на спорный земельный участок, поскольку на нем расположены объекты недвижимости, возведенные до создания природного парка, и переданные из состава имущества федеральной собственности.
Судебные инстанции, разрешая спор о праве, оставлены без надлежащей оценки те обстоятельства, что на момент создания природного парка (2001 год) на спорном участке уже находился имущественный комплекс базы отдыха, построенный в 1997 году за счет бюджетных средств, находящийся в собственности другого уровня государственной собственности, при этом участок находился в бессрочном пользовании у Волгоградского областного отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РСФСР.
Передача имущественного комплекса и земельного участка в состав муниципальной собственности в целях исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-5859/07-С56 состоялась 29.12.2007, о чем составлен акт приема-передачи.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок не был разграничен в порядке Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», такой участок подлежал разграничению в соответствии с критериями, установленными законами.
При проверке требований администрации суды также не учли, что положения Закона № 133-ФЗ не исключали расположения парков на землях иных пользователей.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Не учитывая все существенные для дела обстоятельства, судом первой инстанции, исходя из того, что на спорном участке на момент создания природного парка находились объекты федеральной собственности, которые передавались в состав муниципальной собственности только в 2007 году, не рассмотрен вопрос о привлечении в качестве участника процесса орган государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм действующего законодательства и по неполно исследованным обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясьпунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16.03.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 по делу № А12-67656/2016 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья В.А. Петрушкин
Судьи В.А. Карпова
Р.В. Ананьев