ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-7274/2022 от 26.09.2022 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А12-7274/2022

29 сентября 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2022 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Пузиной Е.В.,

судей Комнатной Ю.А., Степуры С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания К.В. Артемовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: <...>

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дионис» (400006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июля 2022 года по делу
№ А12-7274/2022

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дионис» (400006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к администрации Тракторозаводского района г. Волгограда (400006, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании ненормативного акта,

третье лицо: Администрация Волгограда,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Дионис» с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Тракторозаводского района города Волгограда от 17.03.2022 «О демонтаже самовольно установленного объекта» по адресу: г. Волгоград, ул. им Н. Отрады, 13 д, обязать Администрацию Тракторозаводского района города Волгограда продлить договор аренды.

Решением суда первой инстанции от 21.07.2022г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что указанный объект внесен в Схему размещения, в осенний период целесообразность проведения работ по погодным условиям отсутствовала. Рассматриваемые нарушения не являются существенными и не влекут одностороннее расторжение договора. По мнению Общества, оборудование пандуса не требуется, поскольку НТО не имеет ступенек, выставление вазонов, велопарковки в указанное время года не требовалось. Администрация не уведомила Общество за 10 дней до расторжения договора.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке ст. 123 АПК РФ.

Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, Администрация Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к ООО «Дионис» о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности на здание торгового павильона, расположенного по адресу: <...> Д.

Определением суда от 30.04.2019г. утверждено мировое соглашение, согласно которому, Администрация Волгограда отказывается от исковых требований, а Общество с ограниченной ответственностью «Дионис» в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения Арбитражным судом Волгоградской области настоящего мирового соглашения подает заявление в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о погашении записи о регистрации права собственности на спорный объект.

После погашения записи о праве собственности на спорный объект, Администрация Волгограда, предоставляет возможность осуществления деятельности спорного объекта в качестве нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу ул. им. Николая Отрады, 13Д, путем включения места его размещения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021, утвержденной постановлением администрации Волгограда от 01.02.2017, и заключает договор на размещение нестационарного торгового объекта в течение 7-ми рабочих дней после погашения записи о праве собственности на здание торгового павильона.

Общество с ограниченной ответственностью «Дионис» обязуется со своей стороны привести внешний облик объекта в соответствии с эскизным дизайн – проектом его фасада, после его утверждения на заседании комиссии по вопросам формирования архитектурно-художественного облика Волгограда, и провести мероприятия по благоустройству в границах, согласованных Администрацией Тракторозаводского района Волгограда.

Во исполнение условий утвержденного мирового соглашения, 20.09.2021 между ООО «Дионис» и Администрацией Тракторозаводского района Волгограда заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта № 367 на размещение павильона по адресу ул. Николая Отрады, 13д, НТО включено в Схему, место в Схеме № 1.1064.

Согласно п. 1.1 договора от 20.09.2021 № 367 хозяйствующий субъект размещает объект в соответствии с техническим заданием.

В силу п. 2.1.1. договора от 20.09.2021 № 367 хозяйствующий субъект обязан обеспечить размещение объекта, соответствующего требованиям пункта 1.1. раздела 1 договора в течение 2 месяцев.

На основании части 4 договор заключен на срок с 20.09.2021 по 31.12.2021.

Уведомлением от 30.12.2021 Администрация Тракторозаводского района Волгограда уведомила Общество о прекращении договора на размещение НТО от 20.09.2021г. № 367 с 01.01.2022г., в связи с истечением срока, на который заключен договор и об обеспечении в 15-дневный срок демонтажа НТО.

17.03.2022 Администрацией Тракторозаводского района Волгограда принято распоряжение «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта» по адресу: г. Волгоград, ул. им Н. Отрады, 13 д.

Не согласившись с распоряжением Администрации Тракторозаводского района Волгограда от 17.03.2022 «О демонтаже самовольно установленного объекта» по адресу: г. Волгоград, ул. им Н. Отрады, 13 д, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что основания для удовлетворения заявленных требований, отсутствуют.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Обязанность доказывания нарушения прав лежит на заявителе.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2009 года № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности начисления площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, указанную в ч.1 ст. 10 указанного Федерального закона, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, которые определяют порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил от 29.09.2010 № 772 включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Приказом Комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 04.02.2016 № 14-ОД утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов па территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки, утверждения и изменения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных объектов, осуществляющих торговую деятельность на территории муниципальных образований Волгоградской области, направленный на формирование единых правил размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка от 04.02.2016 № 14-ОД схема разрабатывается с учетом требований земельного законодательства, нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия; санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, благоустройства, розничной торговли, в том числе, регулирования оборота табачных изделий, алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на его основе) и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к размещению нестационарных торговых объектов и правил осуществления торговой деятельности.

Решением Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 № 52/1513 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда и типовой формы договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда» утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда (далее - Порядок).

В соответствии с данным Порядком размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определенных Схемой (п.1.3).

Размещение нестационарных торговых объектов, не включенных в схему, недопустимо.

Размещение нестационарных торговых объектов на местах, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Волгограда без оформления земельно-правовых отношений (п.1.2.8).

В соответствии с пп. 1.4.2 п. 1.4 Порядка срок действия договора на размещение для торговых галерей, киосков, павильонов, автомагазинов устанавливается до 5 лет с возможностью продления срока действия договора на размещение в пределах срока действия схемы в случае ее продления.

Договор на размещение является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории Волгограда (п.2.7).

Согласно п. 2.10 Порядка действие Договора на размещение прекращается в следующих случаях:

истечения срока, на который заключен Договор на размещение;

если место размещения нестационарного торгового объекта не соответствует действующему законодательству;

ликвидации юридического лица, являющегося Хозяйствующим субъектом, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;

в иных случаях, предусмотренных Договором на размещение.

В случае прекращения действия Договора на размещение территория должна быть освобождена от нестационарного торгового объекта силами и за счет Хозяйствующего субъекта, с которым был заключен Договор на размещение, в течение 15 календарных дней со дня прекращения срока действия Договора на размещение (п.2.11).

Постановлением Администрации Волгограда от 01.02.2017 № 132 утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 годы.

В схему включено место 1.1064 - павильон по адресу ул. Николая Отрады, 13д.

Постановлением Администрации Волгограда от 21.09.2021г. № 924 (опубликовано 23.09.2021г. и вступило в силу) в постановление Администрации Волгограда от 01.02.2017 № 132 внесены изменения, установлен срок действия схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда с 02 марта 2017 г. до 31 декабря 2026 г. включительно.

20.09.2021 между ООО «Дионис» и Администрацией Тракторозаводского района Волгограда заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта № 367 на размещение павильона по адресу ул. Николая Отрады, 13д, НТО включено в Схему, место в Схеме № 1.1064.

Согласно п. 1.1 договора от 20.09.2021 № 367 хозяйствующий субъект размещает объект в соответствии с техническим заданием.

Техническим заданием, являющимся приложением к договору № 367 от 20.09.2021г., установлено, что площадь объекта составляет 34 кв.м., площадь благоустройства 100 кв.м., описание благоустройства: площадь мощения – 100 кв.м., количество урн – 2 шт., вазоны – 2 шт., велопарковка – 1 шт., светильники фасадные – 6 шт., устройства пандуса для маломобильных групп населения – 1 шт., площадь уборки прилегающей территории – 100 кв.м.

В техническом задании указано, что в соответствии с постановлением Администрации Волгограда № 248 от 02.03.2017г. допускается размещение утвержденного архитектурного решения НТО. В требованиях по разработке проектной документации НТО предусмотрен эскиз архитектурно-планировочного решения благоустройства территории НТО, разработанный за счет средств хозяйствующего субъекта.

Срок выполнения технического задания – 2 месяца со дня подписания договора.

В силу п. 2.1.1. договора от 20.09.2021 № 367 хозяйствующий субъект обязан обеспечить размещение объекта, соответствующего требованиям пункта 1.1. раздела 1 договора в течение 2 месяцев со дня подписания договора.

Согласно п. 2.1.7 договора хозяйствующий субъект обязан в течение срока действия договора обеспечить благоустройство прилегающей территории в соответствии с техническим заданием.

Согласно п. 2.1.10 договора хозяйствующий субъект обязан в течение 3 рабочих дней по истечении 2 месяцев уведомить уполномоченный орган о размещении объекта.

Уполномоченный орган обязан в течение 3 рабочих дней после получения уведомления, предусмотренного п. 2.1.10 договора осуществить осмотр объекта на предмет соответствия его размещения условиям договора (п. 2.3 договора).

На основании части 4 договор заключен на срок с 20.09.2021 по 31.12.2021.

Договор на размещение нестационарного торгового объекта № 367 от 20.09.2021 и техническое задание подписаны ООО «Дионис» без возражений и замечаний.

29.11.2021 Администрацией района составлен акт осмотра земельного участка, из которого следует, что ООО «Дионис» не выполнило требования, установленные техническим заданием на размещение нестационарного торгового объекта, мощение площадью 30 кв.км., вместо 100 кв.м., вазоны – 2шт. отсутствуют, велопарковка – 1 шт. отсутствует, пандус – 1 шт. отсутствует.

02.12.2021 в адрес ООО «Дионис» направлено уведомление о приведении объекта в соответствии с условиями договора и техническим заданием в срок до 27.12.2021.

В уведомлении указано, что в ходе осмотра выявлено невыполнение требований, установленных техническим заданием на размещение НТО (велопарковка отсутствует, архитектурное решение павильона не соответствует типу 2 базового типового архитектурного решения, установленного Постановлением Администрации Волгограда № 248 от 02.03.2017г., вазоны отсутствует, пандус отсутствует, мощение 30 кв.м., вместо 100 кв.м.).

Общество предупреждено, что при не соблюдении условий размещения Администрация будет вынуждена расторгнуть договор по п. 5 договора. В настоящее время продлить действие договора невозможно, в связи с тем, что Обществом не выполнены требования, установленные техническим заданием к договору.

22.12.2021 уведомление вручено адресату, однако условия договора Обществом не выполнены.

Согласно акту осмотра от 30.12.2021 установлено, что Общество внешний вид объекта не привело в соответствие с требованиями базовых архитектурных решений нестационарных торговых объектов, не установлен пандус, вазоны и велопарковка.

Уведомлением от 30.12.2021 Администрация Тракторозаводского района Волгограда уведомила Общество о прекращении договора на размещение НТО от 20.09.2021г. № 367 с 01.01.2022г., в связи с истечением срока, на который заключен договор и об обеспечении в 15-дневный срок демонтажа НТО.

Указанное уведомление получено 30.12.2021г. лично директором Общества, что подтверждается его подписью на уведомлении (л.д. 69). 12.01.2022 указанное уведомление получено Обществом по почте (л.д. 70).

На основании части 4 договор заключен на срок с 20.09.2021 по 31.12.2021.

В соответствии с ч.5 договора, действие договора прекращается в случае истечения срока, на который заключен договор.

Таким образом, срок действия договора истек 31.12.2021, соответственно договор на размещение НТО от 20.09.2021г. № 367 с 01.01.2022г. прекратил свое действие.

Уведомлением от 02.12.2021 Общество извещено о приведении объекта в соответствии с условиями договора и техническим заданием в срок до 27.12.2021.

Общество предупреждено, что при не соблюдении условий размещения Администрация будет вынуждена расторгнуть договор по п. 5 договора. В настоящее время продлить действие договора невозможно, в связи с тем, что Обществом не выполнены требования, установленные техническим заданием к договору.

Однако, получив указанное уведомление, Общество, не привело объект в соответствие с условиями договора и техническим заданием, никакие меры Обществом не приняты, требования, установленные техническим заданием, не выполнены.

Договор на размещение нестационарного торгового объекта № 367 от 20.09.2021 и техническое задание подписаны ООО «Дионис» без возражений и замечаний.

Таким образом, действие договора на размещение нестационарного торгового объекта № 367 от 20.09.2021 прекращено с 01.01.2022г., в связи с истечением срока, на который заключен договор и отсутствием у Администрации намерения продлить срок действия договора, в связи с невыполнением Обществом условий договора и технического задания.

Согласно п. 2.1.9 договора при прекращении договора Общество в 15-дневный срок обязано обеспечить демонтаж и вывоз объекта с места его размещения.

Согласно акту осмотра от 10.01.2022 установлено, что Общество внешний вид объекта не привело в соответствие с требованиями базовых архитектурных решений нестационарных торговых объектов, не установлен пандус, вазоны и велопарковка, мощение 30 кв.км., вместо 100 кв.м.

Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, утвержденный постановлением администрации Волгограда от 12.04.2013 № 764 (далее – Порядок от 12.04.2013 № 764) регламентирует деятельность администрации Волгограда, ее структурных подразделений, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий, связанных с демонтажем самовольно установленных на территории Волгограда нестационарных объектов, для установки которых не требуется разрешение на строительство.

Порядок от 12.04.2013 № 764 применяется в отношении самовольно установленных нестационарных объектов на муниципальных землях, а также землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Демонтажу подлежат объекты, размещенные (смонтированные) на землях (земельных участках) и находящихся в муниципальной собственности объектах, не отведенных (предоставленных) для этих целей в установленном порядке, установленных и (или) эксплуатируемых без правовых оснований на их размещение, в том числе нестационарные торговые объекты, не включенные в схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утверждаемую постановлением администрации Волгограда, объекты, не демонтированные в установленный срок по окончании права пользования землями (объектами), а также в связи с прекращением действия договора на их размещение.

Решения о демонтаже объектов на территории Волгограда принимают комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, создаваемые в администрациях соответствующих районов Волгограда (далее - комиссии).

По результатам рассмотрения акта обследования администрация в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления в администрацию акта обследования:

определяет дату, время, место и вопросы повестки дня заседания комиссии;

обеспечивает размещение информации о дате, времени, месте и повестке дня заседания комиссии на официальном сайте администрации Волгограда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Территориальные подразделения";

направляет информацию о дате, времени, месте и повестке дня заседания комиссии в управление по взаимодействию со средствами массовой информации аппарата главы Волгограда для опубликования в официальном средстве массовой информации Волгограда;

в случае выявления собственника объекта уведомляет его о дате, времени и месте заседания комиссии (заказным письмом, телеграммой, иным способом, подтверждающим получение уведомления).

Заседание комиссии должно быть проведено не позднее 14 дней со дня поступления в администрацию акта обследования.

Комиссия рассматривает акт обследования и иные материалы на своем заседании на предмет наличия оснований для демонтажа выявленного объекта или отсутствия оснований для демонтажа объекта. Заседание комиссии оформляется протоколом.

В случае если по результатам рассмотрения комиссия придет к выводу о наличии оснований для демонтажа выявленного объекта, администрация в день заседания комиссии издает распоряжение о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта (далее - распоряжение) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

В соответствии с Порядком демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда, установленным постановлением Администрации Волгограда от 12.04.2013 N 764, павильон по адресу: <...> д вынесен на рассмотрение комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных нестационарных объектов на территории Волгограда.

Письмом от 09.02.2022г. директор Общества вызван на заседание комиссии по вопросу демонтажа НТО (письмо отправлено почтой 11.02.2022г.).

В газете «Городские вести» 10.02.2022г. опубликовано сообщение о том, что 17.03.2022г. в 9-00 состоится заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных НТО, в т.ч. павильона по адресу ул. Николая Отрады, 13д. (л.д. 75).

01.03.2022 Администрацией составлен акт обследования земельного участка и установлено, что право на размещение НТО отсутствует, договор аренды земельного участка № 5831 от 19.04.2005г. прекращен 20.05.2017г.

17.03.2022г. состоялось заседание комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленных НТО, в т.ч. павильона по адресу ул. Николая Отрады, 13д.

17.03.2022 Администрацией Тракторозаводского района Волгограда принято распоряжение «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта» по адресу: г. Волгоград, ул. им Н. Отрады, 13 д и Обществу предложено осуществить добровольный демонтаж объекта в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии.

Таким образом, основанием для вынесения оспариваемого распоряжения послужило отсутствие законных оснований для пользования земельным участком, а именно отсутствие у Общества договорных отношений.

Вышеуказанное распоряжение опубликовано на сайте администрации и в средствах массовой информации, а также размещено на спорном павильоне, направлено в адрес Общества 17.03.2022г. (л.д.82).

Таким образом, администрацией Тракторозаводского района Волгограда предприняты исчерпывающие меры для уведомления собственника самовольно установленного объекта о принятом решении о демонтаже спорного объекта.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое распоряжение не противоречит закону и не нарушает прав заявителя, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его недействительным, отсутствуют основания для обязания Администрации Тракторозаводского района города Волгограда продлить договор аренды.

Доводы Общества сводятся к тому, что в рассматриваемый период (осенний) нецелесообразно проведение благоустройства, в связи с погодными условиями, отсутствует необходимость в установлении пандуса, в связи с тем, что НТО не имеет ступеней.

Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

20.09.2021 между ООО «Дионис» и Администрацией Тракторозаводского района Волгограда заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта № 367 на размещение павильона по адресу ул. Николая Отрады, 13д.

Согласно п. 1.1 договора от 20.09.2021 № 367 хозяйствующий субъект размещает объект в соответствии с техническим заданием.

Техническим заданием, являющимся приложением к договору № 367 от 20.09.2021г., установлено, что площадь объекта составляет 34 кв.м., площадь благоустройства 100 кв.м., описание благоустройства: площадь мощения – 100 кв.м., количество урн – 2 шт., вазоны – 2 шт., велопарковка – 1 шт., светильники фасадные – 6 шт., устройства пандуса для маломобильных групп населения – 1 шт., площадь уборки прилегающей территории – 100 кв.м.

В техническом задании указано, что в соответствии с постановлением Администрации Волгограда № 248 от 02.03.2017г. допускается размещение утвержденного архитектурного решения НТО. В требованиях по разработке проектной документации НТО предусмотрен эскиз архитектурно-планировочного решения благоустройства территории НТО, разработанный за счет средств хозяйствующего субъекта.

Срок выполнения технического задания – 2 месяца со дня подписания договора.

В силу п. 2.1.1. договора от 20.09.2021 № 367 хозяйствующий субъект обязан обеспечить размещение объекта, соответствующего требованиям пункта 1.1. раздела 1 договора в течение 2 месяцев со дня подписания договора.

Согласно п. 2.1.7 договора хозяйствующий субъект обязан в течение срока действия договора обеспечить благоустройство прилегающей территории в соответствии с техническим заданием.

Договор на размещение нестационарного торгового объекта № 367 от 20.09.2021 и техническое задание подписаны ООО «Дионис» без возражений и замечаний.

Таким образом, Общество в соответствии с условиями подписанного договора и технического задания обязано осуществить благоустройство объекта: обеспечить площадь мощения – 100 кв.м., количество урн – 2 шт., вазоны – 2 шт., велопарковка – 1 шт., устройства пандуса для маломобильных групп населения – 1 шт., подготовить эскиз архитектурно-планировочного решения благоустройства территории НТО.

Однако никаких мер с момента заключения договора Обществом не предпринято (мощение площадью 100 кв.м. отсутствует, вазоны – 2шт. отсутствуют, велопарковка – 1 шт. отсутствует, пандус – 1 шт. отсутствует, эскиз архитектурно-планировочного решения благоустройства территории НТО отсутствует).

Общество было предупреждено, что при не соблюдении условий размещения Администрация будет вынуждена расторгнуть договор по п. 5 договора. Однако, получив указанное уведомление, Общество, не привело объект в соответствие с условиями договора и техническим заданием, никакие меры Обществом не приняты, требования, установленные техническим заданием, не выполнены.

Таким образом, с даты заключения договора и по дату окончания срока действия договора в период различных климатических условий, обязательства по договору о приведении НТО и прилегающей территории в соответствие с условиями договора и требованиями базовых архитектурных решений нестационарных торговых объектов, Обществом не выполнены.

Суд апелляционной инстанции считает, что осуществить установку вазонов, подготовку эскиза архитектурно-планировочного решения благоустройства территории НТО возможно независимо от погодных условий.

Кроме того, как следует из пояснений представителя Общества, озвученных в судебном заседании суда первой инстанции, условия договора по приведению внешнего облика НТО в соответствие, а также установка вазонов, велопарковки, пандуса, не выполнены, ввиду отсутствия материальной возможности.

Несмотря на неоднократные уведомления со стороны Администрации о приведении НТО в соответствие с условиями договора и техническим заданием, Общество не проявило должной заботливости и осмотрительности, не направило в адрес Администрации заявление о предоставлении времени для осуществления указанных мероприятий, не направило заявления о продлении срока действия договора на размещение НТО. Риск неблагоприятных последствий совершения либо не совершения Обществом юридически значимых действий лежит на Обществе.

Исходя из имеющегося в деле фотоматериала, следует, что замощение перед НТО находится на возвышении, в связи с чем, вход в НТО должен быть обеспечен наличием пандуса для маломобильных групп населения.

Довод Общества о том, что Администрация не уведомила Общество за 10 дней до расторжения договора, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в части 5 договора предусмотрены случаи прекращения (расторжения) договора.

Направление уведомления об отказе от договора не позднее 10 дней до даты его расторжения предусмотрено при расторжении Администрацией договора в одностороннем порядке при наличии к тому оснований.

В рассматриваемом случае, действие договора прекращено, в связи с истечением срока на который договор заключен.

Администрация выразила волю на отсутствие возможности продления действия договора, в связи с тем, что Обществом не выполнены требования, установленные техническим заданием к договору.

При указанных обстоятельствах, судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.

Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08 июля 2022 года по делу
№ А12-10589/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Е.В. Пузина

Судьи Ю.А. Комнатная

С.М. Степура