ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Правосудия, д.2, тел.(843) 543-99-41
арбитражного суда кассационной инстанции
председательствующего – Цаплевой З.А.,
судей – Меленьтевой Р.Р., Петрушкина В.А.,
при участии:
от истца – не явился, извещен,
от ответчиков – не явились, извещены,
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, г.Волгоград,
на решение от «17» августа 2006 года (судья – Ильинова О.П.) и постановление апелляционной инстанции от «2» ноября 2006 года (председательствующий – Лаврик Н.В., судьи: Попова А.В., Языков Е.Б.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-8421/2006-С24,
по иску открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро» в лице филиала «Суровикинские межрайонные электрические сети», г. Суровикино Волгоградской области, к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, г.Волгоград, Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва, третьи лица: Территориальное управление по Калачевскому району Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области, г. Калач-на-Дону, Территориальное управление по Калачевскому району Главного финансово-казначейского управления администрации Волгоградской области, г. Калач-на-Дону, администрация Калачевского района, г. Калач-на-Дону, Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, г.Волгоград, администрация Волгоградской области, г.Волгоград, о взыскании 50539 руб. 86 коп.,
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Волгоградоблэлектро» в лице филиала «Суровикинские межрайонные электрические сети» обратилось с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области о взыскании убытков в размере 50539 руб. 86 коп., связанных с представлением в 2004 г. льгот по оплате электроэнергии гражданам, проживающим на территории г. Калач-на-Дону и подпадающим под действие Законов Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением от 17.08.2006г. Арбитражного суда Волгоградской области, иск удовлетворен, сумма убытков взыскана с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, в иске ко второму ответчику - Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.11.2006г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Волгоградской области просит принятые по делу судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, неприменением нормативных актов, подлежащих применению, и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, установленным судом.
Заявитель кассационной жалобы указал в жалобе о том, что федеральным бюджетом обязательства по передаче финансовых средств бюджету Волгоградской области в 2004 году выполнены полностью; ответственность за убытки должна быть возложена на субъект Российской Федерации, что вина Министерства финансов Российской Федерации отсутствует.
Истец считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит их оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество «Волгоградоблэлектро» в лице филиала «Суровикинские межрайонные электрические сети» при взимании платы за поставленную электроэнергию в 2004 году предоставляло льготы отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
Так, в связи с реализацией Законов Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» у истца образовались убытки на сумму 50539 руб. 86 коп.
Факт предоставления указанных льгот и образование у истца убытков подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Российская Федерация за 2004 год передала Волгоградской области финансовые средства в форме субвенций и субсидий для финансирования расходов в связи с предоставлением льгот донорам, реабилитированным и лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС на общую сумму 132239500 руб.
Получаемые федеральные средства израсходованы Волгоградской областью в соответствии с их целевым назначением и в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели.
Актами сверок затрат о предоставлении льгот подтверждается, что выделенных бюджетных средств оказалось недостаточно для компенсации всех расходов истца.
Предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» возмещение вреда и меры социальной поддержки указанной категории граждан, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 5 Закона).
Пунктом 14 Положения «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994г. №419 предусмотрено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Предоставление субвенций осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утвержденных в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств. Спор возник в связи с тем, что расходы в 2004 году превысили установленные лимиты.
В определении от 09.04.2002г. Конституционного Суда Российской Федерации №602-0 указано, что предоставление льгот, предусмотренных статьей 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и её компонентов», впредь, до надлежащего урегулирования соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно производиться за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, это не препятствует субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям и до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем предусматривать в своих законах о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот с последующим возмещением расходов за счет федерального бюджета.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №23 от 22.06.2006г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» если установившим льготы Федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией льгот, установленных законом, влечет возникновение убытков у юридического лица.
Поскольку из федерального бюджета денежные средства на возмещение вышеуказанных затрат Волгоградской области в достаточной мере не выделены, нецелевого использования бюджетных средств не установлено, суд правомерно взыскал убытки с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии вины Российской Федерации в причинении истцу убытков были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили правильную оценку.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основании надлежащего исследования доказательств и в соответствии с материалами дела, правильно применены нормы процессуального и материального права. Основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Решение от 17 августа 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 2 ноября 2006 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-8421/2006-С24 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий З.А.Цаплева
Судьи Р.Р.Меленьтева