ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-8507/14 от 10.03.2015 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-21650/2013

г. Казань                                                           Дело № А12-8507/2014

11 марта 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2015 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Смоленского И. Н.,

судей Гарифуллиной К. Р., Галиуллина Э. Р.,

при участии представителей:

от Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области – ФИО1 ( доверенность от 06.02.2015)

от общества с ограниченной ответственностью «Сингам» - ФИО2

( доверенность от 19.08.2013).

рассмотрел в открытом  судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.09.2014 (судья Самсонов В. А.)

по делу № А12-8507/2014

по исковому заявлению Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области  к обществу с ограниченной ответственностью «Сингам» о взыскании 1 407 686,27 рублей, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда,

УСТАНОВИЛ:

министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратилось в Арбитражный суд области с иском   к  ООО «Сингам»  о взыскании задолженности по  арендной плате по договору аренды земельного участка № 9266 от 08.06.2010  за период с 10.01.2013 по 04.12.2013 в размере 1 440 622,03 руб., пени за период с 11.07.2010 по 04.12.2013 в размере 27 064,24 руб., а всего 1 467 686,27 руб.

               Решением арбитражного суда Волгоградской  области от 05.09.2014 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате в размере 512 297 руб. 01 коп., пени в размере 9 624 руб. 04 коп., а всего 521 921 руб. 05 коп..

                В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, ввиду неправильного применения норм материального права, условий договора аренды, допущенной арифметической ошибки в произведенном расчете взысканной задолженности.

                 В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца  жалобу поддержал. Представитель ответчика возразил против ее удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.

                 Заслушав  представителей сторон, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 08.06.2010 года между Администрацией Волгограда (арендодатель) и ООО «Сингам» (арендатор) заключён договор  аренды земельного участка с кадастровым номером 34:03:180001:831 площадью 27 556 кв. метров, расположенного по адресу: г. Волгоград, <...>, п. Горьковский, для целей, не связанных со строительством, а именно: для размещения некапитальных объектов технологического обеспечения эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов  сроком с 06.05.2010 по 06.04.2011.

В отсутствие возражений сторон  действие договора №9266 от 08.06.2010 возобновилось на неопределенный срок в связи с фактическим использованием земельного участка.

Согласно закону Волгоградской области №33-ОД от 06.04.2012,Постановлению Правительства Волгоградской области №28-п от 17.04.2012  Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области определено в качестве органа исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченного осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации пользование землей в Российской Федерации является платным.

Согласно абзаца 1  пункта 1  статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Пунктом 2.4. и 2.6. договора арендная плата за пользование спорным земельным участком установлена сторонами в размере 60 235,34 руб. в год   и   подлежит  внесению ежемесячно равными долями в течение каждого расчётного периода до 10-го числа текущего месяца.

В силу пункта 2.11. договора размер арендной платы является определяемым и подлежит исчислению в каждом случае централизованного увеличения (уменьшения) величин показателей, используемых для её расчёта, а также изменения порядка (способа) её расчёта, в результате принятия органами государственной власти Российской Федерации, Волгоградской области, органами местного самоуправления г. Волгограда, соответствующих нормативно-правовых актов.

Расчёт размера подлежащей внесению арендной платы производится путём умножения удельной кадастровой стоимости земельного участка на его площадь и ряд коэффициентов: Кви (коэффициент вида функционального использования земельного участка), Кдп (коэффициент дифференциации в зависимости от вида деятельности арендатора), Ккан (коэффициент категории арендатора) и Ки (коэффициент индексации).

Размер арендной платы на 2013 год установлен в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области №424 от 14.05.2013 «Об установлении коэффициента индексации, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области», постановления администрации Волгоградской области №469-п от 22.08.2011, постановлением Губернатора Волгоградской области №1130 от 20.11.2012 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области».

При этом размер арендной платы за пользование спорным земельным участком определён арендодателем на 2013 год с учётом применения одновременно нового размера кадастровой стоимости и коэффициента индексации.

По расчёту истца, в результате ненадлежащего исполнения ООО «Сингам» своих обязательств по договору аренды у ответчика образовалась задолженность по уплате арендной платы за период с 10.01.2013 по 04.12.2013 в размере 1 440 622,03 руб.

На этом основании и руководствуясь положениями пункта 2.12. договора арендодатель начислил ответчику пени за период с 11.07.2010 по 04.12.2013 в размере  27 064,24 рублей.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации  исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учётом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.

Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (действующее с 04.08.2009, далее - Постановление №582).

К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчёта, запрета необоснованных предпочтений, учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землёй.

Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие своё отражение в Постановлении №582 принципы, являются  общеобязательными при  определении  арендной  платы за находящуюся  в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом.

Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель и вида разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

При этом принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населённом пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешённого использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землёй публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 №15837/11 сформулирована правовая позиция о том, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением №582 для земель федеральной собственности, которая подлежит применению с момента опубликования (22.09.2012).

В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 (в редакции от 25.01.2013) при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

К договору аренды, заключённому после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок ещё не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 №13, которым в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 №73 внесено указанное разъяснение, опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013. В связи с этим правовая позиция, изложенная в данном постановлении, является обязательной.

При этом по смыслу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, если цена на определённые товары (работы, услуги) устанавливается уполномоченными государственными органами, стороны не вправе применять в договорных отношениях иные цены. Следовательно, стороны обязаны руководствоваться установленным размером арендной платы в соответствии с федеральным законом, с решениями органов государственной власти и местного самоуправления, и не вправе применять другую арендную плату.

Вместе с тем, названное право арендодателя ограничено требованиями федерального закона.

В соответствии с разъяснением Высшего арбитражного суда Российской Федерации, закреплённом абзацем 3 пункта 21 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды», если в соответствии с законом или договором арендодатель имеет право в одностороннем порядке изменять размер арендной платы (статья 310 ГК РФ), то по смыслу пункта 3 статьи 614 ГК РФ такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год. Данный пункт введён Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 №13 и подлежит применению с этого момента всеми судами.

Постановлением Губернатора Волгоградской области №1130 от 20.11.2012 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» кадастровая стоимость спорного земельного с кадастровым номером 34:03:180001:831 площадью 27 556 кв. метров, предназначенного для размещения некапитальных объектов технологического обеспечения эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов, утверждена на 2013 год в размере 32 006 018,44 руб.

        Пунктом 9 «Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», утверждённых вышеуказанным Постановлением Правительства, установлено, что арендная плата подлежит перерасчёту по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае
индексация арендной платы с учётом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящих Правил, не проводится.

В этой связи, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерности   одновременного применения  при расчете размера арендной платы с 01.01.2013 установленной Постановлением Губернатора Волгоградской области №1130 от 20.11.2012 кадастровая стоимость спорного земельного участка так и коэффициент индексации в размере 1,129.

Несостоятелен довод истца  о необходимости применения при расчёте размера арендной платы установленный распоряжением министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 14.02.2013 №281-р коэффициента дифференциации в значении 3 с 01.01.2013, поскольку повторное (с начала года) изменение размера арендной платы противоречит требованиям пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которого такое изменение может осуществляться им не чаще одного раза в год.

В силу части первой статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Исправление  арифметической ошибки в расчетах осуществляется судом вынесшим решение согласно положений части 3 ст. ст.179 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.09.2014 по делу № А12-8507/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья                                   И. ФИО3

Судьи                                                                          К. ФИО4

                                                                                     Э. Р. Галиуллин