ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-8835/06 от 03.10.2006 АС Поволжского округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (8432) 43-99-41

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Казань                                                                                      Дело №А12-8835/06-С59

03 октября 2006 года

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:

Председательствующего - Сафина Н.Н.,

Судей - Гарифуллиной К.Р., Гатауллиной Л.Р.,

при участии:

от заявителя – не явился, извещен,

от ответчика – не явился, извещен,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «АЗС-Сервис»

на решение от 24.05.06г. (судья - Великородный С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 14.07.06г. (председательствующий - Дашкова Н.В., судьи - Аниськова И.И., Пятернина Е.С.) Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-8835/06 -С59

по исковому заявлению отделения Государственного пожарного надзора по Советскому району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Волгоградской области о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «АЗС-Сервис»

УСТАНОВИЛ:

ОГПН по Советскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Волгоградской области обратилось в Арбитражный суду Волгоградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «АЗС-Сервис» по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за эксплуатацию пожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии).

Решением от 24.05.06г. суд привлек общество с ограниченной ответственностью «АЗС-Сервис» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда в сумме 40000 руб.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.07.06г. указанное решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, как несоответствующие нормам материального права, в удовлетворении заявления отказать.

Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующего.

Как следует из материалов дела, 26.04.06 года, на основании распоряжения начальника ОГПН по Советскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Волгоградской области № 161 от 26.04.06г. должностным лицом ОГПН по Советскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Волгоградской области была проведена проверка ООО «АЗС-Сервис», юридический адрес: <...>, осуществляющего деятельность на территории автозаправочных комплексов АЗС «БИС» № 3; АЗС «БИС» № 5 и АЗС «БИС» № 7, расположенных по адресу г. Волгоград, АЗС «БИС» № 3- ул. Краснопресненская, 1/2; АЗС «БИС» № 5- ул. Электролесовская, 2/1; АЗС «БИС» № 7- ул. 2-я Продольная, 28 «А».

По итогам проверки был составлен акт № 062498 от 26.04.06г., которым установлен факт отсутствия у ответчика при осуществлении коммерческой деятельности по хранению и розничной реализации легковоспламеняющихся жидкостей (нефтепродуктов) лицензии на осуществление деятельности  по эксплуатации пожароопасного производственного объекта.

28.04.06г. по данному факту в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЗС-Сервис» был составлен протокол № 064317 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что АЗС относится к пожароопасным производственным объектам, так как эксплуатация объекта связана не только с реализацией легковоспламеняющихся горючих веществ, но и их хранением.

Приказом Минэнерго России от 01.08.01г. №229 (в редакции Приказа Минэнерго РФ от 17.06.03г. №226), утверждены «Правилами технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01», согласно которым, настоящий РД устанавливает требования к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающем персоналу и его профессиональной подготовке. При этом, требования РД обязательны для применения на всей территории России для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей (в дальнейшем - организации), осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС.

Согласно пункту 2.1. указанных Правил, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами, где осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов. Дополнительно на АЗС реализуют смазки, специальные жидкости, запасные части к автомобилям и другим транспортным средствам, а также оказываются услуги владельцам и пассажирам транспортных средств.

Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 08.08.01г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении  лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному, предпринимателю.

Статьей 4 Закона установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Частью 1 статьи 7 Закона определено, что на каждый вид деятельности, указанный в п. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Порядок лицензирования этой деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2002 г. № 595 (с изменениями и дополнениями).

При этом под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых, в частности используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна),вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородомвоздуха и друг с другом.

По мнению суда, осуществляемый ответчиком вид деятельностиневозможен без хранения моторного топлива для последующей реализации, поэтому уорганизации, осуществляющей деятельность по реализации моторного топлива наавтозаправочной станции, должна быть лицензия на эксплуатацию пожароопасногопроизводственного объекта.

Исходя из чего, суд пришел к выводу, что осуществлениепредпринимательской деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта без соответствующей лицензии влечет ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, соответственно, в действиях ООО «АЗС-Сервис» имеется состав указанного административного правонарушения.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

С учетом того, что ответчик впервые привлекается к административной ответственности, суд назначил наказание в минимальном размере в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда, что на датурассмотрения дела составляет 40000 рублей, без конфискации имущества.

Указанные выводы судом апелляционной инстанциипризнаны правомерными.

Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациисуд

П О С Т А Н О В И Л :

Решение от 24.05.06г. и постановление апелляционной инстанции от 14.07.06г. Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-8835/06-С59 оставить без изменения, кассационную жалобубез удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                                                     Н.Н. Сафин

                                                                                                               К.Р. Гарифуллина

                                                                                                               Л.Р. Гатауллина