ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А12-9197/07 от 27.09.2007 АС Волгоградской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений арбитражного суда,

не вступивших в законную силу

г. Волгоград                                 27 сентября  2007 года

                                                                                                       Дело № А12-9197/07-с22-5/27

Арбитражный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего:                                               Языкова Е.Б.,

судей:                                                                              Анискьвой И.И., Лаврик Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей  Языковым Е.Б.,

при участии в судебном заседании:

от ООО «ЖЭК»  - ФИО1, по доверенности от 12.02.2007,

от ГУ МЧС России – ФИО2 по доверенности от 10.01.2007,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная компания» на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.05.2007 по делу  № А12-9197/07-с22 по заявлению ООО «Жилищная эксплуатационная компания» к отделению государственного пожарного надзора по Центральному району УГПН ГУ МЧС России о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

         Общество с ограниченной ответственностью «Жилищная эксплуатационная компания» (далее – ООО «ЖЭК», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора отделения государственного пожарного надзора по Центральному району УГПН ГУ МЧС России по Волгоградской области майора внутренней службы ФИО3 (далее – госинспектор ГПН) по делу об административном правонарушении от 29.05.2007              № 4-11-34/273

Решением арбитражного суда от 25.07.2007 в удовлетворении требований ООО «ЖЭК» отказано.

В апелляционной жалобе общество просит отменить данное решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и  процессуального права,  неприменением норм права, подлежащих применению, а также  на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная коллегия не находит оснований для  удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела,  с 25.05.2007 по 29.05.2007 госинспектором ГПН проведена проверка помещения общежития №1, расположенного в Центральном районе г.Волгограда по адресу: <...> и находящегося на техническом обслуживании у ООО «ЖЭК». В ходе данной проверки выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003, а также стандартов, норм, СНиП пожарной безопасности в РФ: в здании общежития не проводятся практические тренировки всех задействованных для эвакуации людей работников; в дополнение к поэтажным планам  эвакуации не вывешены инструкции, определяющие  действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей; здание общежития не обеспечено знаками пожарной безопасности; не проведены эксплуатационные испытания наружного ограждения кровли здания; отсутствует остекление на окнах, расположенных в чердачном помещении общежития; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; здание общежития не обеспечено индивидуальными спасательными устройствами из расчета одно устройство на каждые 30 человек находящихся на этаже здания; не произведены эксплуатационные испытания имеющейся наружной металлической лестницы; в коридоре 2-го и 5-го этажа при выходе в холл установлены металлические решетки, которые не обеспечивают безопасную и и быструю эвакуацию через аварийные выходы в случае пожара; двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах; на лестничной клетке эвакуационного выхода из подвала ведущей непосредственно наружу допущено размещение горючих и иных материалов, что уменьшает пропускную способность пути эвакуации и препятствует свободной и безопасной эвакуации людей; в коридорах 5-го,4-го,3-го,2-го этажа в ограждающих конструкциях, демонтированы двери ведущих на центральную лестницу; для отделки стен холла 1-го этажа допущено применение горючих материалов; в поэтажных коридорах допущена установка мебели жильцами общежития, что препятствует свободной эвакуации людей из помещений общежития в случае пожара; допущено хранение пожарных рукавов и стволов в кабинете заведующей общежития, пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода частично не оборудованы запорной арматурой, проверка работоспособности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода не осуществляется весной и осенью; на внешней стороне дверок пожарных шкафов отсутствуют условные обозначения: порядковый номер пожарного крана, номер телефона вызова пожарной охраны, ф.и.о. ответственного за его содержание; в подвальном этаже в местах пересечения инженерными и технологическими коммуникациями противопожарных преград, образовавшиеся отверстия не заделаны огнестойким строительным материалов;  в коридорах здания общежития, а также в подвальном  этаже, помещениях кухни на этажах, не все электросветильники закрыты плафонами, предусмотренными конструкцией электросветильников; на внутренней стороне распределительного щита, расположенного в электрощитовой, в подвальном этаже здания, отсутствует линейная схема подключения участков электросети; при входе в подвальный  этаж допущен монтаж и эксплуатация временных участков электросети, соединения электропроводов выполнены «вскрутку»; своевременно не проводится очистка вентиляционных каналов в помещениях общежития.

По результатам проверки госинспектором ГПН составлен протокол об административном правонарушении от 31.05.2007, на основании которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, от 04.06.2007  № 273.

Указанным постановлением ООО «ЖЭК» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена                          частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В обоснование незаконности указанного постановления общество сослалось на то,  что оно осуществляет лишь техническое обслуживание проверяемого муниципального общежития и не несет ответственности за соблюдение правил и норм пожарной безопасности в обслуживающем общежитии, так как оно не является собственником проверенного муниципального общежития, не владеет, не пользуется и не распоряжается им.

Отклоняя данный довод, суд первой инстанции, обосновано исходил из того, что              ООО «ЖЭК» является эксплуатирующей организацией в соответствии с заключенным с МУ ЖКХ Центрального района договором на оказание услуг населению по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий.

Согласно указанному договору ООО «ЖЭК» обязуется обеспечивать сохранность и поддержание жилищного фонда в технически исправном состоянии, его инженерных сетей и всего имущества, принятого эксплуатирующей организацией на техническое обслуживание (пункт 3.2.6); осуществлять контроль за переустройством и перепланировкой помещений, не допускать проведения перепланировок и реконструкций без разрешительных документов (пункт 3.2.17); обеспечивать содержание электроустановок в работоспособном состоянии и осуществлять их эксплуатацию в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителем,  межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, назначить лиц, ответственных за электрохозяйство и лифтовой хозяйство (пункт 3.2.21).

В  части   2   статьи   37   Федерального  закона   от  21.12.1994   N  69-ФЗ                       "О   пожарной  безопасности"  установлено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

В пункте 57 Правил пожарной безопасности указано, что монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике.

При эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники, имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией; использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания (пункт 60 Правил пожарной безопасности).

Согласно пункту 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда.

Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающие электрооборудование жилого дома обязаны обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации  (пункт 5.6.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

Довод общества о том, что суд сослался на договор от 27.07.2004 №259, который отсутствует в материалах дела, и по которому общество не осуществляет обслуживание здания общежития по ул.Советской,26а, не может быть принят во внимание в связи со следующим.

В судебном заседании представитель ООО «ЖЭК» пояснил, что общество осуществляет техническое обслуживание указанного здания общежития, но не по договору от 27.07.2004 №259, а по договору от  27.07.2004 №260.

Этот договор, как пояснил представитель Главного управления МЧС России по Волгоградской области  договор обозревался в судебном заседании суда первой инстанции.

Содержания указанных договоров идентичны, что также не отрицается представителем общества.

Таким образом, вывод суда о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью   1 статьи 20.4 КоАП РФ,является правильным.

Необоснованным является и довод общества о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при производстве по делу об административном правонарушении. В обоснование данного довода общество ссылается на то, что протокол был составлен в присутствии неуполномоченного представителя общества. 

Между тем, в доверенности ФИО1, которая присутствовала при составлении протокола, указано, что ООО «ЖЭК» доверяет ей вести дела как в судах, так и в административных учреждениях.

В материалах дела имеются письменные мотивированные объяснения ФИО1 по содержанию протокола об административном правонарушении от 31.05.2007.

При таких обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

          На основании изложенного,  и  руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции 

П О С Т А Н О В И Л :

           Решение арбитражного суда Волгоградской области от 25.07.2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

           Постановление вступает в законную силу немедленно по его оглашению и может быть обжаловано в кассационную коллегию ФАС Поволжского округа в установленный законом срок.

Председательствующий   Е.Б.Языков

Судьи                                                                                                                   Н.В.Лаврик

                                                                                                                              ФИО4