ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-1022/2005-20 от 21.11.2005 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 ноября 2005 года

                                         Дело №  А13-1022/2005-20


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кирилловой И.И., Кустова А.А.,

            при участии от колхоза «Племзавод Родина» ФИО1 (доверенность от 10.09.2004), 

           рассмотрев 16.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение от 20.05.2005 (судья Романова А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2005 (судьи Писарева О.Г., Сальникова Е.Г., Шумилова Л.Ф.) Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1022/2005-20,

                                                        у с т а н о в и л:

        Колхоз «Племзавод Родина» (далее – Колхоз) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации муниципального района Вологодской области (далее – Администрация), Финансовому управлению администрации Вологодского муниципального района Вологодской области (далее - Финансовое управление), Департаменту финансов Вологодской области, Министерству финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) о взыскании 32 104 руб. 04 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2004 году жителям Вологодского муниципального района льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на основании Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон). 

        Решением от 20.05.2005 с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Колхоза взыскано 32 104 руб. 04 коп. в возмещение расходов в связи с предоставлением льгот. В иске к остальным ответчикам отказано.

        Постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2005 решение  оставлено без изменения.

        В кассационной жалобе Минфин РФ в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении  требований.

        Податель жалобы полагает, что для определения надлежащего источника возмещения истцу расходов, возникших в связи с предоставлением льгот, суду необходимо исследовать вопрос о виде жилищного фонда, в котором проживают получившие льготы инвалиды, и в зависимости от этого взыскать расходы с надлежащего ответчика.

            Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Колхоза не согласился с доводами кассационной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

          Законность обжалуемых судебных актов проверена кассационной инстанцией.

          Как следует из материалов дела, Вологодский муниципальный район и Колхоз заключили договор от 17.03.2004 № 15 на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

          В соответствии с условиями договора Колхоз обязуется предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг категориям граждан, на которые распространяется действие законов, предусматривающих 50%-ную скидку по оплате жилья и коммунальных услуг, а Вологодский муниципальный район – возмещать Колхозу расходы, связанные с предоставлением указанной льготы.

         Порядок и условия расчетов установлены главой 3 договора.

         Пунктом 3.1.1 договора предусмотрено, что Колхоз ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным представляет согласованный реестр (на бумажном носителе) и составленный с учетом акта сверки льготников счет-фактуру, подтверждающую сумму предоставленных льгот.

         Пунктом 3.1.2 договора определено, что Финансовое управление Вологодского муниципального района производит перечисление средств по представлении всех необходимых документов для расчета по мере поступления средств и в пределах сумм, выделенных Вологодскому муниципальному району по статье «жилищно-коммунальное хозяйство» из бюджета области.

           В 2004 году Колхоз предоставлял гражданам льготы на основании названного договора.

           Согласно постановлению правительства Вологодской области от 10.03.2004     № 233 (в редакции постановления правительства Вологодской области от 27.12.2004 № 1228) «О распределении средств» на реализацию Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг Вологодскому району выделено         2 534,2 тыс. руб.

          Согласно представленному Финансовым управлением реестру задолженности по инвалидам на 01.01.2005 Колхозу перечислено 181 053 руб. 19 коп.  (л.д. 61)

Таким образом, на 01.01.2005 образовалась задолженность по названному договору в размере 32 104 руб. 04 коп.

Невозмещение расходов на предоставление названных льгот послужило основанием для обращения Колхоза в суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования Колхоза правомерными и удовлетворили их, взыскав задолженность по недофинансированию с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы Минфина РФ в связи со следующим.

Факт предоставления льгот и их размер подтверждаются имеющимися в материалах дела счетами-фактурами от 31.01.2004 № 88, от 27.02.2004 № 235, от 27.02.2004 № 228, от 27.03.2004 № 355, от 28.04.2004 № 500, от 25.05.2004 № 617, от 28.06.2004 № 783, от 26.07.2004 № 866, от 27.08.2004 № 1100, от 27.09.2004 № 1240, от 27.10.2004 № 1369, от 30.11.2004 № 1529, от 08.12.2004 № 1539 (л.д. 7-19) и не оспариваются ответчиками.

Наличие и размер задолженности также подтверждены актом сверки кредиторской задолженности, подписанным сторонами 25.02.2005 (л.д. 38), реестром задолженности, где в графе «Остаток недофинансирования» указана спорная сумма (л.д. 61, 62).

Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

В силу статьи 5 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Порядок предоставления указанных льгот устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 № 901, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Механизм возмещения организациям расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации не  определен.

Довод жалобы о том, что Российская Федерация выполнила обязательство компенсировать расходы, связанные с предоставлением названных льгот, не может быть принят судом кассационной инстанции во внимание, поскольку не представлено доказательств выделения из федерального бюджета Вологодской области субсидий на возмещение указанных расходов в достаточном размере.

Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали  правильный и соответствующий Закону вывод о том, что компенсация недофинансирования расходов истца по предоставлению льгот и реализации Закона должна быть произведена за счет казны Российской Федерации.

Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.

Следовательно, оснований для их отмены не имеется.

   Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

        решение от 20.05.2005 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2005 Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-1022/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области – без удовлетворения.

       Председательствующий                                                         В.В. Старченкова

       Судьи                                                                                        И.И. Кириллова

                                                                                                          А.А. Кустов