ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
05 декабря 2018 года | г. Вологда | Дело № А13-10230/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года .
В полном объеме постановление изготовлено декабря 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н.при ведении протокола секретарем судебного заседания Гасымовой Л.Ф.,
при участии от Департамента строительства Вологодской области ФИО1 по доверенности от 08.06.2018, от общества с ограниченной ответственностью «СК Комплекс» ФИО2 по доверенности от 11.09.2018 № 27,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК Комплекс» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 августа 2018 года по делу № А13-10230/2018 (судья Селиванова Ю.В.),
у с т а н о в и л :
Департамент строительства Вологодской области (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее – департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «СК Комплекс» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождения: 162609, <...>; далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 августа 2018 года общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на установку оконных блоков до 01.09.2017 согласно проекту, имеющему положительное заключение государственной экспертизы.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Департамент в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав пояснения административного органа и общества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается в материалах дела, на основании распоряжения от 01.03.2018 № 147 департаментом в отношении общества проведена проверка исполнения предписаний от 25.12.2017 № 208, 209 и соблюдения требований градостроительного законодательства, соблюдения обязательных требований нормативных документов в области строительства, а также проектной документации на объекте капитального строительства «Жилой дом с помещениями общественного назначения в цокольном этаже. IIэтап строитель ства.» (далее – объект капитального строительства, жилой дом), в ходе которой составлен акт проверки от 20.03.2018 № 154 и выдано предписание от 20.03.2018 № 21.
Указанным предписание обществу в срок до 28.04.2018 предлагалось устранить нарушения пункта 5.1.6 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41 (далее – ГОСТ 23166-99), статей 5, 11, подпункта 2 пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ), листов 7, 10 проекта 21622.ПС-АР, выразившееся в установке оконных блоков ОК-2, ОК-4, ОК-5 на 2-7 этажах с неоткрывающимися створками размерами более 400*800 мм.
На основании распоряжения от 03.05.2018 № 303 административным органом проведена проверка исполнения обществом предписания от 20.03.2018 № 21, по результатам которой составлен акт проверки от 23.05.2018 № 265 и установлено, что по состоянию на 17.05.2018 предписание от 20.03.2018 № 21 не исполнено, что выразилось в том, что в нарушение пункта 5.1.6 ГОСТ 23166-99, статьи 11, подпункта 2 пункта 5 статьи 30 Закона № 384-ФЗ, листов 7, 10 проекта 21622.ПС-АР оконные блоки ОК-2, ОК-4, ОК-5 установлены с неоткрывающимися створками размерами более 400*800 мм.
Выявление факта неисполнения предписания от 20.03.2018 № 21 послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 21.06.2018 № 59.
Посчитав состав правонарушения установленным, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., при этом правомерно руководствовался следующим.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде наложения административного штрафана юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 1 названного Кодекса объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 8 статьи 54 ГрК РФ порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 (далее – Положение), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Пунктом 9 названного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Согласно пункту 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Частью 6 статьи 54 ГрК РФ также установлено, что по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общество осуществляет строительство жилого дома на основании договора от 01.12.2016 № П-16, следовательно, является лицом, на котором лежит обязанность выполнять работы в соответствии с проектной документацией, требованиями строительных норм и технических регламентов.
В проектной документации зданий и сооружений должна быть предусмотрена конструкция окон, обеспечивающая их безопасную эксплуатацию, в том числе мытье и очистку наружных поверхностей (подпункт 2 пункта 5 статьи 30 Закона № 384-ФЗ).
В силу пункта 11 этой же статьи в проектной документации должны быть предусмотрены меры по предотвращению наступления несчастных случаев и нанесения травм людям в результате взрывов, в том числе: соблюдение правил безопасности устройства систем отопления, горячего водоснабжения, газоиспользующего оборудования, дымоходов, дымовых труб, резервуаров и трубопроводов для воспламеняющихся жидкостей и газов; соблюдение правил безопасной установки теплогенераторов и установок для сжиженных газов; регулирование температуры нагревания и давления в системах горячего водоснабжения и отопления; предотвращение чрезмерного накопления взрывоопасных веществ в воздухе помещений, в том числе путем использования приборов газового контроля.
Пунктом 5.1.6 ГОСТ 23166-99 установлено, что применение неоткрывающихся створок в оконных блоках помещений жилых зданий выше первого этажа не допускается, кроме створок с размерами, не превышающими 400 х 800 мм, а также в изделиях, выходящих на балконы (лоджии) при наличии в таких конструкциях устройств для проветривания помещений. Возможность применения неоткрывающихся створчатых элементов оконных блоков в других видах помещений устанавливают в проектной документации на строительство.
В материалах дела усматривается и не отрицается обществом, что в нарушение вышеуказанных норм в строящемся объекте капитального строительства установлены оконные блоки ОК-2, ОК-4, ОК-5 на 2-7 этажах с неоткрывающимися створками размером более 400*800 мм.
На необходимость устранения данного нарушения законно и обоснованно указал департамент в выданном обществу предписании от 20.03.2018 № 21, требования которого обществом в установленный срок (до 28.04.2018) не устранены, что свидетельствует о наличии в совершенном им деянии события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что установка оконных блоков ОК-2, ОК-4, ОК-5 осуществлена до 01.09.2017 и имеет положительное заключение государственной экспертизы, отклоняются, поскольку, как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 5.1.6 ГОСТ 23166-99 применение неоткрывающихся створок в оконных блоках помещений жилых зданий выше первого этажа не допускается.
Ссылка ответчика на то, что упомянутый выше ГОСТ в момент согласования проектной документации носил рекомендательный характер, подлежит отклонению.
Обязанность по исполнению спорного требования указанного выше предписания административного органа установлена в рамках дела № А13-6164/2018, имеющего преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности исполнения предписания от 20.03.2018 № 21, податель жалобы не представил.
Доказательства того, что обществом приняты все необходимые и достаточные меры для исполнения возложенных на него обязанностей, суду также не предъявлены, что свидетельствует о наличии его вины в совершение правонарушения.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения.
Наказание назначено обществу в пределах срока давности привлечения к административной ответственности с учетом всех обстоятельств дела в минимальном размере санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменении решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 августа 2018 года по делу № А13-10230/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СК Комплекс» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.А. Тарасова |
Судьи | И.Н. Моисеева Л.Н. Рогатенко |