ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
28 декабря 2018 года | г. Вологда | Дело № А13-11000/2018 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2018 года по делу № А13-11000/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Баженова Ю.М.),
у с т а н о в и л:
казенное учреждение Вологодской области «Центр социальных выплат» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160001, <...>; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 160000, <...>; далее - фонд) о признании недействительными решений от 01.06.2018 № 045S19180006114, № 045S19180006127.
Решением суда от 15 октября 2018 года заявленное требование удовлетворено: решения фонда от 01.06.2018 № 045S19180006114, 045S19180006127 признаны недействительными, на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных учреждения.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление учреждения рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что страхователь правомерно привлечен к ответственности, поскольку представил фонду недостоверные сведения о застрахованном лице
Учреждение в отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждение осуществляет выплату вознаграждения приемным родителям на основании документов, предоставленных органом опеки и попечительства.
Во исполнение предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ обязанности учреждение в установленный законом срок (08.08.2017 и 09.10.2017) представило фонду отчеты по форме СЗВ-М за июль и сентябрь 2017 года.
Фондом в данных сведениях выявлена ошибка в указании фамилии одного застрахованного лица – ФИО1 (ранее ФИО2), на что указано обществу.
В дальнейшем, 28.08.2017, общество представило в фонд дополняющие формы СЗВ-М за июль и сентябрь 2017 года в отношении указанного лица, указав кроме фамилии ФИО1 ее прежнею фамилию – ФИО2.
Поскольку указанная дополняющая форма представлена в фонд после истечения срока предоставления отчетности по форме СЗВ-М, фонд посчитал, что учреждением допущено нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, в связи с этим составил акты от 17.04.2018 и вынес решения от 01.06.2018 № 045S19180006114, 045S19180006127 о применении к учреждению как к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования финансовых санкций по положениям части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (за одно застрахованное лицо) по каждому решению.
Не согласившись с указанными решениями, учреждение обжаловало их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу об обоснованности заявленного требования ввиду отсутствия вины учреждения в предоставлении фонду недостоверных сведений.
Апелляционная инстанция согласна с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона Вологодской области от 16.03.2015 № 3602-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» выплата вознаграждения приемным родителям (родителю) осуществляется государственным учреждением области, уполномоченным на оказание государственных услуг и исполнение государственных функций в сфере социальной защиты населения, с момента заключения договора о приемной семье с учетом районных коэффициентов, установленных на территории Вологодской области.
ФИО1 является получателем вознаграждения приемному родителю.
Данные о получателях указанной меры социальной поддержки поступают в учреждение из органа опеки и попечительства ежемесячно. Учреждение вносит соответствующие сведения в базу данных централизованной информационной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности (ЕЦИС), созданной в соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 28.03.2016 № 288 «О создании единой централизованной информационной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности».
Отчетность по форме СЗВ-М формируется учреждением из указанной базы данных.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В то же время на основании положений Закона № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Согласно пункту 37 Инструкция № 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно пункту 39 Инструкция № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихсярасхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Как следует из материалов дела и не оспаривается учреждением, дополняющие сведения представлены им с нарушением установленного пунктом 39 Инструкция № 766н срока.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Таким образом, привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении.
Из материалов дела следует, что исходные сведения на застрахованных лиц, в том числе ФИО1, представлены учреждением в установленный срок.
При этом на дату представления отчетности приемный родитель ФИО2 сменила фамилию на ФИО1, произвела в связи с этим замену паспорта гражданина Российской Федерации. Указанное обстоятельство фондом не оспаривается.
При подаче сведений о застрахованных лицах, в том числе о ФИО1, учреждение руководствовалось имеющимися в его распоряжении документами, подтверждающими актуальную фамилию застрахованного лица, то есть учреждением фонду представлены исходные сведения по форме СЗВ-М, содержащие достоверную информацию о фамилии указанного застрахованная лица.
О том, что ФИО1 не поменяла страховое свидетельство в связи со сменой фамилии, учреждению не было известно, обменом документов ФИО1 занималась самостоятельно и к заявителю не обращалась.
Доказательств обратного фондом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что учреждение не может нести ответственность за несвоевременную замену застрахованным лицом ФИО1 страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.
С учетом изложенного вина учреждения в нарушении порядка предоставления вышеуказанных сведений отсутствует.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что учреждение представило сведения, не соответствующие действительности и нарушило установленные сроки предоставления дополняющих сведений, не имеют правового значения, поскольку не учитывают вышеуказанных выводов суда об отсутствии вины страхователя в совершении описанного выше нарушения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у фонда оснований для вынесения оспариваемых решений о привлечении учреждения к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 октября 2018 года по делу № А13-11000/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Н.Н. Осокина |