ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-1103/20 от 10.02.2021 АС Вологодской области

150/2021-9048(2)

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.  В полном объёме постановление изготовлено 17 февраля 2021 года. 

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В., 

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В., 

при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области  Некипеловой И.А. по доверенности от 24.12.2020, от общества с ограниченной  ответственностью «Альтернатива» Коробовой П.Н. по доверенности 

от 23.04.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение  Арбитражного суда Вологодской области от 09 июля 2020 года по делу № А13- 1103/2020, 

у с т а н о в и л:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000,  город Вологда, улица Герцена, дом 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968;  далее - Департамент) обратился в суд с исковым заявлением к обществу с  ограниченной ответственностью «Альтернатива» (адрес: 160031, город  Вологда, улица Октябрьская, дом 19А, офис 9; ОГРН 1083525005101, 

ИНН 3525202429; далее - Общество) о взыскании доначисленной арендной  платы по договору аренды лесного участка от 18.06.2009 № 02-02-16/812-2009  за период 2017, 2018, 2019 годы в сумме 332 453 руб. 40 коп., в том числе 277  044 руб. 49 коп. в федеральный бюджет, 55 408 руб. 91 коп. в бюджет  Вологодской области. 

Решением Арбитражного суда Вологодской области от 09 июля 2020 года  по делу № А13-1103/2020 в удовлетворении исковых требований отказано. 

Департамент с решением не согласился, обратился с апелляционной  жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт,  которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов  жалобы указывает на то, что в действиях Департамента признаки 


недобросовестности отсутствуют, в связи с чем оснований для отказа в  удовлетворении исковых требований не имеется. Ссылается на  недействительность дополнительных соглашений к договору аренды,  поскольку они заключены с нарушением порядка внесения изменений и  дополнений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам  торгов, предусмотренного частью 2 статьи 74 и частью 3 статьи 74.1 Лесного  кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). Указывает на несогласие с  позицией суда первой инстанции о том, что ответчик был лишен возможности  обратиться в суд с требованием о внесении изменений в договор аренды при  наличии заключенных, исполнявшихся сторонами и зарегистрированных  дополнительных соглашений. Общество, будучи профессиональным  участником гражданского оборота, действуя разумно и осмотрительно, имело  возможность установить несоответствие дополнительных соглашений  требованиям законодательства. 

Представитель Департамента в судебном заседании доводы жалобы  поддержал. 

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в  судебном заседании просят решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 28 октября 2020 года производство по делу приостанавливалось на  основании пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) до принятия судебного акта  Арбитражным судом Северо-Западного округа по делу N А13-1200/2020. 

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10  ноября 2020 года решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая  2020 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 09 июля 2020 года по делу N А13-1200/2020 отменены; дело направлено на  новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области. 

В связи с этим определением суда от 13 ноября 2020 года производство по  настоящему делу возобновлено, дело назначено к судебному разбирательству. 

Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы,  изложенные в апелляционной жалобе. Суду пояснил, что взыскание  доначисленной арендной платы связано с заключением сторонами  дополнительного соглашения от 29.06.2016 в связи с изменением возрастов  рубок, в соответствии с которым уменьшился объем изъятия древесины и,  следовательно, размер арендной платы. 

Представитель Общества в отзыве на апелляционную жалобу и его  представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения  жалобы. 

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства  по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта,  апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной  жалобы. 


Как следует из материалов дела, 18.06.2009 Департаментом (Арендодатель)  и ООО «НТКК» (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 0202-16/812-2009 (далее - договор), зарегистрированный в установленном  порядке, сроком действия по 18.06.2058. 

По договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного  участка № 02-02-16/812-2009 ООО «НТКК» передало права и обязанности 

ООО «ДИОНА».

По договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного  участка № 02-02-16/812-2009 от 21.03.2018 ООО «ДИОНА» передало права и  обязанности ООО «Альтернатива». 

Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи
от 18.06.2009.

Порядок и сроки внесения арендной платы установлены в пунктах 5, 6, 7  договора. 

В соответствии с пунктами 5, 7 Договора арендная плата на момент  подписания договора составляет 2 679 408 руб. в год, и ее размер подлежит  изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема  лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного  кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). 

Арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению № 4 к  Договору и представляет Арендодателю в течение 30 дней после  произведенной оплаты подтверждающие документы (пункт 6 Договора). 

 На момент заключения договора аренды расчетная лесосека лесничества  принималась по материалам лесоустройства. 

Приказом Департамента № 641 от 17.12.2008 был утвержден  лесохозяйственный регламент Бабушкинского государственного лесничества. 

В связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших  и поврежденных лесных насаждений, требующих выборочной санитарной  рубки, между сторонами были заключены дополнительные соглашения от  30.11.2009, 08.12.2010, 18.11.2011, 01.02.2012, 09.11.2012, 07.03.2013,  01.10.2013, 17.06.2014, согласно которым среднегодовой объем изъятия  древесины увеличен за счет внесения изменений в части рубки погибших и  поврежденных лесных насаждений в период, установленный данными  соглашениями. 

Приказом Департамента от 29.08.2011 № 796 был утвержден новый  лесохозяйственный регламент Бабушкинского лесничества на территории  Вологодской области. 

Приказом Рослесхоза от 09.04.2015 № 105 установлены новые возрасты  рубок на территории Вологодской области (возраст по хвойным насаждениям  снижен), в связи с чем приказом Департамента от 09.06.2016 № 718 внесены  соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент Бабушкинского  лесничества, утвержденного приказом Департамента от 29.08.2011 № 796, в том  числе таблица 2.1.1.2 изложена в новой редакции, в том числе возраст рубок. 

На основании указанных изменений между сторонами было заключено  дополнительное соглашение от 29 июня 2016 года. 


Департамент направлял в адрес арендатора ежегодные уведомления о  размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017 год, на  2018 год, на 2019 год, в которых, с учетом заключенных дополнительных  соглашений, указывал арендатору конкретные размеры арендной платы в  федеральный бюджет и в бюджет Вологодской области. 

Арендатор уплачивал арендные платежи в 2017, 2018 и 2019 годах в  размерах, установленных дополнительными соглашениями от 30.11.2009 № 02- 02-16/1102-2009, от 08.12.2009 № 02-02-16/428-2010, от 18.11.2011 № 35-35- 10/010/2011-535, от 01.02.2012 № 02-01-16/62-2012 с учетом ежегодной  индексации согласно уведомлениям арендодателя по договору на 2017, 2018 и  2019 годы. 

В 2019 году Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному  федеральному округу проведена внеплановая выездная проверка Департамента,  по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных  нарушений от 18.10.2019. Согласно данному предписанию Департамент обязан  в срок до 01 июня 2020 года обеспечить перерасчет арендной платы по  договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений. 

Полагая, что исчисление размера арендной платы следует производить,  основываясь на условиях договора аренды, истец произвел перерасчет  арендной платы за 2017, 2018, 2019 годы, и обратился в суд с настоящим иском. 

Суд первой инстанции признал требование необоснованным и отказал в  его удовлетворении. 

Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения  апелляционной жалобы ввиду следующего. 

В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения,  связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются  гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской  Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено названным Кодексом,  другими федеральными законами. 

Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка  применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если  иное не установлено ЛК РФ

Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент  заключения рассматриваемого договора аренды) предусматривалось, что при  заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение  условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по  требованию одной из его сторон не допускается. 

Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ "О внесении изменений в  Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты  Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции,  согласно которой при заключении договора аренды лесного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, по  результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения 


сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается,  за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего  Кодекса. 

При этом частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ устанавливалось, что в случае, если  осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации,  возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной  ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из  которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении  такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со  статьей 9 настоящего Кодекса. 

Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в  статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" часть 2 статьи 74 ЛК  РФ вновь изложена в новой редакции, предусматривающей, что при  заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение  условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по  требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев  изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров  использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования  лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны  договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие  изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных  пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали  основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также  случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса. 

Этим же законом статья 74 ЛК РФ дополнена частью 2.1, согласно которой  договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или  муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может  быть изменен по решению суда в случае существенного изменения  количественных и качественных характеристик такого лесного участка. 

Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в  Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты  Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных  отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ), вступившим в силу с 01.10.2015 (статья 6  Закона N 206-ФЗ), часть 2 статьи 74 ЛК РФ вновь изложена в новой редакции,  устанавливающей, что при заключении договора аренды лесного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, по  результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения  сторон или по требованию одной из сторон не допускается. 

Кроме того, Законом N 206-ФЗ глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1,  согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного  участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности,  осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Кодексом. 

Частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ устанавливалось, что изменение условий  договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или 


муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не  допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или  разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров  использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования  лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны  договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое  изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных  пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало  основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также  случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса. 

Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности,  заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в  случае существенного изменения количественных и качественных  характеристик такого лесного участка. 

Таким образом, по общему правилу изменение условий договора аренды  лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается. В свою  очередь, исключения из указанного правила перечислены в частях 2 и 3 статьи  74.1 ЛК РФ

Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2019 по делу N А56- 96367/2018, ретроспективный анализ изменений норм ЛК РФ, толкование  положений частей 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ в их совокупности и взаимосвязи с  иными нормами лесного законодательства Российской Федерации позволяют  прийти к выводу о том, что наряду с судебным порядком изменения условий  договора аренды лесного участка (в случаях, указанных в части 3 названной  статьи) действующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса  предусматривает также возможность изменения условий такого договора по  соглашению сторон (при наличии обстоятельств, указанных в части 2).  Перечисленные в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ в качестве исключения  объективные обстоятельства не зависят от воли контрагентов по договорам  аренды лесного участка; их фиксация регламентирована нормативными  правовыми актами; требуют обязательного отражения в государственных  реестрах соответствующего учета, что, в свою очередь, свидетельствует об  официальном признании наступившего случая (статьи 91 и 92 ЛК РФ).  Внесение изменений в договоры аренды лесного участка по соглашению сторон  при наличии бесспорных оснований, зафиксированных и отраженных в  установленном порядке, направлено на оперативное устранение последствий,  вызванных указанными обстоятельствами, и не требует судебного  вмешательства. 

Таким образом, с включением в ЛК РФ Законом N 206-ФЗ статьи 74.1  допускается возможность изменения по соглашению сторон условий договора  аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов при наличии  обстоятельств, указанных в части 2 данной статьи. 


Количественные и качественные характеристики лесного участка, согласно  части 1 статьи 69.1 ЛК РФ, определяются путем таксации лесов, проводимой в  соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией,  утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.  По результатам проведения таксации лесов оформляются карточки таксации,  составляются таксационные описания и картографические материалы по  лесным участкам. В частности, при таксации лесов определяются основные  характеристики лесных ресурсов, например преобладающие и сопутствующие  древесные породы, диаметр, высота и объем древесины, лесорастительные  условия (часть 2 статьи 69.1 ЛК РФ). 

Параметры использования лесов устанавливаются лесохозяйственными  регламентами лесничеств, которые утверждаются органами власти субъектов  Российской Федерации и содержат: виды разрешенного использования лесов,  определяемые в соответствии со статьей 25 данного Кодекса; возрасты рубок,  расчетную лесосеку, сроки использования лесов и другие параметры их  разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии  со статьей 27 данного Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству  лесов (статья 87 ЛК РФ). 

Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение от 29.06.2016  заключено сторонами в связи с принятием Департаментом приказа от  09.06.2016 N 718 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент  Бабушкинского лесничества на территории Вологодской области" (далее -  Приказ N 718). 

Согласно сведениям, представленным Департаментом, на момент  утверждения регламента Бабушкинского лесничества в 2011 году площадь  земель лесничества, покрытых лесом, составляла 457 262 га, в том числе 225  962 га - хвойные, 231 300 га - мягколиственные. В соответствии с изменениями,  внесенными на основании Приказа N 718, площадь, покрытая лесом, составляет  453 051 га, в том числе 221 751 га - хвойные, 231 300 га - мягколиственные.  Группировка лесов по возрастам по состоянию на 2011 год была следующая:  молодняки – 107 793 га, средневозрастные – 118 993 га, приспевающие – 38 730  га, спелые и перестойные – 197 746 га, а в соответствии с Приказом N 718 по  состоянию на 2016 год молодняки – 105 130 га, средневозрастные – 78 362 га,  приспевающие – 53 975 га, спелые и перестойные – 215 586 га. 

Расчетная лесосека по эксплуатационным лесам в 2011 году равнялась 1  650 тыс. куб. м, с учетом изменений, внесенных в 2016 году на основании  Приказа N 718, - 1 555.5 тыс. куб. м. 

В связи с данными изменениями параметров использования лесов  сторонами дополнительным соглашением от 29.06.2016 к договору аренды в  новой редакции изложено приложение 1 "Характеристика лесного участка и его  насаждений", из которого видно, что по сравнению с параметрами,  существовавшими на момент заключения договора и отраженными в  приложении 2 к договору, уменьшилась площадь земель, покрытых лесной  растительностью, с 18 033 га до 17 397 га, сократился запас эксплуатационной  древесины с 616 тыс. куб. м, до 536 тыс. куб. м. 


Также в новой редакции изложены приложение 2 "Цели и объемы  использования лесов на арендуемом лесном участке" и приложение 7 "Расчет  арендной платы" к договору аренды, из которых следует уменьшение  ежегодного объема изъятия древесины на лесном участке с 38 630 куб. м,  установленного при заключении договора (приложения 3, 7), до 35 610 куб. м.   Кроме того, дополнительным соглашением от 29.06.2016 к договору аренды  изменены объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на  арендуемом лесном участке (приложение 6 к договору). В частности,  увеличился объем лесовосстановительных мероприятий и ухода за лесами,  подлежащие выполнению на лесном участке. 

При таких обстоятельствах, поскольку заключение дополнительного  соглашения от 29.06.2016 к договору аренды лесного участка вызвано  внесением на основании Приказа N 718 изменений в лесохозяйственный  регламент Бабушкинского лесничества в связи с изменением параметров  использования лесов на территории данного лесничества, при этом внесение  изменений в договор аренды допускается положениями части 2 статьи 74.1 ЛК  РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований  для признания данного соглашения недействительным (ничтожным). 

Из материалов дела следует, что размер арендной платы по договору  аренды лесного участка за спорный период исчислялся Департаментом с  учетом изменений параметров использования лесного участка, определенных  дополнительным соглашением от 29.06.2016 к договору аренды, и отражен в  уведомлениях, направленных Обществу. 

Арендная плата по договору аренды лесного участка за 2017 - 2019 годы  внесена Обществом в полном объеме в соответствии с размерами платы,  указанными в уведомлениях. 

Данные обстоятельства Департаментом не оспариваются.

Таким образом, поскольку Арендатором надлежащим образом исполнены  обязательства по внесению арендной платы за спорный период, исчисленной с  учетом изменений, внесенных в договор дополнительным соглашением от  29.06.2016, заключение которого не противоречит положениям части 2 статьи  74.1 ЛК РФ, оснований для вывода о наличии на стороне Общества  задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от  18.06.2009 за период с 2017 по 2019 год не имеется. 

В свете изложенного решение суда, которым истцу отказано в  удовлетворении иска, следует признать верным. 

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия  не находит оснований для отмены или изменения решения суда. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным  основанием для отмены судебного акта, судом при рассмотрении спора не  допущено. 

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Департамента  удовлетворению не подлежит. 

Поскольку истец в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской  Федерации, освобожден от уплаты государственной пошлины, то за 


рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не  подлежит. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный  суд 

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 09 июля 2020 года  по делу № А13-1103/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо- Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия. 

Председательствующий Ю.В. Зорина

Судьи А.В. Романова 

Н.В. Чередина