ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
01 февраля 2021 года | г. Вологда | Дело № А13-11541/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено февраля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от публичного акционерного общества «Северсталь» ФИО1 по доверенности от 30.10.2020, от Северо-Западного управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 по доверенности от 10.12.2020 № Д-240-113,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября 2020 года по делу № А13-11541/2020,
у с т а н о в и л:
публичное акционерное общество «Северсталь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: <...>; далее – общество, ПАО «Северсталь») обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее – управление, Ростехнадзор) о признании незаконным и отмене вынесенного им постановления от 25.08.2020 № 35-ПР-240-249-о-1616/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество в отзыве выразило свое несогласие с доводами управления, изложенными в апелляционной жалобе.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного в связи с поступившим сообщением об инциденте (вх. №247/6033 от 16.06.2020) технического расследования причин произошедшей 16.06.2020 в 01 час 45 мин аварии на ПАО «Северсталь», управлением составлен акт от 21.07.2020, в котором отражено, что обществом допущено нарушение требований промышленной безопасности, совершенное на опасном производственном объекте «Участок транспортирования опасных веществ управления транспорта», расположенном по адресу: <...>, выразившееся в том, что сливо-наливная эстакада склада чистых продуктов не оборудована автоматическими устройствами, исключающими перелив цистерн, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116, Закон об ОПО), пункта 4.7.17 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывбезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 (далее – ФНБ № 96, Правила).
В связи с выявлением нарушения управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2020 №35-ПР-240-249-о-3979/ПТ, а также вынесено постановление от 25.08.2020 № 35-ПР-240-249-о-1616/ПС, которым ПАО «Северсталь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее – ОПО), обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу статьи 2 Закона № 116-ФЗ ОПО в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. ОПО подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 4 этого Закона определено, что федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к: деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности; безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; обоснованию безопасности опасного производственного объекта. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В развитее этой нормы Закона № 116-ФЗ приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 (зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2013 № 28138) утверждены, в том числе и ФНП 96, на нарушение которых ссылается Ростехнадзор.
В пункте 4.7.17 ФНП 96 действительно указано, что сливоналивные эстакады СГГ, ЛВЖ и ГЖ должны быть оборудованы надежными автоматическими устройствами, исключающими перелив цистерн.
В рассматриваемом случае управление установило факт нарушения этой нормы в связи с отсутствием автоматических устройств, исключающих перелив цистерн на сливоналивной эстакаде склада чистых продуктов.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, в силу пункта 1.2 ФНП № 96 эти Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на ОПО химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в пункте 1 приложения 1 к Закону № 116-ФЗ, в том числе способные образовывать паро-, газо- и пылевоздушные взрывопожароопасные смеси, кроме конденсированных взрывчатых веществ (далее – ВВ), включая ОПО хранения нефти, нефтепродуктов, сжиженных горючих газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (далее СГГ, ЛВЖ и ГЖ).
При этом доказательств того, что ПАО «Северсталь» и находящийся в нем опасный производственный объект «Участок транспортирования опасных веществ управления транспорта» является ОПО химических, нефтехимических и нефтегазоперерабатывающих производств в материалы дела не предъявлено.
Напротив, из сведений, содержащихся в государственном реестре опасных производственных объектов, следует, что ОПО «Участок транспортирования опасных веществ управления транспорта» относится к металлургической деятельности, что не отрицалось и представителем Ростехнадзора в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При этом действовавшие в период выявления аварии Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов», утвержденные приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 № 656 (зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2014 № 32271), требования об оборудовании сливоналивных эстакад СГГ, ЛВЖ и ГЖ надежными автоматическими устройствами, исключающими перелив цистерн, в себе не содержали.
Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, в соответствии с которыми ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 (зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 № 45760) утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее – Приказ № 495).
В соответствии с названным Приказом отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями (пункт 6).
По результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 к настоящим Требованиям (пункт 11).
При этом пунктом 12 Приказа № 495 предусмотрено, что правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором (далее – регистрирующий орган) при осуществлении его регистрации в государственном реестре на основании данных, представленных эксплуатирующей организацией.
Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов ПАО «Северсталь» № А28-00205 (т.1, л.д.86-91) объект «Участок транспортирования опасных веществ управления транспорта» зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов за № А28-00205-0052, «Цех ректификации сырого бензола КХП» – за № А28-00205-0004.
В соответствии со сведениями реестра, характеризующими ОПО (т.2 л.д.2-13), при идентификации объекта №А28-00205-0052 присвоено цифровое обозначение раздела (подраздела) отраслевой принадлежности (вида деятельности) 17, по объекту №А28-00205-0004 – 13.3, что в соответствии с Приложением №1 к Приказу № 495 относится к опасным производственным объектам, связанным с транспортировкой опасных веществ (раздел 17), и опасным производственным объектам газового хозяйства, коксохимических и других производств металлургической промышленности (раздел 13.3).
При этом ОПО химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также других взрывопожароопасных и вредных производств подлежат идентификации в соответствии с разделом 7 приложения 1 к Приказу № 495.
Однако сведений об осуществлении на спорных ОПО видов деятельности в соответствии с разделом 7 реестр не содержит.
С учетом изложенного ФНП 96 не подлежат применению к спорным правоотношениям, и несоблюдение их обществом не свидетельствует о событии вмененного ему административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции сделал верный вывод о недоказанности события и состава вмененного административного правонарушения в действиях ПАО «Северсталь», что в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В связи с этим и руководствуясь части 2 статьи 211 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменить постановление Ростехнадзора от 25.08.2020 № 35-ПР-240-249-о-1616/ПС.
Выводы суда, изложенные в решении от 26.11.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 ноября 2020 года по делу № А13-11541/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |