ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-1165/2021 от 13.09.2021 Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

20 сентября 2021 года

г. Вологда

Дело № А13-1165/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2021 года.

В полном объеме постановление изготовлено 20 сентября 2021 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,

при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области представителя ФИО1 по доверенности от 17.08.2021 № 256, от непубличного акционерного общества «СВЕЗА-Новатор» представителя ФИО2 по доверенности от 15.04.2021 № ДОВ/8300-21-000023,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу непубличного акционерного общества «СВЕЗА-Новатор» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года по делу № А13-1165/2021,

установил:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (адрес: 160000, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к непубличному акционерному обществу «СВЕЗА-Новатор» (адрес: 162350, Вологодская область, район Великоустюгский, поселок Новатор; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Общество) о взыскании 1 978 361 руб. неустойки.

Решением судаот 15.06.2021 иск удовлетворен.

Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Объем 95,3 га устанавливается при условии 100% освоения расчетной лесосеки за год предшествующий году лесовосстановлению. Аналогичный вывод содержится в Лесохозяйственном регламенте Великоустюгского лесничества на страницах 136- 137. Из анализа направленных лесных деклараций по Великоустюгскому лесничеству следует, что по декларациям 2018 год вырублена площадь - 51 га, по декларациям 2019 года - 80,5 га, по декларациям 2020 года - 50 га. Данные площади Департаментом не оспариваются. Для плана 2020 года необходимо брать во внимание площади рубок 2019 года. Задекларированные делянки 2019 и 2020 года не осмотрены и окончательные варианты лесовосстановления не установлены. Представленная истцом выписка от 05.03.2021 № 64 из государственного лесного реестра содержит сведения о непокрытых лесом лесных участках. Поскольку на указанных площадях проведены различные работы по лесовосстановлению и свободных площадей не имеется, в 2020 году установленные плановые объемы 95,3 га выполнить не представляется возможным. Общество провело работы на всех имеющихся свободных площадях. На момент предъявления претензии о взыскании неустойки за невыполнение лесовосстановительных работ, спорные лесосеки не осмотрены. В материалы дела не представлены документы, обязывающие проводить искусственное лесовосстановление сверх 5,7 га на территории Великоустюгского лесничества. Установленный объем 5,7 га по договору аренды лесного участка и проектом освоения лесов Общество выполнило в полном объеме (акт патрулирования от 30.06.2020 № 84). Вменяемый объем 18 га искусственного лесовосстановления не подтверждается. Задолженности по объему за прошлые годы у Общества не имеется.Принимая решение о замене на искусственное лесовосстановление у Общества есть время на проведение работ в течении двух лет с момента осмотра мест рубок, учитывая, что лесосека квартале 74 выделах 11, 12, 13, 28 ТОО «Заря» Великоустюгского сельского участкового лесничества осмотрена сотрудниками лесничества в 2019 году. Срок сентябрь 2020 года в отношении указанных работ не может быть пресекательным. Взыскиваемая неустойка за невыполнение искусственного лесовосстановления (сверхустановленного плана) несоразмерна и нарушает права арендатора. Арендатором понесены затраты на проведение работ более 1 000 000 руб. Площадь 18 га идет в счет закрытия плановых объемов по естественному лесовосстановлению. Так как иных площадей для закрытия по содействию естественного лесовосстановления у Общества не имеется, проведение работ по посадке это вынужденная мера.Согласно таксационному описанию в квартале 61 выдела 5,7,8,10; квартале 75 выделах 4, 6; квартале 75 выдел 11 Великоустюгского сельского участкового лесничества (ТОО «Заря») содержит данные о подросте в среднем 3 000 шт. на га. При таком количестве подроста после проведения рубки лесных насаждений возможно проведение содействия естественному лесовосстановления без проведения дополнительных работ в виде искусственного или комбинированного лесовосстановления. Суд неправильно применил пункты 10, 18 приказа Минприроды России от 25.03.2019 № 188 (далее – Приказ № 188), пункт 8 Правил ухода за лесом, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017 № 626. Лесничество не провело оценку качества проведенных работ, ущерба окружающей среде. В материалах дела отсутствуют данные о проведение осмотра мест рубок. Департамент не направлял требования о необходимости проведения работ по внесению изменений в проект освоения лесов, не представил варианты возможного проведения рубок ухода в иных местах арендного участка.

Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.

Департамент в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав представителей Общества, Департамента, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 19.10.2017 № 06-01-05/70-2017 (зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы 15.11.2017 за регистрационным номером 35:10:0000000:1883-35/001/2017-2)

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 договора арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор – принять во временное пользование лесной участок площадью 4 455 га, местоположение: Вологодская область, Великоустюгский муниципальный район, Великоустюгское лесничество, Великоустюгское сельское участковое лесничество, ТОО «Заря», лесные кварталы № 60-63, 66-75, Кузинское участковое лесничество, колхоз «Первомайский», лесные кварталы № 21, 36, 40-43, кадастровые номера 35:10:0000000:1883, 35:10:0000000:1864, для осуществления заготовки древесины, за плату.

Согласно подпункту «н» пункта 12 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта «о» пункта 14 договора за невыполнение и несвоевременное выполнение мероприятий по воспроизводству лесов установлена неустойка в размере 3-кратной стоимости затрат, необходимых для выполнения этих мероприятий по нормативам в области лесного хозяйства, а при отсутствий таких нормативов - согласно калькуляции арендодателя.

Пунктом 25 установлен сроком действия договора – 49 лет.

Общество разработало проект освоения лесов, который получил положительное заключение государственной экспертизы приказом Департамента от 14.12.2018 № 2169 с последующими изменениями.

На основании указанного договора аренды и проекта освоения лесов Общество осуществляет заготовку древесины, в том числе в форме сплошных рубок лесных насаждений.

В результате патрулирования по выявлению, пресечению и предотвращению нарушений лесного законодательства, выполнения Обществом работ по воспроизводству лесов по договору аренды лесного участка в квартале 74 выделах 11, 12, 13. 28 Великоустюгского сельского-участкового лесничества (ТОО «Заря») Великоустюгского лесничества (далее – Лесничество) 02.10.2020 установлено, что количество посадочных мест (высаженных растений) на 1 гектаре составляет 1 715 шт/га, размещение в рядах 1,0 -1,2 м,

В соответствии с проектом лесовосстановления в квартале 74 выделах 11, 12, 13, 28 Великоустюгского сельского участкового лесничества (ТОО «Заря») Великоустюгского лесничества Общество должно выполнить работы по искусственному лесовосстановлению - посадке лесных культур на площади 18,0 га в августе-сентябре 2020 года. Согласно пункту 3.5 проекта лесовосстановления метод посадки - сеянцами ели европейской с ЗКС. Количество посадочных мест на 1 га 2,0 тыс.шт./га, расстояние в рядах 0,6-0,9 м (пункты 3.6 и 3.7 проекта лесовосстановления).

Проверкой установлено, что количество посадочных мест (высаженных растений) на га составляет 1 715 шт/га, размещение в рядах 1,0 - 1,2 м. Данные показатели не соответствуют проекту лесовосстановления (пункты 3.6 и 3.7) и пункту 43 приложения 1 к Приказу № 188.

Проверка работ по искусственному лесовосстановлению проведена по истечении нормативных сроков выполнения работ по искусственному лесовосстановлению, а именно 02.10.2020. Нормативные сроки выполнения работ по искусственному лесовосстановлению, к которым относится посадка лесных культур, содержатся в Лесохозяйственном регламенте лесничества.

В условиях Вологодской области срок выполнения работ по искусственному лесовосстановлению установлен август-сентябрь. Кроме того, указанные сроки (август-сентябрь) выполнения данных работ (август-сентябрь) установлены проектом освоения лесов (таблица 4.4.4) и проектом лесовосстановления (пункт 1.4).

Постановлением начальника Великоустюгского территориального отдела - государственного лесничества Управления организации федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента от 26.10.2020 № 41 за нарушение требований законодательства, в части воспроизводства лесов, Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 10.12.2020 снижен размер административного штрафа до 150 000 руб., в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.

Департамент произвел расчет неустойки в соответствии с договором и приказом Департамента от 27.12.2019 № 1881 «Об утверждении нормативов затрат для исчисления размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства, и калькуляции затрат с целью исчисления размера неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений на 2020 год».

Для определения количества подроста и молодняка главных лесных древесных пород специалистами на каждой площади заложены пробы.

В квартале 61 выделах 5, 7, 8, 10 Великоустюгского сельского участкового лесничества (ТОО «Заря») Великоустюгского лесничества на площади 24,8 га при проведении проверки учет жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород произведен на 100 учетных площадках, зауженных через заранее установленное расстояние в 7 м. Количество жизнеспособного подроста в перечете на крупный составил 1 061 шт./га. Согласно проекту лесовосстановления должен составить 1673 шт./га.

В квартале 75 выделах 4, 6 Великоустюгского сельского участкового лесничества (ТОО «Заря») Великоустюгского лесничества на площади 18 га при проведении проверки учет жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород произведен на 100 учетных площадках, зауженных через заранее установленное расстояние в 5 метров. Количество жизнеспособного подроста в перечете на крупный составил 1 333 шт./га. Согласно проекту лесовосстановления должен был составить 2 766 шт./га.

В квартале 75 выдел 11 Великоустюгского сельского участкового лесничества (ТОО «Заря») Великоустюгского лесничества на площади 15.3 га при проведении проверки учет жизнеспособного подроста и молодняка главных лесных древесных пород произведен на 100 учетных площадках, зауженных через заранее установленное расстояние в 5 метров. Количество жизнеспособного подроста в перечете на крупный составил 360 шт./га. Согласно проекту лесовосстановления должен был составить 1585 шт./га.

Общество не провело работы по лесовосстановлению на лесных участках общей площадью 80,9 га.

Департамент произвел расчет неустойки в соответствии с договором аренды и Приказом № 1881 в размере 145 018 руб. 50 коп.

Общество представило Лесничеству проект рубок ухода в молодняках, в котором запланированы работы по выполнению рубок ухода в молодняках (осветления) на площади 3,8 га в квартале 63 выдел 1 Великоустюгского сельского участкового лесничества (ТОО «Заря») Великоустюгского лесничества.

В соответствии с пунктом 10 приказа Минприроды России от 22.11.2017 № 62 «Об утверждении Правил ухода за лесами» в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород; рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков.

Согласно приложению 1 приказа Минприроды России от 22.11.2017 № 62 «Об утверждении Правил ухода за лесами» рубки осветления проводятся в лесных насаждениях, возраст которых до 10 лет, рубки прочистки проводятся в лесных насаждениях, возраст которых составляет от 10-20 лет.

В соответствии с данными государственного лесного реестра возраст лесных насаждений в квартале 63 выделе 1 Великоустюгского сельского участкового лесничества (ТОО «Заря») Великоустюгского лесничества составляет более 10 лет.

Суд первой инстанции обоснованно указал, что арендатором неправильно выбраны мероприятия по уходу за лесами. За невыполнение рубок ухода в молодняках (прочистки) на площади 3,8 га на основании договора аренды лесного участка и калькуляции на выполнение работ в 2020 году истцом начислена неустойка в размере 120 030 руб. 60 коп. Общий размер неустойки за невыполнение (ненадлежащее) выполнение работ по охране защите и воспроизводству лесов составил 1 978 361 руб. Общество 29.12.2020 направило претензию, в которой установлен срок для добровольной оплаты долга до 29.01.2021.

Претензия оставлена Обществом без удовлетворения.

Истец начислил и предъявил ответчику 1 978 361 руб. неустойки.

Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, иск удовлетворил.

Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.

В статье 330 ГК РФ предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Согласно части 5 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.

В соответствии с частью 2 статьи 62 ЛК РФ, подпунктом «а» пункта 6 приложения III к Приказу № 188 лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления.

Согласно разделу 2.17.3 Лесохозяйственного регламента Великоустюгского лесничества, утвержденного приказом Департамента от 16.10.2018 № 1543 с изменениями, лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.

Пунктом 3 приложения 2 к Приказу № 188 предусмотрено, что договором аренды, Лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов Обществом определен способ и сроки лесовосстановления, разработан проект лесовосстановления и представлен в Великоустюгский территориальный отдел - государственное лесничество 24.06.2020.

В соответствии со статьей 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Согласно статье 83 ЛК РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений но предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организации и проведению соответствующих аукционов, а также осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), главным администратором доходов бюджета, в том числе, по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов но ним, взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, определено Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз России).

В соответствии с приказом Рослесхоза от 30.12.2020 № 1205 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов» за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия в области лесных отношений, закреплены полномочия по исполнению полномочий администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с правовыми актами принятыми ими.

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 24.09.2012 № 1108 (далее – Положение) Департамент является постоянно действующим органом исполнительной государственной власти области в сфере организации и обеспечения использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях лесного фонда, ведения государственного лесного реестра, осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, обеспечения инвестиционного и инновационного развития лесопромышленного комплекса области.

Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств, администратора доходов областного бюджета, осуществляет полномочия по администрированию доходов бюджетной системы РФ в соответствии с федеральным законодательством, законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый год (подпункт 2.3.1 Положения).

Как правильно указал суд первой инстанции, обязанность Общества по выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов предусмотрена договором. Доказательств своевременного выполнения установленных договором аренды лесного участка работ по охране, защите и воспроизводству лесов и их приемки истцом в материалы дела ответчиком не представлено.

Доводы подателя жалобы не являются доказательством надлежащего исполнения договорных обязательств в части выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов и не могут служить основанием для освобождения от гражданско-правовой ответственности в виде взыскания неустойки.

Ссылки подателя жалобы на вырубки 2020 года не принимаются во внимание, поскольку как следует из материалов дела в указанный объем лесовосстановительных работ не взяты вырубки 2020 года.

Доводы подателя жалобы о том, что со стоны Департамента не проводились осмотры мест рубок, в связи с этим невозможно определить окончательный вариант мероприятий по лесовосстановлению, не принимаются во внимание.

В данном случае, как следует из материалов дела, проводимый специалистами лесничества осмотр мест рубок в соответствии с приложением 4 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 № 367 не связан с обязанностями арендатора по проведению на вырубленных лесосеках лесовосстановительных мероприятий и выполнению требований по воспроизводству лесов в рамках договора аренды. Обязанностью арендатора в силу закона является проведение осмотра вырубленных лесосек на предмет определения способа их восстановления. Способ лесовосстановления на арендованных лесных участках должен планироваться арендатором при проведении отвода лесосеки до проведения рубки.

Ссылка подателя жалобы на требования по лесовосстановлению, установленные приказом Минприроды России от 04.12.2020 № 1014, является ошибочной, поскольку не распространяются на тот период, когда начислена неустойка и установлены обстоятельства, связанные с ее начислением.

Из материалов дела видно, что Общество заявило в суде первой инстанции об уменьшении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.

В силу статьи 333 ГК РФ подлежащая уплате неустойка может быть уменьшена судом, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В соответствии с пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление Пленума № 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Согласно пункту 71 Постановления Пленума № 7, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Как указано в пункте 73 Постановления Пленума № 7, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.

Согласно пункту 74 Постановления Пленума № 7, возражая против заявления об уменьшении размера неустойки, кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ), но вправе представлять доказательства того, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего при сравнимых обстоятельствах разумно и осмотрительно, например, указать на изменение средних показателей по рынку (процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, валютных курсов).

В силу пункта 75 Постановления Пленума № 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период.

Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки.

Согласно пункту 77 Постановления Пленума № 7 снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).

Аналогичные положения ранее были заложены в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Применительно к настоящему спору видно, что суд первой инстанции, рассматривая заявление ответчика о снижении неустойки по правилам статьи 333 ГК РФ, учитывал конкретные обстоятельства дела, а также условия, при которых возникла заявленная истцом неустойка, действия сторон в сложившихся правоотношениях в спорный период.

Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае неустойка предусмотрена за выполнение неденежного обязательства, а обязательства в натуре, последствием просрочки исполнения которого может служить ущерб, причиненный лесному фонду. Общество, заявив о несоразмерности размера неустойки последствиям нарушения обязательства, доказательств такой несоразмерности не представило, в связи с этим оснований для снижения неустойки не имеется.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется. Правовых оснований для ее снижения по правилам статьи 333 ГК РФ апелляционным судом не установлено.

Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года по делу № А13-1165/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу непубличного акционерного общества «СВЕЗА-Новатор» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Я. Зайцева

Судьи

О.Б. Ралько

Н.В. Чередина