ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-11825/16 от 24.04.2017 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 апреля 2017 года

г. Вологда

Дело № А13-11825/2016

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2017 года .

В полном объёме постановление изготовлено апреля 2017 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и                Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседанияВласовой А.Н.,

при участии от Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области представителя ФИО1 по довренности от 17.03.2017, от Департамента финансов Вологодской области представителя ФИО2 по доверенности от 09.01.2017, от акционерного общества «Дирекция автобусных перевозок» представителя ФИО3 по доверенности от 16.01.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области и Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2017 года по делу № А13-11825/2016 (судья            Шумкова И.В.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Сокольское ПАТП» (место нахождения: 162130, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (место нахождения: 160019, г. Вологда¸ ул. Горького, д. 35;                     ОГРН <***>,  ИНН <***>; далее – Департамент транспорта) о взыскании 527 911 руб. 75 коп. неосновательного обогащения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент финансов Вологодской области (далее – Департамент финансов), акционерное общество «Дирекцию по организации автобусных перевозок» (далее - Дирекция).

Решением суда от 23 января 2017 исковые требования удовлетворены.

Департамент транспорта и Департамент финансов не согласились с решением суда и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалоб апеллянты указывают, что по результатам проведенной Департаментом финансов проверки реализации государственной программы Вологодской области «Развитие транспортной системы» установлено нецелевое расходование Обществом бюджетных средств в сумме 527 911 руб. 75 коп. С данным фактом истец согласился и перечислил средства субсидии в бюджет области. В связи с этим считают, что неосновательное обогащение на стороне ответчика отсутствует.

В заседании суда апелляционной инстанции представители Департамента транспорта и Департамента финансов доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали.

Представитель Дирекции с доводами подателей жалоб не согласился по мотивам, изложенным в отзыве.

От Общества отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Вологодской области от 11.03.2013 № 252 «О проезде пассажиров автобусами в пригородном и междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам» для обучающихся образовательных организации, указанных в постановлении, установлены скидки на проезд автобусами в междугородном и пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам.

В целях реализации данного постановления постановлением Правительства Вологодской области от 22.07.2013 № 723 (далее – Постановление № 723) утверждены: Порядок предоставления права на проезд со скидкой 30% от установленных тарифов автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам и по месячным именным билетам автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам (далее – Порядок № 1); Порядок предоставления субсидий на компенсацию потерь в доходах транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки учащихся общеобразовательных организаций, студентов и слушателей профессиональных образовательных организаций автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам, студентов и слушателей профессиональных образовательных организаций и студентов образовательных организаций высшего образования автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам (далее – Порядок № 2), в настоящее время утратившие силу на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.09.2016№ 847 «О реализации постановления Правительства области от 11 марта 2013 года № 252».

Согласно пункту 2.1 Порядка № 2 субсидия предоставляется транспортной организации при условии наличия заключенного Департаментом транспорта с организацией договора о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах в связи с установлением скидки по тарифам на проезд автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам и продажи месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам.

Судом установлено, что Департаментом транспорта и Обществом 17.02.2015 заключен договор № 1 в редакции соглашения от 21.07.2015 о предоставлении субсидии на компенсацию потерь в доходах в связи с установлением скидки по тарифам на проезд автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам и продажи месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам.

Согласно пункту 1.1 договора его предметом является обеспечение транспортного обслуживания на межмуниципальных маршрутах следующих категорий пассажиров:

студентов и учащихся очной формы обучения высших и средних специальных учебных заведений (далее - обучающихся) с предоставлением скидки в размере 30 % от действующих тарифов в автобусах междугородного сообщения в период с 1 сентября по 30 июня включительно;

студентов и учащихся средних специальных учебных заведений, а также учащихся общеобразовательных, специальных (коррекционных) общеобразова-тельных школ-интернатов, профессиональных училищ (лицеев) (далее - обучающихся) при проезде в автобусах пригородного сообщения по месячным именным билетам.

Исходя из условия договора сторонами проведена классификация пассажиров по маршруту поездки и виду льготы: междугородное сообщение и скидка 30% от действующих тарифов (абзац второй пункта 1.1), пригородное сообщение и месячный именной билет (абзац третий пункта 1.1).

Департаментом финансов в рамках контрольных мероприятий по реализации государственной программы Вологодской области «Развитие транспортной системы» проведена проверка предоставления субсидии на компенсацию потерь в доходах транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки учащихся общеобразовательных, специальных общеобразовательных школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам. По результатам проверки составлен акт от 18.07.2016, в котором, в частности, отражено, что в нарушение Постановления № 723 Обществу в 2015 году перечислены средства субсидии в сумме 527 900 руб. на компенсацию потерь в связи с установлением стоимости месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам студентов высших учебных заведений. Данное расходование бюджетных средств признано Департаментом финансов нецелевым.

Общество 07.07.2016 по платежному поручению № 374 перечислило Департаменту транспорта 527 911 руб. 75 коп., указав в назначении платежа - компенсация затрат бюджета за 2014 - 2015 год, сумма 527 911,75 руб.

Полагая, что основания для возврата субсидии отсутствовали, Общество в претензии от 29.07.2016 потребовало от Департамента транспорта возврата ошибочно перечисленных денежных средств.

Неисполнение Департаментом транспорта претензионных требований послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал требования истца правомерными.

Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В рассматриваемом случае условия и порядок  предоставления субсидий на компенсацию потерь в доходах транспортных организаций, осуществляющих перевозки учащихся общеобразовательных, специальных коррекционных общеобразовательных школ-интернатов, профессиональных училищ, лицеев автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам, студентов и учащихся высших, специальных учебных заведений автобусами в междугородном сообщении по межмуниципальным маршрутам, определялся Порядком № 2.

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 1 (здесь и далее в редакции, действовавшей в 2015 году) предоставления право на приобретение месячных именных билетов на проезд автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам имеют:

студенты и учащиеся средних специальных учебных заведений к месту учебы и обратно - стоимостью 48 рублей за километр пути;

учащиеся общеобразовательных, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, профессиональных училищ (лицеев) между пунктами проживания и обучения - стоимостью 26 рублей за каждый километр пути.

В силу пункта 2.1 Порядка № 1 основанием для приобретения месячного именного билета является документ, подтверждающий отнесение лица к одной из указанных категорий пассажиров: для студентов и учащихся средних специальных учебных заведений - студенческий билет или ученический билет; для учащихся общеобразовательных, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов - справка общеобразовательного учреждения с фотографией обучающегося; для учащихся профессиональных училищ (лицеев) - билет учащегося.

Продажа месячных именных билетов для указанных категорий пассажиров осуществляется в кассах автовокзалов (автостанций). Основанием для проезда указанных категорий пассажиров автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам является приобретенный билет и документ, подтверждающий отнесение лица к одной из указанных категорий пассажиров, - студенческий билет, ученический билет или справка общеобразовательного учреждения с фотографией обучающегося (пункты 2.2, 2.3 Порядка № 1)

Согласно пункту 3 Порядка № 1 право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации.

Оспаривая требования истца, ответчик указал на неправомерное получение Обществом субсидии на компенсацию потерь в связи с перевозкой по месячным проездным билетам автобусами в пригородном сообщении по межмуниципальным маршрутам студентов высших учебных заведений, что не предусмотрено Постановлением № 723.

Вместе с тем апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности доводов ответчика, Департамента финансов о том, что субсидия не предоставляется при перевозке студентов высших учебных заведений в автобусах пригородного сообщения по межмуниципальным маршрутам по месячным именным билетам.

Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012                   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 10 Закона об образовании в редакции, действовавшей не дату внесения изменений в договор от 17.02.2015 соглашением от 21.07.2015, в Российской Федерации устанавливались следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование, а также следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В силу части 3 статьи 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Частью 1 статьи 33 Закона об образовании установлено, что к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся, в том числе:

учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы; (подпункт 2)

студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры (подпункт 3).

Приказами Министерства образования и науки России от 22.03.2013                № 203 утвержден образец формы студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры; приказом Министерства образования и науки России от 05.04.2013 № 240 - образец формы студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования.

Как верно указал суд, термины «высшее учебное заведение» и «среднее специальное учебное заведение» в названном Законе не используются.

С учетом приведенных правовых норм суд первой инстанции правомерно посчитал, что некорректное и неправовое указание в Постановлении № 723 и договоре от 17.05.2015 с учетом соглашения от 21.07.2015 лиц, имеющих право на льготу, не может являться основанием для ее непредставления перевозчиком.

Следует согласиться с позицией суда, что иное толкование изложенных выше правовых норм и условий договора от 17.02.2015 привело бы к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной и той же категории, и в данном случае привело бы к ущемлению прав лиц, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования в учреждениях высшего образования, по сравнению с лицами, осваивающими образовательные программы среднего профессионального образования в иных учреждениях, что не соответствует части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина.

 При таких обстоятельствах потери транспортной организации при предоставлении льготы при продаже проездных билетов студентам подлежат компенсации.

Согласно информации, предоставленной Федеральным  государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Вологодский государственный университет» в письме от 23.12.2016, данным учреждением реализовывались программы подготовки специалистов среднего звена по 16 специальностям. Из письма Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В.Верещагина» от 22.12.2016 следует, что в 2015 году данное учреждение реализовывало программы подготовки специалистов среднего звена по 2 специальностям.

В реестрах реализации проездных билетов школьникам и студентам указаны лишь фамилии и наименования учебных заведений без указания программы обучения.  Сведения о том, какое количество проездных билетов продано студентам, обучающимся по программам среднего профессионального образования, и какое количество проездных билетов реализовано студентам, обучающимся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, отсутствуют.

С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Департаментом транспорта, Департаментом финансов наличия оснований для возврата Обществом средств субсидии.

Поскольку правомерность удержания ответчиком денежных средств не подтверждена, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Общества, взыскав с Департамента транспорта 527 911 руб. 75 коп. субсидии.

Доводы, изложенные ответчиком и третьим лицом в апелляционных жалобах, не опровергают законность и обоснованность выводов суда первой инстанции и в связи с этим не принимаются судебной коллегией.

Иное толкование апеллянтами приведенных правовых норм, а также иная правовая оценка обстоятельств настоящего спора не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.

Апелляционные жалобы Департамента транспорта и Департамента финансов удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 января 2017 года по делу № А13-11825/2016оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента финансов Вологодской области, Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.В. Чередина

Судьи

А.Я. Зайцева

А.Н. Шадрина