ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
12 сентября 2017 года | г. Вологда | Дело № А13-11875/2016 | |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года .
В полном объёме постановление изготовлено сентября 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Осокиной Н.Н. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.,
при участии от Департамента экономического развития Вологодской области ФИО1 по доверенности от 12.04.2017 № 6 (до перерыва), от закрытого акционерного общества «Суда» руководителя ФИО2, ФИО3 по доверенности от 15.08.2017, от Департамента финансов Вологодской области ФИО4 по доверенности от 09.01.2017 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2017 года по делу № А13-11875/2016 (судья Коротышев Е.Н.),
у с т а н о в и л:
Департамент экономического развития Вологодской области (место нахождения: 160000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Департамент экономического развития) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Суда» (место нахождения: 162464, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Общество) о взыскании 2 130 798 руб. 43 коп. средств субсидии, предоставленной по договору от 10.12.2015 № П-129/2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области (место нахождения: 160000, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Департамент финансов).
Определением суда от 01 ноября 2016 года по ходатайству истца производство по делу № А13-11875/2016 приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Вологодской области по делу № А13-11934/2016.
Протокольным определением суда от 18 мая 2017 года производство по делу возобновлено.
Решением суда от 18 мая 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Департамент экономического развития с решением суда не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что Обществом в 2015 году в направленном на конкурсный отбор технико-экономическом обосновании (далее - ТЭО) на получение субсидии указаны недостоверные сведения об объеме налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды за 2014 год. Данные сведения не совпадают с показателями отчета о реализации ТЭО за 2014 год, представленного по ранее полученной субсидии. Считает, что значение одного и того же показателя за один и тот же период должно быть одинаковым. Ссылается на необоснованность выводов суда о том, что несопавдение значений показателей обусловлено разной редакцией постановления правительства Вологодской области от 01.04.2013 № 339 «О реализации государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы» (далее – Постановление № 339). Считает, что установление факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений является достаточным основанием для возврата средств субсидии в полном объеме.
Присутствовавший в судебном заседании до объявления перерыва представитель истца поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Общество в отзыве и его представители в заседании суда с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель Департамента финансов в судебном заседании до перерыва поддержали позицию подателя жалобы, просил решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением правительства Вологодской области от 03.10.2012 № 1156 утверждена государственная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы» (далее - Государственная программа). Ответственным исполнителем Государственной программы является Департамент экономического развития.
Министерством экономического развития Российской Федерации и правительством Вологодской области заключено соглашение от 12.08.2015 № 091-МБ-15 на предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в соответствии с Государственной программой.
В целях реализации Государственной программы Постановлением № 339 утверждены условия предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства различных видов субсидий, в том числе определен порядок предоставления субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка в редакции, действовавшей на момент заключения договора, получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие условиям, указанным в частях 1 и 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Вологодской области, получившие кредиты в российских кредитных организациях на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений, сооружений и (или) приобретение оборудования, включая затраты на монтаж оборудования, в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг), прошедшие конкурсный отбор в соответствии с порядком проведения конкурсного отбора технико-экономических обоснований (далее - ТЭО), определенным разделом 4 настоящего Порядка.
В силу пункта 1.3 Порядка субсидии предоставляются в текущем финансовом году на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам, уплаченных в текущем финансовом году, из расчета не более трех четвертых ключевой ставки Банка России, действовавшей на дату уплаты процентов, и не более 70% от фактически произведенных затрат на уплату процентов по кредитам. Максимальная сумма субсидии одному Заявителю в текущем финансовом году не может превышать 10000.0 тыс. руб.
Перечень документов, подлежащих представлению заявителем для участия в конкурсном отборе, определен в пункте 3.2 Порядка, в нем в том числе поименовано ТЭО с указанием основных производственных, экономических и социальных показателей в 3 экземплярах по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку и в 1 экземпляре в электронном виде на электронном носителе.
Как предусмотрено в пункте 4.1 Порядка, конкурсный отбор ТЭО проводится комиссией в соответствии с системой критериев и балльной оценки ТЭО деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что решением о предоставлении субсидии является акт Департамента экономического развития, после подписания которого заключаются договоры о предоставлении субсидии с получателями субсидии.
Судом установлено, что Департаментом экономического развития и Обществом по результатам конкурсного отбора 10.12.2015 заключен договор № П-129/2015 о предоставлении субсидии.
Согласно пункту 1.2 договора сумма предоставляемой Обществу субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитным договорам определена в размере 2 130 798 руб. 43 коп.
Средства субсидии перечислены Департаментом экономического развития Обществу по платежным поручениям от 22.12.2015 № 639745, от 29.12.2015 № 721455.
Пунктом 2.2.3.2 договора предусмотрена обязанность Общества возвратить полученные средства субсидии в полном объеме в случае установления факта предоставления недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пунктах 5.4, 5.7, 6.1 Порядка, непредставления документов, перечисленных в пункте 6.1 Порядка, нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, нарушения условий договора.
Департаментом финансов в период с 23.12.2015 по 18.04.2016 проведена внеплановая проверка использования средств областного бюджета, предусмотренных Государственной программой, по результатам которой составлен акт от 18.04.2016.
В акте, в частности, указывается на недостоверность сведений ТЭО заявителей, предоставленных на конкурный отбор в 2015 году, в том числе Обществом, ввиду их несоответствия данным, изложенным в отчете о реализации ТЭО за 2014 год.
На основании данного акта Департаментом финансов в адрес Департамента экономического развития вынесено представление от 02.06.2016, содержащее требование по принятию в срок до 01.09.2016 мер по возврату предоставленных средств бюджета с получателей субсидий, указавших недостоверные сведения в ТЭО.
Департамент экономического развития в уведомлении от 20.05.2016, полученном Обществом 31.05.2016, просил возвратить средства субсидии в сумме 2 130 798 руб. 43 коп. в течение 14 календарных дней со дня получения уведомления.
Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства и неисполнение Обществом требования о возврате субсидии, Департамент экономического развития обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда.
В силу части 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 2 пункта 2 названной статьи БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, какие положения должны содержаться в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны предусматривать в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ, введенным Федеральным законом от 15.02.2016 № 23-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В рассматриваемом случае предоставление субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013 - 2016 годы было установлено Государственной программой и принятым в ее развитие Постановлением № 339.
Одним из направлений поддержки малого и среднего предпринимательства Государственной программой и Постановлением № 339 предусмотрено предоставление субсидий из средств областного бюджета, в том числе на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях.
Критерии отбора субъектов малого и среднего предпринимательства, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, а также порядок возврата субсидии в случаях нарушения условий, установленных при ее предоставлении, определены Порядком.
Условия проведения конкурсного отбора ТЭО установлены разделом 3 Порядка. В силу подпункта 3.2.1 Порядка ТЭО является обязательным документом, предоставляемым заявителем на конкурсный отбор. Форма ТЭО и требования к содержанию изложены в приложении 2 к Порядку.
В разделе 6 Порядка предусмотрено проведение мониторинга за ходом реализации ТЭО. Так, согласно пункту 6.1 Порядка данный мониторинг осуществляется в соответствии с условиями договоров о предоставлении субсидии на основании представляемых в Департамент экономического развития получателями субсидии анкеты получателя поддержки по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку и отчета о реализации ТЭО по форме согласно приложению 8 к настоящему Порядку.
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка Департамент экономического развития, Департамент финансов в пределах своих полномочий осуществляют обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидии.
Пунктом 7.2 Порядка определено, что в случае установления факта представления получателем субсидии недостоверных сведений (документов), указанных в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 и пунктах 5.4, 5.7, 6.1 настоящего Порядка, на получение субсидии, нарушения условий, предусмотренных пунктами 1.2, 2.1, 2.2 настоящего Порядка, целей и порядка предоставления субсидии получателями субсидии, нарушения условий договора о предоставлении субсидии (далее - факт) Департамент экономического развития в течение 10 календарных дней со дня установления факта направляет (электронной почтой и (или) почтой) получателю субсидий уведомление с требованием о возврате в полном объеме полученной субсидии в соответствующий бюджет в течение четырнадцати календарных дней со дня получения соответствующего уведомления.
В настоящем споре Департамент экономического развития в обоснование требования о возврате субсидии ссылается на то, что Общество в представленном в 2015 году на конкурсный отбор ТЭО указало недостоверные сведения о размере налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды за 2014 год в сумме 2402 тыс. руб. Аналогичный показатель в отчете о реализации ТЭО за 2014 год имеет иное значение – 3481,7 тыс. руб.
Между тем доводы истца о недостоверности представленных Обществом сведений следует признать необоснованными в силу следующего.
Недостоверность сведений предполагает их несоответствие фактическим обстоятельствам. Однако в данном случае Обществом представлена в суд апелляционной инстанции налоговая отчетность за спорный период, подтверждающая информацию, содержащуюся в заявке на конкурсный отбор в 2015 году.
Объем начисленных Обществу налогов в бюджет и внебюджетные фонды за 2014 год в размере 2402 тыс. руб. подтверждается представленными ответчиком в материалы дела налоговыми декларациями и расчетами платы во внебюджетные фонды.
Таким образом, отраженные Обществом в заявке на конкурсный отбор сведения по спорному показателю основываются на налоговой отчетности ответчика за 2014 год. Доказательства того, что содержащиеся в отчетности данные не соответствуют фактическим показателям финансово-хозяйственной деятельности Общества за указанный период, отсутствуют.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности факта предоставления Обществом недостоверных сведений при получении субсидии.
Доказательств наличия иных нарушений, влекущих в силу пункта 7.2 Порядка и пункта 2.2.3.2 договора обязанность получателя субсидии возвратить денежные средства в бюджет, не имеется, и на данные обстоятельства истец, третье лицо не ссылаются.
С учетом изложенного, ввиду необоснованности заявленных требований, апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно отказал Департаменту экономического развития в иске о взыскании с Общества полученной по договору от 10.12.2015 № П-129/2015 субсидии.
Несоответствие сведений, указанных в заявке на конкурсный отбор в 2015 году, сведениям, содержащимся в отчете о реализации ТЭО за 2014 год, не свидетельствует о факте предоставления Обществом недостоверной информации при получении субсидии в 2015 году. При рассмотрении настоящего спора установлено, что отраженные в заявке данные подтверждаются налоговой отчетностью Общества за исследуемый период. Следует также отметить, что Порядок не содержит правил, указывающих на то, какие показатели бухгалтерской и налоговой отчетности подлежат отражению в ТЭО при подаче заявки на конкурсный отбор. Какие-либо методические рекомендации получателям субсидий по заполнению ТЭО также отсутствуют.
Более того, на момент проведения конкурса на получение субсидии в 2015 году Департамент экономического развития располагал отчетом Общества о реализации ТЭО за 2014 год. При наличии сомнений в достоверности указанной Обществом в заявке на конкурсный отбор информации истец вправе был истребовать необходимые для проверки данных сведений документы.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы, приведенные истцом, не опровергают правильность выводов суда. Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Департамента экономического развития удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Вологодской области от 18 мая 2017 года по делу № А13-11875/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития Вологодской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Чередина |
Судьи | А.Я. Зайцева Н.Н. Осокина |