ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-12101/2021 от 22.09.2022 АС Вологодской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 сентября 2022 года

       г. Вологда

Дело № А13-12101/2021

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2022 года .

В полном объеме постановление изготовлено сентября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зреляковой Л.В. и Шадриной А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Созвездие» ФИО1 по доверенности от 15.08.2022, ФИО2 по доверенности от 15.08.2022, от общества с ограниченной ответственностью «Синергия» ФИО1 по доверенности от 23.08.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Невские Сыры» и общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Созвездие» на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2022 года по делу № А13-12101/2021,

у с т а н о в и л:

Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 39, ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Невские Сыры» (адрес: 162604, <...>, ОГРН <***>,                    ИНН <***>; далее - Общество) о взыскании экологического сбора за 2017 год в сумме 499 273 руб. 20 коп.

Делу присвоен номер А56-31076/2021.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.08.2021 дело № А56-31076/2021 передано на рассмотрение Арбитражного суда Вологодской области по подсудности.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Созвездие» (далее – Компания, ООО «ИК «Созвездие»), общество с ограниченной ответственностью «Синергия» (далее -  ООО «Синергия»).

Решением от 12.05.2022 исковые требования удовлетворены.

Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, с письменными объяснениями, дополнительными письменными объяснениями, в которых просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы считает, что вывод суда о том, что была произведена только сортировка, а не утилизация ошибочен.

Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказать Управлению в удовлетворении исковых требований. Мотивируя апелляционную жалобу указывает, что Общество обеспечило утилизацию отходов силами третьих лиц и обязанность по уплате утилизационного сбора у ответчика отсутствует. Полагает, что извлечение полезных компонентов для их повторного применения является частью утилизации и абсолютно правомерным процессом.

Представители Компании в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали.

ООО «Синергия» в отзыве на апелляционные жалобы просит решение отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить, апелляционные жалобы удовлетворить.Представитель в судебном заседании позицию поддержал.

Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266   АПК РФ в отсутствие истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалоб.

Заслушав объяснения представителей Компании и Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобах, в письменных объяснениях, дополнительных письменных объяснениях, в отзыве на жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции,                   Общество представило в Управление следующие виды отчетности: декларацию о количестве выпущенных товаров на территории Российской Федерации, в том числе упаковки, за 2017 год; отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2017 год; форму расчета суммы экологического сбора за 2017 года; акт утилизации отходов.

Управлением проведена проверка полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора, соблюдения сроков его представления, а также своевременности и полноты внесения экологического сбора, в результате которой было установлено следующее: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за 2017 год представлена в установленный срок; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за 2017 год представлена в установленный срок; расчет суммы экологического сбора за 2017 год не представлен в установленный срок (16.04.2018); сумма экологического сбора не вносилась; выявлено наличие ошибок, допущенных при выполнении расчетов, противоречий между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении Управления.

В отчетности о выполнении нормативов утилизации Обществом заявлено об исполнении нормативов утилизации путем передачи всего количества отходов от использования товаров на утилизацию.

Управлением в адрес Общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов: акт об утилизации отходов и договор по утилизации отходов.

Обществом во исполнение данного запроса направлен в адрес Управления комплект документов, по результатам рассмотрения которого установлено, что представленные Обществом документы не подтверждают факт утилизации отходов от использования товаров.

В представленных актах утилизации отходов не указан код товаров произведенной продукции, а также произведена сортировка, которая не является подтверждением утилизации, представленные акты нельзя использовать в качестве подтверждения проведенной утилизации.

Управлением произведен перерасчет суммы экологического сбора, которая по результатам перерасчета составила 499 273 руб. 20 коп.

Также Управление составило акт контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения № АЭС-280 от 28.09.2018 с приложением требования по результатам контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения в срок 10 рабочих дней со дня получения устранить выявленные ошибки, а также погасить задолженность по экологическому сбору в размере 499 273 руб. 20 коп. согласно расчету.

Невнесение Обществом экологического сбора за 2017 год послужило основанием для обращения управления в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно (пункт 3 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ).

Пунктом 9 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

На основании пункта 4 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самим производителем товаров, импортером товаров следующими способами: путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров; путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Согласно пункту 9.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ выполнение нормативов утилизации подтверждается: договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 данной статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации; актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 данной статьи.

В соответствии с пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 данной статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Соответственно Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 утверждено Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - Положение № 1417).

Согласно пункту 17 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Пунктом 7 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ установлено, что производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 данного Закона.

Пунктами 1, 2 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ определено, что экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 данного Закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

Порядок взимания экологического сбора устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015                № 1073 (далее - Постановление № 1073) утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила № 1073).

Согласно пункту 3 Правила взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 (далее – Правила №1073) взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 1073 уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации: а) плательщиками, являющимися производителями товаров, - на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика; б) плательщиками, являющимися импортерами товаров, - на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

Согласно пункту 10 Правил № 1073 для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, заполненную форму расчета суммы экологического сбора.

Администратор экологического сбора осуществляет контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (пункт 15 Правил № 1073).

Пунктом 2 Постановления № 1073 установлено, что уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются, начиная с 2017 года, ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (пункт 7 Правил № 1073). Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Пунктом 25 Правил № 1073 предусмотрено, что в случае невнесения (или внесения не в полном объеме) экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности. В случае если в течение 30 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Как верно установлено судом первой инстанции на основе представленных материалов дела, в процессе утилизации произведены «Макулатура несортированная» и «Пленка полиэтиленовая вторичная» путем извлечения полезного компонента из твердых коммунальных отходов в процессе их сортировки в соответствии с актами утилизации.

Однако судом также установлено, что в актах утилизации содержится противоречие между кодами отходов по ФККО и указанным процессом утилизации. «Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные» (код отхода по ФККО 40518401605) и «Отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные» (код отхода по ФККО 43412002295) не являются твердыми коммунальными отходами в соответствии с приказом Росприроднадзора                   от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, процесс сортировки, указанный в актах утилизации, является частью обработки отходов, не является утилизацией в смысле, придаваемом Законом № 89-ФЗ.

В соответствии со статьей 24.2 Закона № 89-ФЗ утилизация - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); под обработкой отходов понимается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Как следствие, суд сделал верный вывод о том, что извлечение полезных компонентов из указанных отходов на объектах обработки является неправомерным.

Согласно Закону № 89-ФЗ акт об утилизации должен подтверждать, что конкретные количества определенных видов отходов в отчетном периоде были использованы для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе, повторное применение отходов по прямому назначению, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки, а также извлечение полезных ископаемых для их повторного применения.

Истцом установлено, что в отчетности о выполнении нормативов утилизации Обществом заявлено об исполнении нормативов утилизации путем передачи всего количества отходов от использования товаров на утилизацию.

Суд первой инстанции, проанализировав акты об утилизации № 1 и № 2, пришел к выводу, что ООО «Синергия», которое привлечено ООО «ИК «Созвездие» для исполнения обязательств (между ООО «ИК «Созвездие» и Обществом заключен договор оказания услуг по выполнению нормативов утилизации отходов от 01.12.2017), не возвращает отходы в произведенный цикл, а лишь сортирует и обрабатывает их.

В акте утилизации отходов № 1 указано, что ООО «Синергия» осуществило сбор и транспортирование отходов от использования готовых товаров ООО «Невские сыры» в количестве 1 057 455 кг.

При этом сбор и транспортирование отходов не относится к процессу утилизации.

Согласно акту утилизации от 30.01.2018 № 2 ООО «Невские сыры» указывает, что передало на утилизацию ООО «Синергия» «Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные» (код отхода по ФККО 4 05 184 01 60 5) и «Отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные» (код отхода по ФККО 4 34 120 02 29 5).

В процессе утилизации произведены «Макулатура несортированная» и «Пленка полиэтиленовая вторичная» путем извлечения полезного компонента из твердых коммунальных отходов в процессе их сортировки согласно приложенным актам утилизации.

Судом правомерно установлено противоречие в актах утилизации между кодами отходов по ФККО и процессом утилизации: «Отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные» (код отхода по ФККО 4 05 184 01 60 5) и «Отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные» (код отхода по ФККО 4 34 120 02 29 5) не являются твердыми коммунальными отходами, исходя из Приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Кроме того, процесс сортировки, указанный в актах, является частью обработки отходов и не является утилизацией в смысле, придаваемом Законом № 89-ФЗ, поскольку обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Те же противоречия установлены в акте от 15.03.2018.

Кроме того, в актах утилизации указано о производстве товарной продукции «Макулатура несортированная» и «Пленка полиэтиленовая вторичная», однако коды указанной продукции отсутствуют в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, таким образом, они не являются товарной продукцией.

Согласно пояснениям истца, общее количество отходов, исходя из представленных актов, превышает заявленное ответчиком количество в представленной истцу отчетности.

Таким образом, суд обоснованно признал, что ответчиком доказательства, подтверждающие достоверный факт утилизации не представлены.

Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности судом обоснованно отклонено с учетом положений статьи 200 ГК РФ пункта 25 Правил 1073. В данной части апелляционные жалобы доводов не содержат.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности исковых требований Управления и взыскал с Общества 499 273 руб. 20 коп. экологического сбора.

Апелляционный суд не находит оснований для опровержения позиции суда первой инстанции.

Судебные расходы распределены судом в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.

Фактически доводы подателей жалоб направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционного суда отсутствуют.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на их подателей.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 мая 2022 года по делу № А13-12101/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Невские Сыры» и общества с ограниченной ответственностью «Инвестиционная компания «Созвездие» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Колтакова

Судьи

Л.В. Зрелякова

А.Н. Шадринаа