ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А13-12553/2011 от 03.07.2012 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      03 июля 2012 года                                                        Дело № А13-12553/2011

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И.,

рассмотрев 03.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.01.2012 (судья Курпанова Н.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 (судьи Козлова С.В., Виноградов О.Н., Федосеева О.А.) по делу № А13-12553/2011,

у с т а н о в и л:

Департамент имущественных отношений Вологодской области,  место нахождения: 160035, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500036998 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Агентство независимой экспертизы», место нахождения: 160024, г. Вологда, ул. Карла Маркса, д. 177а, кв. 37, ОГРН 1093525000645 (далее - Общество), о взыскании 23 447 руб. 93 коп. задолженности по арендной плате за период с октября 2009 года по декабрь 2010 года и 3009 руб. 12 коп. пеней за просрочку внесения арендных платежей, начисленных по состоянию на 22.09.2011.

Определением от 07.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение Вологодской области «Бизнес-инкубатор» место нахождения: 160029, г. Вологда, Машиностроительная ул., д. 19, ОГРН 1063525106534 (далее - Учреждение).

Решением от 27.01.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2012, в иске отказано.

В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами  норм материального права,  просит отменить решение и постановление и иск удовлетворить. Податель жалобы считает, что суды сделали неправильный вывод о том, что Департамент не вправе взыскивать арендную плату за использование имущества, находящегося в оперативном управлении Учреждения; суды не учли, что в силу законодательства Вологодской области арендодателем имущества области, закрепленного на праве оперативного управления за государственным  учреждением, выступает Департамент совместно с Учреждением; участие Департамента в договоре аренды следует рассматривать как форму выражения согласия на сдачу имущества в аренду; Учреждение не имеет права на получение арендных платежей от сдачи спорного имущества в аренду, поскольку арендная плата в полном объеме  подлежит учету в доходах областного бюджета.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель), Общество (арендатор) и Учреждение (владелец) 27.02.2010 заключили договор № 31 аренды нежилых помещений, по условиям которого арендодатель и владелец передали арендатору нежилые помещения № 19 и 20 общей площадью 19,8 кв. м, находящиеся на первом этаже здания по адресу: г. Вологда,  Машиностроительная ул., д. 19. Срок аренды определен с момента подписания договора по 13.10.2010. Стороны установили, что условия договора применяются к отношениям, возникшим с 15.10.2009 (пункт 1.2 договора).

 Названные нежилые помещения являются собственностью Вологодской области и закреплены за Учреждением на праве оперативного управления на основании договоров от 23.05.2007 № 70 и от 21.06.2010 № 15, заключенных между Департаментом и Учреждением (свидетельство о государственной регистрации права от 24.08.2009 серии 35-СК N 572008).

Согласно пунктам 2.2.9 и 3.1 договора аренды арендатор обязался ежемесячно перечислять арендную плату в размере, указанном в приложении № 2 к договору, не позднее 10-го числа текущего месяца.

В соответствии с пунктом 4.1 договора в случае невнесения арендатором платежей в сроки, установленные договором, он уплачивает неустойку в размере одной трехсотой годовой ставки рефинансирования Банка России с просроченной суммы за каждый день просрочки.

Департамент, ссылаясь на то, что Общество ненадлежащим образом исполняет обязательства по внесению арендной платы, обратился с настоящим иском в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, исходя из того, что помещения, переданные в аренду Обществу, закреплены за Учреждением на праве оперативного управления, поэтому Департамент не является надлежащим лицом, имеющим право на взыскание арендной платы за использование имущества, переданного в оперативное управление.

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в редакции, действовавшей до мая 2010 года, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.

По смыслу пункта 2 этой же статьи собственник вправе распорядиться имуществом, ранее закрепленным за учреждением, только после изъятия данного имущества из оперативного управления учреждения в установленном законом порядке.

В силу пункта 2 статьи 299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Согласно разъяснениям, приведенным в четвертом абзаце пункта 2 и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 22.07.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.2007 № 23), а также с учетом выводов, содержащихся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 24.06.1997 № 4214/96 и от 16.06.2009 № 998/09, правом получения арендных платежей за недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, а соответственно, и материального возмещения в счет таких платежей обладает учреждение. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом, а следовательно, не имеет права и на получение доходов от него. Положения бюджетного законодательства определяют не содержание прав учреждения на доходы, а закрепляют особенности их учета, поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов учреждения не изменяет закрепленный Гражданским кодексом Российской Федерации объем прав учреждения относительно данных доходов.

Принимая во внимание изложенное, суды правильно посчитали несостоятельной ссылку Департамента на то, что он как администратор доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, имеет право на взыскание арендной платы от сданного в аренду спорного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права, материалы дела исследовали полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дали надлежащую правовую оценку. Изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационным судом не установлено, в связи с чем решение и постановление отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 27.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012 по делу № А13-12553/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области – без удовлетворения.

            Председательствующий                                                   Г.М. Рудницкий

    Судьи                                                                                  Т.С. Гафиатуллина

                                                                                                 Т.И. Сапоткина